Найти в Дзене
Литрес

Писатель Лев Толстой и его толстовка: история культурной трансформации

Толстовка сегодня прочно ассоциируется с удобной повседневной одеждой, и каждый знает, чем она отличается от свитшота, худи и спортивной мастерки. Но мало кто задумывается, что за этим простым названием скрывается целая занимательная история, уходящая корнями в XIX век и связанная с личностью Льва Толстого. Путь толстовки – от крестьянской блузы писателя до культового предмета современного гардероба – отражает изменения не только в моде, но и в мировоззрении общества. Во времена жизни Льва Толстого слово «толстовка» вовсе не имело отношения к одежде. В 19 веке им называли последовательниц толстовского учения, которые, следуя идеям писателя, отказывались от богатства, земель и крепостных. Например, Николай Лесков в рассказе «Зимний день» называл «толстовкой» женщину, исповедующую идеалы Льва Толстого. Сам же писатель предпочитал простую крестьянскую блузу – просторную, подпоясанную ремнём рубаху без излишеств, которую он носил и дома. Именно этот образ мы видим на картинах – бородатый Т
Оглавление

Толстовка сегодня прочно ассоциируется с удобной повседневной одеждой, и каждый знает, чем она отличается от свитшота, худи и спортивной мастерки. Но мало кто задумывается, что за этим простым названием скрывается целая занимательная история, уходящая корнями в XIX век и связанная с личностью Льва Толстого. Путь толстовки – от крестьянской блузы писателя до культового предмета современного гардероба – отражает изменения не только в моде, но и в мировоззрении общества.

От «толстовцев» к символу простоты

Во времена жизни Льва Толстого слово «толстовка» вовсе не имело отношения к одежде. В 19 веке им называли последовательниц толстовского учения, которые, следуя идеям писателя, отказывались от богатства, земель и крепостных. Например, Николай Лесков в рассказе «Зимний день» называл «толстовкой» женщину, исповедующую идеалы Льва Толстого.

Сам же писатель предпочитал простую крестьянскую блузу – просторную, подпоясанную ремнём рубаху без излишеств, которую он носил и дома. Именно этот образ мы видим на картинах – бородатый Толстой в свободной рубахе стал визуальной основой будущей толстовки. Вот только писатель не придумал новый вид одежды, т.к. название его подрясника появилось позже.

Как подрясник стал толстовкой

Первое употребление слова «толстовка» применительно к одежде можно найти в дневниках Андрея Белого. А это значит, что слово стало употребляться с 1930 года. Автор вспоминает Толстого «в толстовке», значит термин вошёл в обиход уже после смерти писателя.

Картина «Портрет Льва Толстого» Ильи Репина
Картина «Портрет Льва Толстого» Ильи Репина

Но настоящее рождение толстовки как предмета одежды произошло после установления советской власти. Именно тогда возникла идея простоты, уравнивания, отречения от буржуазной пышности – и простая, скромная толстовка стала её наглядным воплощением. Свободная, неброская, без украшений, она подчёркивала принадлежность к «новому миру», в котором не было места роскоши.

В рассказах Бориса Пильняка и Евгения Замятина толстовка становится символом нового человека – человека труда, лишённого внешних отличий. В «Золотом телёнке» и «Мастере и Маргарите» герои тоже носят толстовки, что подчёркивает их повседневность и простоту.

К середине 1920-х годов образ толстовки претерпел изменения. Так называли уже не крестьянскую рубаху, а куртку полувоенного покроя, напоминающую френч. Это была практичная верхняя одежда, с накладными карманами, подпоясанная ремнём – своеобразный компромисс между строгостью и гражданским удобством.

Исчезновение и новая мода

К концу 1930-х годов толстовки постепенно перестали носить. В послевоенные годы их вытеснили кители, костюмы и куртки городского покроя. Писательница Надежда Мандельштам вспоминала, что эстетика вновь повернулась к «парадности» и просторная рубаха революционной эпохи стала анахронизмом. Лишь спустя полвека слово «толстовка» вернулось в обиход – уже с новым смыслом. В начале 1990-х годов, на волне англоязычных заимствований, русская речь пополнилась словами «свитшот» и «худи». Однако именно «толстовка» прижилась как отечественный аналог: так называли тёплую спортивную кофту из плотного трикотажа, иногда с капюшоном.

Фото: wildberries
Фото: wildberries

В газетах начала 1990-х слово «толстовка» ещё брали в кавычки – например, «Коммерсантъ» в 1992 году писал о «модных “толстовках”», но уже через год кавычки исчезли. Термин окончательно закрепился за новым типом одежды, сохранив при этом ассоциацию с простотой и демократичностью – чертами, унаследованными от толстовской философии.

Современная толстовка: универсальность и стиль

Сегодня толстовка – это универсальный элемент гардероба, соединяющий комфорт и индивидуальность. Она может быть частью спортивного костюма, модного стрит-образа или даже офисного кэжуал. Современные дизайнеры экспериментируют с формой, материалами и символикой: от минималистичных моделей до толстовок с логотипами, принтами и асимметричными вырезами. И всё же в самой сути толстовки – её философия простоты. Как и у Толстого, для которого отказ от внешнего блеска означал возвращение к подлинности, современная толстовка выражает свободу, естественность и внутренний комфорт. Эта одежда способна рассказать о человеке больше, чем костюм или платье.

История толстовки – это путь культурной трансформацим. От крестьянской блузы великого писателя к одежде революционных рабочих, а затем – к популярному современному символу моды. Её путь отражает изменения общества: от идеалов простоты и равенства к стремлению к индивидуальности и комфорту.

Читайте похожие материалы:

Ещё больше о жизни и философии Толстого:

-4