Толстовка сегодня прочно ассоциируется с удобной повседневной одеждой, и каждый знает, чем она отличается от свитшота, худи и спортивной мастерки. Но мало кто задумывается, что за этим простым названием скрывается целая занимательная история, уходящая корнями в XIX век и связанная с личностью Льва Толстого. Путь толстовки – от крестьянской блузы писателя до культового предмета современного гардероба – отражает изменения не только в моде, но и в мировоззрении общества.
От «толстовцев» к символу простоты
Во времена жизни Льва Толстого слово «толстовка» вовсе не имело отношения к одежде. В 19 веке им называли последовательниц толстовского учения, которые, следуя идеям писателя, отказывались от богатства, земель и крепостных. Например, Николай Лесков в рассказе «Зимний день» называл «толстовкой» женщину, исповедующую идеалы Льва Толстого.
Сам же писатель предпочитал простую крестьянскую блузу – просторную, подпоясанную ремнём рубаху без излишеств, которую он носил и дома. Именно этот образ мы видим на картинах – бородатый Толстой в свободной рубахе стал визуальной основой будущей толстовки. Вот только писатель не придумал новый вид одежды, т.к. название его подрясника появилось позже.
Как подрясник стал толстовкой
Первое употребление слова «толстовка» применительно к одежде можно найти в дневниках Андрея Белого. А это значит, что слово стало употребляться с 1930 года. Автор вспоминает Толстого «в толстовке», значит термин вошёл в обиход уже после смерти писателя.
Но настоящее рождение толстовки как предмета одежды произошло после установления советской власти. Именно тогда возникла идея простоты, уравнивания, отречения от буржуазной пышности – и простая, скромная толстовка стала её наглядным воплощением. Свободная, неброская, без украшений, она подчёркивала принадлежность к «новому миру», в котором не было места роскоши.
В рассказах Бориса Пильняка и Евгения Замятина толстовка становится символом нового человека – человека труда, лишённого внешних отличий. В «Золотом телёнке» и «Мастере и Маргарите» герои тоже носят толстовки, что подчёркивает их повседневность и простоту.
К середине 1920-х годов образ толстовки претерпел изменения. Так называли уже не крестьянскую рубаху, а куртку полувоенного покроя, напоминающую френч. Это была практичная верхняя одежда, с накладными карманами, подпоясанная ремнём – своеобразный компромисс между строгостью и гражданским удобством.
Исчезновение и новая мода
К концу 1930-х годов толстовки постепенно перестали носить. В послевоенные годы их вытеснили кители, костюмы и куртки городского покроя. Писательница Надежда Мандельштам вспоминала, что эстетика вновь повернулась к «парадности» и просторная рубаха революционной эпохи стала анахронизмом. Лишь спустя полвека слово «толстовка» вернулось в обиход – уже с новым смыслом. В начале 1990-х годов, на волне англоязычных заимствований, русская речь пополнилась словами «свитшот» и «худи». Однако именно «толстовка» прижилась как отечественный аналог: так называли тёплую спортивную кофту из плотного трикотажа, иногда с капюшоном.
В газетах начала 1990-х слово «толстовка» ещё брали в кавычки – например, «Коммерсантъ» в 1992 году писал о «модных “толстовках”», но уже через год кавычки исчезли. Термин окончательно закрепился за новым типом одежды, сохранив при этом ассоциацию с простотой и демократичностью – чертами, унаследованными от толстовской философии.
Современная толстовка: универсальность и стиль
Сегодня толстовка – это универсальный элемент гардероба, соединяющий комфорт и индивидуальность. Она может быть частью спортивного костюма, модного стрит-образа или даже офисного кэжуал. Современные дизайнеры экспериментируют с формой, материалами и символикой: от минималистичных моделей до толстовок с логотипами, принтами и асимметричными вырезами. И всё же в самой сути толстовки – её философия простоты. Как и у Толстого, для которого отказ от внешнего блеска означал возвращение к подлинности, современная толстовка выражает свободу, естественность и внутренний комфорт. Эта одежда способна рассказать о человеке больше, чем костюм или платье.
История толстовки – это путь культурной трансформацим. От крестьянской блузы великого писателя к одежде революционных рабочих, а затем – к популярному современному символу моды. Её путь отражает изменения общества: от идеалов простоты и равенства к стремлению к индивидуальности и комфорту.
Читайте похожие материалы:
Ещё больше о жизни и философии Толстого:
- «Лев в тени Льва. История любви и ненависти», Павел Басинский.
- «Царство божие внутри вас», Лев Толстой.
- «Лев Толстой и жена. Смешной старик со страшными мыслями», Андрей Шляхов.
- «Жизнь с гением. Жена и дочери Льва Толстого», Надежда Михновец
- «Лев Толстой: Исповедь. В чем моя вера? О жизни», Лев Толстой.