Представьте: вы с увлечением смотрите фильм, следите за сюжетными перипетиями, как вдруг герой поворачивается к вам и, глядя прямо в камеру, произносит реплику так, словно видит вас через экран. Это — слом четвертой стены. Прием, который разрушает иллюзию киномира, чтобы создать уникальную связь между персонажем и зрителем. Зачем режиссеры идут на этот рискованный шаг и какие изменения прием претерпел от театральных подмостков до блокбастеров Marvel? Термин пришел в кино из театра, где три стены — это декорации сцены, а четвертая — невидимая граница, отделяющая актеров от зала. Постепенно это понятие стали использовать и в других видах искусства: литературе, кино, компьютерных играх, комиксах. В кино эту стену олицетворяет сам экран. Ее слом — это любой момент, когда персонаж демонстрирует, что он понимает, что является вымышленным героем, или напрямую обращается к аудитории. Парадокс приема в том, что, разрушая иллюзию кино, он может погрузить в нее еще глубже. Прямой контакт заставля