Найти в Дзене
JAC MOTORS

Минивэн – самая бесполезная машина... или решение всех проблем?

Минивэн — тип кузова, который появился в начале 1980-х годов и объединил в себе удобство и простор микроавтобуса с управляемостью и динамикой легкового автомобиля. В 80-е и 90-е такие машины держались в топе продаж в США, Франции и Японии, но затем начали проигрывать конкуренцию кроссоверам. В последние годы минивэны возвращаются. Мы разобрались почему.
Формула успеха
Идея взять легковой автомобиль, поднять ему крышу, увеличить колесную базу и максимально эффективно использовать внутреннее пространство родилась у инженеров еще в 1970-е годы на фоне роста популярности вэнов, как их называли в США, или микроавтобусов, как было принято говорить в Европе. Однако маркетологи не были уверены, что рынку нужны подобные машины, ведь они не получали соответствующего запроса от покупателей. Лишь в 1984 году во Франции и Соединенных Штатах почти одновременно вышли серийные минивэны.
Оказалось, что именно это было нужно рынку. Модели-пионеры сразу же начали расходиться тиражами в несколько тысяч

Минивэн — тип кузова, который появился в начале 1980-х годов и объединил в себе удобство и простор микроавтобуса с управляемостью и динамикой легкового автомобиля. В 80-е и 90-е такие машины держались в топе продаж в США, Франции и Японии, но затем начали проигрывать конкуренцию кроссоверам. В последние годы минивэны возвращаются. Мы разобрались почему.

Формула успеха
Идея взять легковой автомобиль, поднять ему крышу, увеличить колесную базу и максимально эффективно использовать внутреннее пространство родилась у инженеров еще в 1970-е годы на фоне роста популярности вэнов, как их называли в США, или микроавтобусов, как было принято говорить в Европе. Однако маркетологи не были уверены, что рынку нужны подобные машины, ведь они не получали соответствующего запроса от покупателей. Лишь в 1984 году во Франции и Соединенных Штатах почти одновременно вышли серийные минивэны.

Оказалось, что именно это было нужно рынку. Модели-пионеры сразу же начали расходиться тиражами в несколько тысяч машин в год, а менее расторопные конкуренты кинулись в погоню за брендами-первопроходцами. Этот пример стал хрестоматийным: клиент не может хотеть того, что еще не существует на рынке. Поэтому задача автопроизводителя — изучить запросы аудитории и придумать решение, которое сможет их удовлетворить. Покупатели не говорили о том, что им нужен минивэн, потому что просто не могли его вообразить. А вот получить просторный и универсальный автомобиль, не потеряв при этом преимуществ легковой машины, они хотели.

К середине 90-х годов минивэны были в модельном ряду почти каждого автопроизводителя в мире, а в Японии каждая марка выпускала по несколько таких машин для разных целевых аудиторий.

Водителям нравилось, что посадка за рулем минивэна не сильно отличалась от привычной по седанам и универсалам. Руль и другие органы управления также были установлены на привычных местах, а не горизонтально, как в микроавтобусах. При этом места над головой было больше, багажники — просторнее, чем в универсалах, а в удлиненных версиях на третьем ряду было так же много места для ног, как и на втором. Минивэны в целом отличало максимально эффективное использование пространства: многочисленные тайнички и другие места для хранения позволяли разместить разноформатный багаж и мелочевку.

Вместо лимузина
В США минивэны стали настоящей мечтой семейной аудитории и просто уничтожили сегмент полноразмерных универсалов, которые были больше снаружи, но теснее внутри. В Европе, где семьи в среднем меньше, минивэны тоже стали популярными, но заняли меньший сегмент рынка. Сыграло свою роль наличие на рынке комфортных и сравнительно компактных микроавтобусов на основе коммерческих фургонов, которые успешно конкурировали с минивэнами в сегменте корпоративных перевозок.

А вот в Японии минивэны помимо семейного и корпоративного транспорта стали еще и представительскими автомобилями. Обеспеченные японцы оценили возможность заходить в машину почти не пригибаясь, а также вытягивать ноги в креслах повышенной комфортности. Классический японский минивэн тех лет — это два роскошных трона на втором ряду, напоминающие кресла в бизнес-классе авиалайнера, а также два куда более скромных стульчика на третьем ряду, адресованные секретарям или переводчикам.

Такая конфигурация была куда удобнее классического многоместного лимузина, в котором босс сидел на заднем ряду, а референты — на откидных стульчиках-страпонтенах перед ним. Минивэн обеспечивал больший комфорт и для VIP-пассажира, и для его подчиненных.

От заката до рассвета
В 2000-е годы в США начался бум кроссоверов. Тогда даже у лидеров рынка продажи минивэнов упали в разы, а те автопроизводители, кто так и не смог добиться популярности в этом сегменте, просто прекратили производство машин этого класса. В Европе ситуация была еще печальнее. Зато в Азии минивэны оставались востребованными, причем помимо Японии они завоевали сначала Южную Корею, а потом и Китай. Первое время в КНР пользовались популярностью именно семейные версии с одинаковыми сиденьями на всех рядах, а в 2010-е годы в стране начался бум бизнес-вэнов.

Поначалу китайские потребители оценили возможность поместить в машину три поколения семьи, включая пожилых и детей. Старшее поколение оценило удобство посадки и высадки, дети могли разложить на откидных столиках свои игрушки, а в багажнике еще оставалось место для всякой всячины. Кроме того, минивэны отлично подходили на роль корпоративного шаттла: в одной машине можно было перевезти почти столько же людей, сколько в микроавтобусе, обеспечив при этом комфорт седана.

Сначала большая часть рынка минивэнов в КНР принадлежала импортным брендам, а китайские производители сконцентрировались на легковых машинах и внедорожниках. Но в 2010-е годы популярность минивэнов в Поднебесной достигла таких масштабов, что местные компании уже не могли оставаться в стороне. Минивэны появились в ассортименте всех крупнейших производителей. Причем бренды, как правило, стали предлагать несколько версий каждой модели для разных целей и задач.

Обычно базовая версия — это тот самый корпоративный шаттл или семейный автомобиль, способный принять на борт восемь человек и много вещей. Следом идут более комфортные модификации с раздельными капитанскими креслами второго ряда, а на вершине — настоящий представительский вариант с «тронами» бизнес-класса и роскошной отделкой.

В России минивэны долгие годы пользовались ограниченным спросом: потребности в столь большом семейном автомобиле не было, а с ролью корпоративного шаттла справлялись и микроавтобусы. А вот бизнес-вэны всегда были популярны. Из-за отсутствия на рынке подобных машин клиентам приходилось обращаться в тюнинг-ателье, которые переделывали под представительские нужды коммерческие фургоны. Увы, никакая шумоизоляция, капитанские кресла и роскошная отделка не могли скрыть их грузовую сущность.

С появлением на рынке современных бизнес-вэнов из Китая этот сегмент начал стремительно расти. И клиентов легко понять! Например, JAC RF8 предлагает пассажирам по-настоящему королевский комфорт по доступной цене. Кресла в салоне дают большую вариацию компоновки внутреннего пространства для различных задач, и речь не только о перевозке людей: это и хобби, и бизнес, и просто транспортировка крупногабаритного груза, ну, а про водителя стоит говорить отдельно: продуманная эргономика, все современные ассистенты, приятная мультимедийная панель, хорошая обзорность - всем этим убранством новая модель будет радовать каждый день. ,

Предзаказы на JAC RF8 уже стартовали по ссылке: https://clck.ru/3QKDUT