Найти в Дзене

Как научиться правильно строить отношения с людьми

Не многие из нас комфортно чувствуют себя в конфликтной ситуации. Мы тяжело переживаем напряжения в отношениях с людьми. Особенно нелегко переживается напряжение в отношениях с родными. Что же нам порой мешает преодолеть преграду и стать ближе друг к другу? Дпвайте посмотрим, что говорится об этом в Священном Писании. Еврейский народ — это народ богоизбранный. Цель его существования — сохранить веру в Единого Бога и передать свет этой истины другим народам. Именно из этого народа, по словам древних пророков, должен был прийти Мессия, Спаситель мира. Однако для кого-то такие высокие дарования стали поводом к самомнению. Грех древних иудеев — это грех гордыни, высокомерия и надменности к представителям других наций. С особой силой этим духовным недугом болели фарисеи, иудейские религиозные лидеры. Они считали, что избраны Богом для того, чтобы пользоваться различными привилегиями, уважением и почётом со стороны других людей. Однако никогда не задумывались о том, что быть избранным озн

Не многие из нас комфортно чувствуют себя в конфликтной ситуации. Мы тяжело переживаем напряжения в отношениях с людьми. Особенно нелегко переживается напряжение в отношениях с родными. Что же нам порой мешает преодолеть преграду и стать ближе друг к другу?

Дпвайте посмотрим, что говорится об этом в Священном Писании. Еврейский народ — это народ богоизбранный. Цель его существования — сохранить веру в Единого Бога и передать свет этой истины другим народам. Именно из этого народа, по словам древних пророков, должен был прийти Мессия, Спаситель мира. Однако для кого-то такие высокие дарования стали поводом к самомнению. Грех древних иудеев — это грех гордыни, высокомерия и надменности к представителям других наций. С особой силой этим духовным недугом болели фарисеи, иудейские религиозные лидеры. Они считали, что избраны Богом для того, чтобы пользоваться различными привилегиями, уважением и почётом со стороны других людей. Однако никогда не задумывались о том, что быть избранным означает самому служить другим.

Евангелие, которое проповедовали апостолы, ставит знак равенства между избранничеством, спасением и служением. Христос прямо говорит Своим ученикам: "Сын Челове́ческий не для того́ пришёл, что́бы Ему́ служи́ли, но что́бы послужи́ть и отда́ть ду́шу Свою́ для искупле́ния мно́гих".

А во время Тайной Вечери Господь, умывая ноги Своим ученикам, даёт им заповедь: "Ита́к, е́сли Я, Госпо́дь и Учи́тель, умы́л но́ги вам, то и вы должны́ умыва́ть но́ги друг дру́гу".

Этот прекрасный эпизод, не просто напоминает о том, что на нашем пути в построении гармоничных и добрых отношений к людям могут оказаться серьёзные препятствия. Сегодня он напоминает нам о том, что теми противниками, кто эти препятствия сооружает, можем быть и мы сами.

Да, нередко именно мы сами не даём себе приблизиться к тем, кто дорог нашему сердцу. Человек, который в близких отношениях слишком часто задумывается о собственных привилегиях, исключительных правах и особом положении, всегда будет испытывать вражду и неприязнь даже к тем людям, которых считает самыми родными. Есть и обратная закономерность. Если мы испытываем вражду и неприязнь к ближним, значит где-то мы зациклены на себе, на своей гордыне. Даже если мы этого не видим. Отсюда рождается неумение прощать, нежелание слышать нужды и потребности другого, уважать его право на собственные мнение. Из - за этого нередко наши  отношения с близкими превращаются в непрекращающуюся тяжбу. Мы вроде бы и хотим сделать шаг навстречу друг к другу, но не можем. Не позволяет целый ком претензий и обид.

Чтобы между нами и теми, кто нам дорог, не было никаких преград, и сердцем мы были бы неразлучны, необходимо прежде всего обратить свой взор внутрь себя и заметить, что нам очень нравится чувствовать себя умнее и мудрее всех остальных. А ведь от поучения перейти к осуждению кого-то очень просто: любят делать это люди гордые и эгоистичные – таким образом, они ещё больше возвышаются в собственных глазах. При этом они абсолютно не волнуется о том, что их слова могут кого-то ранить, унизить или обидеть – их собственная бесцеремонность кажется им необходимой частью самоутверждения, они не стремятся проявлять свою эмпатию, участливость, не прислушиваются к чувствам и мнению других, думая лишь о том, как победить в споре.

Если же мы пытаемся служить Богу через помощь людям, то ведем себя по-другому: заботимся о том, чтобы ненароком не обидеть человека грубым словом, не унизить его человеческое достоинство, отделяем его грех от него самого, не пытаемся осудить, обвинить. Мы чувствуем и видим в нем такую же душу как наша и выстраиваем отношения с добрым намерением помочь, прояснить его точку зрения, увидеть его проблемы.

"Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими," – так говорит о милосердном отношении к людям Преподобный Порфирий Кавсокаливит. 

