Найти в Дзене

Казанский психолог раскрыла проблему учительского буллинга, отметив, что отличники тоже становятся его жертвами

Глава СКР Александр Бастрыкин взял на контроль проведение проверки по жалобе матери 8-летнего казанского школьника, которая утверждает, что ее ребенка-инвалида систематически унижает и бьет… учительница. Эта ситуация стала поводом для разговора корреспондента «РТ» с психологом о буллинге со стороны педагогов и его природе. Юлия Холодова – практикующий психолог-конфликтолог, педагог казанского научно-практического центра клинической и нейропсихологии «Ирбис». Она также автор книги «Буллинг: молчать нельзя, рассказывать. Психология школьной травли». Юлия глубоко разбирается в школьных конфликтах. – Юлия Борисовна, дети с инвалидностью часто сталкиваются с травлей со стороны сверстников. Но чтобы это происходило при участии учителя… – Детская психология такова, что необычное, отличное от привычного вызывает у ребенка страх и тревогу. Часто это приводит к защитной реакции – агрессии. Дети с особенностями развития особенно уязвимы из-за своей заметной непохожести. Любая черта, выделяющая ре
Оглавление

Глава СКР Александр Бастрыкин взял на контроль проведение проверки по жалобе матери 8-летнего казанского школьника, которая утверждает, что ее ребенка-инвалида систематически унижает и бьет… учительница. Эта ситуация стала поводом для разговора корреспондента «РТ» с психологом о буллинге со стороны педагогов и его природе.

Фото: предоставлено Юлией Холодовой.
Фото: предоставлено Юлией Холодовой.

АГРЕССИЯ ОТ ВЫГОРАНИЯ И БЕСПОМОЩНОСТИ

Юлия Холодова – практикующий психолог-конфликтолог, педагог казанского научно-практического центра клинической и нейропсихологии «Ирбис». Она также автор книги «Буллинг: молчать нельзя, рассказывать. Психология школьной травли». Юлия глубоко разбирается в школьных конфликтах.

– Юлия Борисовна, дети с инвалидностью часто сталкиваются с травлей со стороны сверстников. Но чтобы это происходило при участии учителя…

– Детская психология такова, что необычное, отличное от привычного вызывает у ребенка страх и тревогу. Часто это приводит к защитной реакции – агрессии. Дети с особенностями развития особенно уязвимы из-за своей заметной непохожести. Любая черта, выделяющая ребенка из группы – будь то диагноз, поведение или внешность – может стать поводом для изоляции и насмешек. Буллинг – это проблема не одного ребенка, а всего коллектива. Учитель играет ключевую роль: он формирует нормы общения в классе, развивает не только интеллект, но и эмоциональный интеллект детей. Если педагог игнорирует проявления дискриминации и травли, он закрепляет агрессивное поведение.

– Если факты, изложенные в жалобе матери восьмилетнего казанского мальчика, подтвердятся, каковы могут быть причины такого поведения учителя?

– Агрессивное поведение педагога по отношению к ребенку может иметь разные причины – как личностные, так и организационные. Среди личностных факторов: эмоциональное выгорание, чувство беспомощности при поддержании дисциплины без агрессии, неспособность найти подход к конкретному ученику. Среди организационных: перегруженность учителей, большое количество учеников в классе, среди которых есть те, кто требует индивидуального внимания, а также отсутствие четких критериев, определяющих допустимые педагогические методы.

– В советской школе учитель мог ударить ученика линейкой, назвать его дебилом, и никто не возмущался. Сегодня времена изменились, такое поведение недопустимо. Но официальных правил, что можно, а что нельзя учителям, не существует.

– Антибуллинговая программа могла бы помочь. Она установила бы четкие правила общения для всех участников учебного процесса.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЙТИНГА

– Вам приходилось сталкиваться с буллингом со стороны педагогов?

– Да, особенно в начальных классах с большим количеством учеников. Некоторые из них нуждались в повышенном внимании учителя. Это были дети с неврологическими особенностями и проблемами в развитии речи, которым было трудно осваивать учебный материал. Интеграция таких детей в школьную среду требует от преподавателя значительных усилий. Но часто у учителя не хватает ресурсов, опыта и навыков для адекватного реагирования на такие ситуации. При этом он остается один на один с проблемой, не получая достаточной поддержки от школьного психолога, логопеда или других опытных коллег. В таких случаях педагогические методы могут перетекать в открытую агрессию, которая становится систематической. Наша задача – оказать учителям своевременную помощь в подобных ситуациях.

Юлия Холодова: «Дети с особенностями развития находятся в группе повышенного риска из-за своей очевидной отличности от большинства».
Фото: Денис Гордийко, kzn.ru
Юлия Холодова: «Дети с особенностями развития находятся в группе повышенного риска из-за своей очевидной отличности от большинства». Фото: Денис Гордийко, kzn.ru

– Иногда агрессию учителей могут вызывать не только отстающие ученики, но и отличники. Например, дочь моих знакомых была круглой отличницей, и учителя часто привлекали её к участию в олимпиадах по разным предметам. Это повышало их личный рейтинг и престиж школы. В старших классах девочка решила сосредоточиться на гуманитарных науках для поступления в вуз и отказалась от олимпиад по другим предметам. Преподаватели начали критиковать её, придираться по мелочам. В итоге школьницу перевели на семейное обучение.

– Эта ситуация — пример профессионального буллинга. Учителя видят в ученике не личность, а инструмент для повышения своих показателей. Это нарушает профессиональную этику.

Одарённый ребёнок, чьи успехи сначала используют, а потом начинают принижать, тяжело переживает несправедливость. Это может отбить у него желание учиться, что особенно важно в наше время.

– В школах часто случается: родители сдают деньги на шторы для класса, но одна мама отказывается. Классный руководитель узнает об этом и начинает дразнить ученика перед всем классом.

Такие ситуации бывают и в детских садах. Добровольные взносы родителей не должны влиять на отношение педагога к ребенку. Если учитель так поступает, это нарушение этики и намеренное действие, которое ухудшает положение ребенка в коллективе, создает враждебную атмосферу и провоцирует травлю со стороны сверстников. Ребенок чувствует себя одиноким и ущербным, но сам повлиять на ситуацию не может, потому что это ответственность взрослых.

Фото: Денис Гордийко, kzn.ru
Фото: Денис Гордийко, kzn.ru

ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ – СМЕНИТЬ ШКОЛУ

– Что делать родителям, если учитель предвзято относится к их ребенку?

– В первую очередь стоит поговорить с учителем. Если это не поможет, обратитесь к администрации школы. Также стоит проконсультироваться со школьным психологом и социальным педагогом. Если в школе есть служба примирения, можно воспользоваться услугами посредников. Обычно этого достаточно, если проблема единичная.

Если ситуация не меняется, а руководство закрывает глаза на проблему, подайте жалобу в управление образования, полицию или прокуратуру.

– Родители часто не хотят связываться с разбирательствами. Жалея время и силы, они переводят детей в другие школы.

– Однако смена школы — это тоже выход. Главное для родителей — здоровье, безопасность и эмоциональное благополучие ребенка. Поиск справедливости не должен быть важнее этого.

– Выступали ли вы экспертом в судебных делах, связанных с буллингом со стороны учителей?

– Нет. Пока буллинг не признан юридически, такие процессы редки. Обычно правоохранительные органы вмешиваются, когда длительное издевательство приводит к попыткам самоубийства или другим серьезным последствиям.

– Вы отметили, что одной из причин буллинга со стороны педагогов становится их усталость и эмоциональное выгорание. Можно ли считать эти факторы оправданием для учительской агрессии?

Моральное истощение, хроническая усталость и стресс негативно влияют на психику, снижают эмпатию и могут приводить к неконтролируемым вспышкам гнева. В состоянии сильного эмоционального стресса реакции становятся инстинктивными, даже если человек осознает их ошибочность. Однако дети не должны страдать из-за этого. Если педагог срывается на ребенка, это сигнал о том, что школа не обеспечивает достаточную психологическую поддержку сотрудникам и не создает безопасной среды для учеников. Подобные проблемы необходимо решать комплексно, не ставя под угрозу благополучие детей.

Хочу особо отметить, что профессиональный стресс и выгорание могут привести к буллингу, но это не оправдывает его.

Больше статей на сайте «Республика Татарстан»