Найти в Дзене
Лиза лисичка

Великие мыслители: Эпикур. Цитаты.

Эпикур, мыслитель, имя которого стало синонимом гедонизма, в действительности пропагандировал более тонкий и нюансированный подход к счастью. Его философия, часто неверно истолкованная, заключалась не в погоне за мимолетными чувственными удовольствиями, а в достижении атараксии – состояния душевного покоя и свободы от тревог. Это не означало жизнь, полную излишеств, а скорее умеренность и понимание истинных источников радости. Эпикур учил, что корень человеческих страданий кроется в страхе – страхе смерти, богов и боли. Эти страхи, по его мнению, можно преодолеть через понимание природы вещей. Он отстаивал атомистическую теорию Демокрита, утверждая, что мир состоит из атомов и пустоты, и что после смерти не остается ничего, что могло бы нас волновать. Боги, если и существуют, не вмешиваются в дела людей и поэтому не должны внушать страх. Наконец, боль, считал Эпикур, либо кратковременна, либо легко переносима, либо приводит к смерти, которая, будучи отсутствием чувств, не должна пуг

Эпикур, мыслитель, имя которого стало синонимом гедонизма, в действительности пропагандировал более тонкий и нюансированный подход к счастью. Его философия, часто неверно истолкованная, заключалась не в погоне за мимолетными чувственными удовольствиями, а в достижении атараксии – состояния душевного покоя и свободы от тревог. Это не означало жизнь, полную излишеств, а скорее умеренность и понимание истинных источников радости.

Эпикур учил, что корень человеческих страданий кроется в страхе – страхе смерти, богов и боли. Эти страхи, по его мнению, можно преодолеть через понимание природы вещей. Он отстаивал атомистическую теорию Демокрита, утверждая, что мир состоит из атомов и пустоты, и что после смерти не остается ничего, что могло бы нас волновать. Боги, если и существуют, не вмешиваются в дела людей и поэтому не должны внушать страх. Наконец, боль, считал Эпикур, либо кратковременна, либо легко переносима, либо приводит к смерти, которая, будучи отсутствием чувств, не должна пугать.

Истинные удовольствия, по Эпикуру, заключаются в удовлетворении естественных и необходимых потребностей: еда, питье, кров. Излишествам следует избегать, поскольку они порождают не больше, а меньше удовольствия в долгосрочной перспективе. Дружба и интеллектуальные занятия также занимают важное место в эпикурейской философии, как источники длительного и стабильного счастья. Таким образом, эпикурейство – это не учение о безудержном гедонизме, а скорее прагматичный путь к спокойствию и благополучию, основанный на разуме и понимании природы.

-2

И теперь Вашему вниманию предлагаю сами цитаты Эпикура:

Не избегай делать мелкие услуги: будут думать, что ты также способен и на большие.

Совсем ничтожен тот, у кого есть много причин для ухода из жизни.

Всегда работай. Всегда люби. Люби жену и детей больше самого себя. Не жди от людей благодарности и не огорчайся, если тебя не благодарят.

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.

Не бойся смерти: пока ты жив — её нет, когда она придёт, тебя не будет.

Не порти впечатление от того, что имеешь, желая того, чего у тебя нет. Помни о том, что когда-то ты лишь только надеялся получить то, чем обладаешь сейчас.

Нелепо стремиться к смерти, пресытившись жизнью, если как раз из-за твоего образа жизни теперь приходится стремиться к смерти.

Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе.

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.

Весёлая бедность — вещь честная.

Вселенная беспредельна. Все, что ограничено, предельно, имеет крайнюю точку, а крайняя точка может быть различима при сравнении с другой.

Жизнь глупца безрадостна и полна страха, потому что он всё откладывает на будущее.

Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.

Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым.

Из крапивы извлекай нитки, из полыни — лекарство. Нагибайся только затем, чтобы поднять павших. Имей всегда больше ума, чем самолюбия. Спрашивай себя каждый вечер, что ты сделал хорошего. Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе — полную бутылку, в саду — свежий цветок.

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.

Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.

Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.

Самое страшное из зол — смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем.

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что будет со мной, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?

Смерть для нас — ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.

Удовольствие — это начало и конец счастливой жизни.

Кому не кажется верхом изобилия то, что есть, тот останется бедняком, даже сделавшись хозяином всего мира.

Из всех вещей, подаренных нам мудростью для того, чтобы прожить всю жизнь счастливо, превыше всего стоит умение дружить.

Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.

Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.

Отсутствие разнообразия может ощущаться как удовольствие после предшествующих разнообразных неудовольствий.

Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.

Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.

Редко судьба препятствует мудрому.

Если ты хочешь сделать кого-то богатым, нужно не прибавлять ему денег, а убавлять его желания.

Беда глупости ещё и в том, что она всё время начинает жизнь сначала.

Величайший плод ограничения желаний — свобода.

Тот более всех наслаждается богатством, кто меньше всех в богатствах нуждается.

При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.

Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.

Никто, видя зло, не выбирает его, но попадается, прельщенный злом, как будто оно есть добро в сравнении с большим, чем оно, злом.

Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти — насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.

Ничего нет страшного в жизни тому, кто по-настоящему понял, что нет ничего страшного в не-жизни.

Жить в нужде плохо, но только нет нужды жить в нужде.

Знать свой изъян — первый шаг к здоровью.

Счастье — это вытеснение страдания и беспокойства.

Величайший плод справедливости — безмятежность.

Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем.