Найти в Дзене
Жанночка пишет...

...У меня чешутся руки, но я не знаю, как правильно помочь сыну

"Пишу, потому что ситуация зашла в тупик, и я, как родитель, чувствую себя беспомощной. Моего сына, Ваню (11 лет), в школе постоянно задевают. Прямых драк нет, но есть это ежедневное подкалывание, которое, я вижу, его изводит. Все его одноклассники помешаны на одной онлайн-игре, болтают на своем сленге, смотрят одних и тех же блогеров. А мой — нет. Он увлекается историей Второй мировой, знает все про танки и самолеты, рисует карты сражений. Я всегда думала, что это круто, пока не поняла, что для его класса это просто «занудство». Конкретный пример. На прошлой неделе на уроке истории учительница похвалила его за развернутый ответ про план «Барбаросса». После урока к нему подошли несколько одноклассников и начали передразнивать: «Ой, наш генерал, сейчас нам лекцию прочитает!» Один из них снял это на телефон, вырезал фразу Вани «Т-34 был лучшим танком начала войны» и выложил в общий чат с подписью: «Бронебот завелся». Теперь его в классе дразнят «Бронеботом». Он приходит домой мрачный, с

"Пишу, потому что ситуация зашла в тупик, и я, как родитель, чувствую себя беспомощной. Моего сына, Ваню (11 лет), в школе постоянно задевают. Прямых драк нет, но есть это ежедневное подкалывание, которое, я вижу, его изводит.

Все его одноклассники помешаны на одной онлайн-игре, болтают на своем сленге, смотрят одних и тех же блогеров. А мой — нет. Он увлекается историей Второй мировой, знает все про танки и самолеты, рисует карты сражений. Я всегда думала, что это круто, пока не поняла, что для его класса это просто «занудство».

Конкретный пример. На прошлой неделе на уроке истории учительница похвалила его за развернутый ответ про план «Барбаросса». После урока к нему подошли несколько одноклассников и начали передразнивать: «Ой, наш генерал, сейчас нам лекцию прочитает!» Один из них снял это на телефон, вырезал фразу Вани «Т-34 был лучшим танком начала войны» и выложил в общий чат с подписью: «Бронебот завелся». Теперь его в классе дразнят «Бронеботом». Он приходит домой мрачный, сразу закрывается в комнате. Вчера я застала его за тем, как он просто сидел и стирал свои рисунки с танками в графическом планшете.

Я спросила: «Зачем? Они же такие детальные». Он пожал плечами: «Да они вообще никому не нужны».

Вот в этот момент у меня сдали нервы. Хочется написать в чат его обидчикам, позвонить их родителям, пойти в школу и устроить разборки. Но я умом понимаю, что для подростка это будет просто катастрофой — «мамочка пришла разбираться». Озлобится еще больше.

Посоветуйте, как быть? Как помочь ему сохранить свое увлечение и при этом не стать изгоем? Как ему реагировать на эти подколы, чтобы они потеряли свой «вкус» для обидчиков? "

Разбор проблемы: Не «ботаник», а «эксперт». Как превратить увлечение в козырь

Современная травля редко бывает прямой и физической. Это травля «по интересам», цель которой — маргинализировать того, кто выпадает из цифрового мейнстрима. Ключевая ошибка, которую совершает Ваня (и многие на его месте) — он начинает стыдиться своего увлечения, считая его причиной проблем. Ваша задача — помочь ему сделать наоборот: превратить его хобби из повода для насмешек в источник силы и авторитета.

Стратегия: От обороны к созданию своей территории

1. Для ребенка: Меняем реакцию — обезвреживаем триггер

Обидчики ждут, что Ваня замкнется, покраснеет или рассердится. Их «корм» — его негативная реакция. Нужно лишить их этого «корма» нестандартным ответом.

  • Техника «Согласия и усиления». Насмешку нужно не отражать, а принимать и доводить до абсурда, лишая ее оскорбительного смысла.
    Ситуация: Его дразнят «Бронебот».
    Старая (ожидаемая) реакция: Насупиться, промолчать, огрызнуться: «Отстань!».
    Новая реакция: Ваня спокойно улыбается и говорит: «Ага, у меня прокачанный интеллект, как у ИИ. Могу и тебе салон танка спроектировать, если хочешь». Или: «Лучше быть бронеботом, чем обычным ботом, который повторяет за всеми».
    Суть: Такие фразы переводят все в шутку, показывают, что он выше обид, и даже слегка ставят обидчика на место. Это требует тренировки, но это мощнейшее оружие.
  • Сменить «роль». Он не «заучка», а «эксперт». Научите его формулировать мысли так: не «я это учил», а «я в этом разбираюсь».

2. Для родителя: Стать «продюсером» его увлечения

Ваша роль — не защитник с шашкой наголо, а создатель среды, где его самооценка будет крепнуть.

  • Не дайте увлечению сгореть. Активно вмешайтесь в момент, когда он стирает свои рисунки. Скажите: «Стоп. То, что ты делаешь — это не просто рисунки. Это твои знания. Давай не будем их уничтожать из-за чужого непонимания. Давай найдем тех, кто это оценит».
  • Создайте «поле победы» вне школы. Школьный коллектив его не принимает? Значит, ему нужен другой.
    Дигитализируйте хобби: Предложите ему завести канал в Telegram или блог, где он будет выкладывать свои рисунки с короткими историческими справками. «Вот мой Т-34, который всех рвал в 41-м». Это современно и круто.
    Найдите единомышленников: Найдите кружок исторической реконструкции, страйкбола (там ценят знание тактики и техники), или онлайн-сообщество молодых историков. Успех и признание в одной группе дают броню против неприятия в другой.
  • Работа с учителем — точечный удар. Подойдите к учителю истории (который его уже хвалил) с конкретным предложением: «Иван Петрович, Ваня так увлечен темой. Может, дать ему сделать небольшой проект-презентацию для класса? Не скучный доклад, а что-то визуальное — его рисунки + факты?». Легальный выход его экспертизы на школьную сцену кардинально меняет восприятие. Из «ботана» он может превратиться в «того парня, который шарит».

Ваша главная задача, Анастасия, — убедить Ваню, что проблема не в его интересах, а в узости кругозора его одноклассников. Его увлечение — это не клеймо, а его суперсила. Когда он сам в это поверит, его posture, взгляд и реакции изменятся. А «бронебот», который уверен в своей крутости и не боится этого показывать, становится неуязвимым для обычных «атак».