Надо учиться быть рядом, оказывать поддержку, а не "спасать". Мы при общении часто поневоле "заражаемся" чужой и не всегда положительной энергетикой других людей и даже бывает переносим на себя их тяжелые ситуации, вбирая весь негатив жалобщика, не осознавая этого поначалу.

Поэтому следует внимательно относиться к себе, к своему внутреннему состоянию и ощущениям после общения. Наше "послевкусие" от разговора и энергетическое состояние поможет определиться с распознаванием мотива поведения собеседника и выбором правильной стратегии отношений при дальнейшем общении.

В то же время, наше собственное добродушное и благожелательное состояние души тоже играет огромную роль в разговорах и является первым правилом при желании налаживать добрые отношения. Не стоит вечно жаловаться на жизнь и не следует переносить свою усталость или раздражение на другого человека. Если мы находимся не в ресурсе, то лучше перенести разговор на другое время, так как велик риск нервного срыва, о котором потом пожалеем.

Второе правило при построении отношений – это наша снисходительность к другим, желание любить в них образ Божий, их душу, наступив на свою гордыню. Учимся у Бога тому, как надо любить людей такими какие они есть со всеми их достоинствами и недостатками. Проявляем терпение, милосердие, умение прощать, а также уважение и такт при высказывании своего мнения. Разговор следует построить так, чтобы сказать мало, но по существу.

Чужих и малознакомых людей легче прощать – особых сцепок с ними нет или их минимум. А ближних –значительно сложнее, ведь с ними мы туго сцеплены сложившимися на протяжении долгого времени отношениями и накопившимися неверными реакциями и обидами.

Наши души пришли на земную практику для получения опыта. Естественно, что в свою матрицу мы нарабатываем и уплотняем не только положительные энергии, но и отрицательные. Если мы прожили полжизни и больше, не имея понятия о существовании духовных законов, то странно было, если бы мы не совершили массы ошибок. Мы живые люди и имеем право совершать ошибки. Осознанный человек отличается от неосознанного тем, что находит в себе силы анализировать свои грехи и каяться в них, стараясь дальше не повторять своих прежних ошибок. 

Если глубоко задуматься, то поймем, что основа обиды на другого человека – гордыня по первому типу, а на себя – по второму. Когда мы сами принижаем и ругаем себя за недостойное поведение в разговоре с человеком, приведшее к враждебным отношениям, ссорам и неразрешимым конфликтам, казним себя – вот я какой плохой – и занимаемся самобичеванием, то это опасно тем, что как говорит Святой Феофан Затворник: "злопамятство может переродиться в ненависть, а ненависть – это уже человекоубийство".

Постоянные конфликты и неумение ладить с людьми, налаживать контакты приводят к потере энергии и душевному истощению, которое появляется не в один момент, а как-бы в нас зреет, если не заниматься анализом его причин. Поддержание  внутренней гармонии требует от нас пристального внимания к тому, что  именно нарушает мир в душе, ведет к раздражению, потере жизненных сил и, как следствие, к обесточиванию, постоянной душевной боли.

Поддержание своего внутреннего ресурса и духовной энергии на определенном уровне сохраняет нашу целостность и не дает войти в душу душевным травмам, чтобы вследствие этого поддаваться нападкам агрессивного влияния или манипуляций со стороны других. 

И именно это приближает людей к Источнику той энергии, которая даёт радость – не внешнюю, а внутреннюю. Когда мы в согласии с собой, появляется уверенность в том, с кем и как мы хотим и можем спокойно строить экологичные отношения. В то же время мы осознаем необходимость  выйти из токсичных связей, нарушающих наши границы, ценя свой внутренний мир и уберегая себя от ненужных потрясений. Никто не сможет прикоснуться к нашей энергии без нашего на то согласия и разрешения, если мы соблюдаем и бережем свои личные границы. 

Поэтому не стоит обвинять другого в том, что он подавляет нас или берет нашу энергию, подпитывая себя. Каждый отвечает сам за то, что с ним происходит, так что не надо позволять другим людям питаться нашей энергией, используя нашу доброту и открытость в своих интересах. Следует чутко прислушиваться к своему внутреннему состоянию и анализировать причины потери энергии и радости жизни.

Иногда мы чувствуем, что это не наш человек – сюда не стоит идти, верить ему не надо, тут нам грозит опасность. Это голос интуиции, голос того самого внутреннего источника, с которым мы связаны. Если мы его игнорируем – он сначала говорит тише, а потом совсем замолкает. И тогда мы начинаем слушать свой рациональный ум и делать по его мнению вроде бы "правильные" вещи, которые ломают нас изнутри, так как идем против совести.

Все, о чем мы впоследствии  когда-либо пожалеем , начиналось с предательства своей интуиции: мы знали, но не прислушались к своему внутреннему голосу. Потому что испугались осуждения, хотели понравиться другим или их спасали. Нам внушили, что любовь к себе, к своей душе – это эгоизм, что спасать других – важнее, чем спасти себя, свою душу.

