Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Затерянное Царство Леса: История Будинов Курского Края

На восточных рубежах древней Скифии, там где бескрайняя степь уступает место бескрайним лесам, существовал народ о котором мы знаем лишь из отрывочных свидетельств Геродота и немых свидетельств земли. "Будины — народ многолюдный; у них у всех светло-голубые глаза и рыжие волосы..." — писал "отец истории". Но кем были эти загадочные лесные жители? Лесная цивилизация В VI веке до нашей эры в лесах Посеймья и Подесенья сложилась уникальная археологическая культура, которую мы называем юхновской. Эти земли — среднее течение Десны, верховья Сейма, бассейны Ипути и Беседи — стали домом для народа, чья жизнь была неразрывно связана с лесом. Их городища возникали на высоких мысах рек, защищенные самой природой и рукотворными укреплениями — системой валов и рвов, деревянными стенами. Но это не были военные крепости в привычном понимании. Скорее — укрепленные поселения, где каждая семья знала свое место в длинном доме, протянувшемся вдоль оборонительных стен. Повседневная жизнь Представьте себ

На восточных рубежах древней Скифии, там где бескрайняя степь уступает место бескрайним лесам, существовал народ о котором мы знаем лишь из отрывочных свидетельств Геродота и немых свидетельств земли. "Будины — народ многолюдный; у них у всех светло-голубые глаза и рыжие волосы..." — писал "отец истории". Но кем были эти загадочные лесные жители?

Лесная цивилизация

В VI веке до нашей эры в лесах Посеймья и Подесенья сложилась уникальная археологическая культура, которую мы называем юхновской. Эти земли — среднее течение Десны, верховья Сейма, бассейны Ипути и Беседи — стали домом для народа, чья жизнь была неразрывно связана с лесом.

Их городища возникали на высоких мысах рек, защищенные самой природой и рукотворными укреплениями — системой валов и рвов, деревянными стенами. Но это не были военные крепости в привычном понимании. Скорее — укрепленные поселения, где каждая семья знала свое место в длинном доме, протянувшемся вдоль оборонительных стен.

-2

Повседневная жизнь

Представьте себе "длинные дома" юхновцев — сооружения длиной до 26 метров, где под одной крышей жили несколько семей. Стены из плетня, обмазанные глиной, земляные полы, очаги для обогрева и приготовления пищи. В таких домах рождались и умирали, ткали полотно и изготавливали орудия труда.

-3

Их экономика была удивительно сбалансированной: подсечное земледелие (просо, ячмень, пшеница-двузернянка) сочеталось с разведением скота — стада до 100 голов крупного рогатого скота на одно городище. Но настоящей страстью будинов были охота и рыболовство. Кости медведей, лосей, кабанов, чешуя гигантских сомов и щук — все это находили археологи на их поселениях.

-4

Мастерство и ремесла

Юхновцы были искусными ремесленниками. Их керамика — изящные слабопрофилированные горшки с характерным тычковым орнаментом — демонстрирует высочайшее мастерство. Но настоящей загадкой остаются "глиняные блоки" — яйцевидные предметы с отверстиями, чье назначение до сих пор вызывает споры. Были ли это грузила для сетей, метательные снаряды или культовые предметы?

Металлообработка достигла невероятных высот. Они владели как бронзолитейным делом, так и обработкой железа. Булавки с ажурными навершиями, "очковидные" подвески, браслеты — каждое изделие было произведением искусства.

-5

Духовный мир

Религиозные представления будинов были тесно связаны с природой. На святилище Благовещенская Гора близ села Вщиж Б.А. Рыбаков обнаружил свидетельства сложных культовых практик. Медведь, судя по находкам, считался священным животным. А находка горловины сосуда в виде медвежьей головы говорит о развитой мифологии.

-6

Их погребальные обряды поражают разнообразием — биритуализм, сочетание трупоположения и кремации. Но где именно хоронили своих умерших будины? Этот вопрос остается одним из самых загадочных.

-7

В тени Скифской державы

Отношения с могущественными скифскими соседями складывались сложно. С одной стороны — находки скифских наконечников стрел и деталей конской упряжи свидетельствуют о контактах. С другой — практически полное отсутствие скифского влияния на материальную культуру говорит о сохранении самостоятельности.

-8

Возможно, будины поставляли в степь меха, лес, мед — те богатства, которых было не найти в степи. Но были ли они данниками или равноправными партнерами? Археология пока не дает ответа.

-9

Закат и наследие

К III веку до нашей эры наступают времена перемен. С востока приходят новые кочевники — сарматы. "Опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню" — писал Диодор Сицилийский.

-10

Юхновцы начинают медленно отступать — сначала на Десну, затем дальше на север. К рубежу эр их культура в Курском крае прекращает существование, трансформируясь в почепскую под влиянием пришлых зарубинецких племен.

-11

Но что случилось с народом? Ассимилировались ли они с новыми пришельцами? Сохранили ли свою идентичность где-то в лесах Верхнего Поднепровья? И главное — какое наследие оставили после себя эти голубоглазые рыжеволосые люди, так и не создавшие империи, но построившие свою уникальную цивилизацию в сердце русских лесов?

-12