Каждый раз, когда ставим других выше себя, поклоняясь им, мы обрываем связь с Источником. Не потому что помогать плохо, а потому что нельзя делать это из вины, страха или стыда. Только из изобилия. Надо уйти оттуда, где нас не слышат, не уважают, не ценят. Сбросить маски. Слушать интуицию. Ставить границы. Заботясь о состоянии своей души, мы выбираем себя, но не отталкиваем других – тех кто нас учит самоуважению, через кого приобретаем опыт и, возможно, проходим  кармические уроки.

.Если выше посмотреть, то, есть вероятность, что человек, приносящий нам тяжелую душевную травму, не случаен в нашей жизни. Через него Высшие силы часто заставляют нас почувствовать ту боль, которую в прошлых земных жизнях мы сами могли кому-то причинить, не заметив этого. Значит наша задача пройти этот урок, принять и простить, отпустить то, что кажется невозможным и незаслуженным, и переступив через гордыню, проявить смирение.

Манипулятивное поведение других людей могло укорениться в нас только, если нашло нашу слабую точку, например, страх быть плохой женой, матерью, отцом или мужем, сыном с чувством вины за это. Тогда наш отказ и сохранение личных границ, наше самоуважение воспринимается другим человеком как "эгоизм" с нашей стороны. Но это уже не наша проблема.

Нужно быть поближе к Богу, и Он пошлёт тех людей, которые полезны нашей душе. Пошлёт "твоих" людей и оградит от "людей некоторых". Наше же право выбора остаётся с нами: с кем и как общаться выбираем мы сами.

Разве у нас не бывает такого, что, находясь в поле другого человека, нам становится не хорошо? Разве причина в том, что это мы какие-то неправильные? Энергетический рисунок любого предмета, существа и места никто не отменял, поэтому даже святые всегда уединялись, чтобы пополнить свой ресурс, а когда отдавали свою светлую энергию другим, в том числе и молитвенную, могли и заболеть, так как слишком велика была светлая энергия, потраченная на нейтрализацию тёмной.

Не стоит обманываться в своих ожиданиях и необоснованно делить людей сразу на "плохих и хороших" по их внешним проявлениям и поведению, следует попытаться разобраться в человеке поглубже, прежде чем судить о нем. В каждом есть светлая и темная сторона и при длительном общении четко видно какими энергиями наполнена душа человека и кто есть кто.

Важный навык, который каждый из нас может в себе сформировать, — умение замечать положительное в окружающих нас людях. На первый взгляд может показаться, что это проще простого. Однако это далеко не всегда так. Ведь зачастую нам в глаза бросается именно плохое. Его мы замечаем автоматически, а на хорошее редко обращаем внимание,  принимая его как данность. Кроме того, нам всегда легче увидеть хорошее в своём благодетеле или в том, к кому мы расположены. Но попробуйте его заметить в человеке, который нам сделал больно или же поведение которого весьма вызывающе.А потому замечать в самых повседневных и порой даже неприглядных действиях и словах окружающих скрытые проявления добродетельности — это непростая задачка. Эта самая настоящая духовная работа, которая будет требовать от нас внимательности, творческого подхода и душевного напряжения. Но если мы приучим себя её выполнять, то со временем заметим, что на душе у нас становится как-то светлее и радостнее. А если мы ещё начнём благодарить Бога за то, что Он постоянно нам посылает эти многочисленные примеры, и, если будем не только благодарить, но и подражать этим добродетелям, многое изменится в нашей жизни. В ней станет больше мира, покоя и доброты.

Чаще всего люди, достигшие справедливого успеха и богатства своим трудом и упорством, развитием и расширением границ своего понимания сути бытия, являются простыми в душе и с ними всегда легко и приятно общаться, так как они знают цену этих достижений и всегда находясь в рамках своих границ, не нарушают чужих. С ними никогда не почувствуешь опустошения, наоборот, общение с ними дарит мощный заряд энергии. А есть и другие, достигшие богатства другим путем, у которых энергии построены на своем самолюбовании и величии, а в душе они по сути бывают очень мелкими и несчастными людьми, компенсирующими свои страхи мнимыми достижениями.

В любом случае при общении с человеком следует всегда быть осторожным и иметь свои четкие энергетические границы, без пресмыкания и заискивания, находясь в позиции "Я уважаю себя. И уважаю оппонента, в котором вижу как и в себе образ Божий". Только с некоторыми людьми можно говорить о том, о чем мы на самом деле думаем, о чем размышляем и знаем, что это наши единомышленники. С остальными следует думать о чем говорить, а какие темы лучше не затрагивать.

Да, так бывает. Жизнь похожа на путешествие в поезде: кто-то выходит на следующей станции, кто-то едет до конечной. Одни люди заходят в наше купе, чтобы скрасить короткий перегон, поделиться улыбкой, парой слов, и их уже нет на следующей станции. Другие едут с нами дольше, вместе смотрят на мелькающие за окном пейзажи. И самые ценныии для нас являются те, кто садится с нами на весь маршрут, деля радости и горести нашего пути.

Главная мудрость нашего путешествия – научиться с благодарностью отпускать тех, чья остановка наступила, и ценить тех, кто остаётся в вагоне и продолжает путь с нами, преподнося нам уроки любви, верности и доброты.