Найти в Дзене
Киноафиша

Слом четвертой стены в кино: что это и зачем используется

Представьте: вы с увлечением смотрите фильм, следите за сюжетными перипетиями, как вдруг герой поворачивается к вам и, глядя прямо в камеру, произносит реплику так, словно видит вас через экран. Это — слом четвертой стены. Прием, который разрушает иллюзию киномира, чтобы создать уникальную связь между персонажем и зрителем. Зачем режиссеры идут на этот рискованный шаг и какие изменения прием претерпел от театральных подмостков до блокбастеров Marvel? Термин пришел в кино из театра, где три стены — это декорации сцены, а четвертая — невидимая граница, отделяющая актеров от зала. Постепенно это понятие стали использовать и в других видах искусства: литературе, кино, компьютерных играх, комиксах. В кино эту стену олицетворяет сам экран. Ее слом — это любой момент, когда персонаж демонстрирует, что он понимает, что является вымышленным героем, или напрямую обращается к аудитории. Парадокс приема в том, что, разрушая иллюзию кино, он может погрузить в нее еще глубже. Прямой контакт заставля
Оглавление

Слом четвертой стены в кино: что это и зачем используется

Представьте: вы с увлечением смотрите фильм, следите за сюжетными перипетиями, как вдруг герой поворачивается к вам и, глядя прямо в камеру, произносит реплику так, словно видит вас через экран. Это — слом четвертой стены. Прием, который разрушает иллюзию киномира, чтобы создать уникальную связь между персонажем и зрителем. Зачем режиссеры идут на этот рискованный шаг и какие изменения прием претерпел от театральных подмостков до блокбастеров Marvel?

Что такое четвертая стена и зачем ее ломать?

Термин пришел в кино из театра, где три стены — это декорации сцены, а четвертая — невидимая граница, отделяющая актеров от зала. Постепенно это понятие стали использовать и в других видах искусства: литературе, кино, компьютерных играх, комиксах. В кино эту стену олицетворяет сам экран. Ее слом — это любой момент, когда персонаж демонстрирует, что он понимает, что является вымышленным героем, или напрямую обращается к аудитории. Парадокс приема в том, что, разрушая иллюзию кино, он может погрузить в нее еще глубже. Прямой контакт заставляет нас поверить, что герой доверяет именно нам, что сейчас он расскажет что-то сокровенное, не предназначенное для лишних ушей.

Краткая история: от Шекспира до Дэдпула

Корни приема можно отыскать в еще античном театре и пьесах Шекспира, чьи герои часто обращались к публике с монологами — такие реплики называются апарт. В кино одним из пионеров приема стал герой фильма «Воры и охотники» (1930) братьев Маркс Граучо, который, подойдя к камере, делился со зрителями своими замечаниями. Революционно использовал слом четвертой стены Жан-Люк Годар в фильме «На последнем дыхании». Герой Жан-Поля Бельмондо поворачивается к камере и произносит: «Если вы не любите море, если вы не любите горы, если вы не любите город, катитесь к черту!». Далее на протяжении фильма он не раз будет возвращаться в этому приему.

   «На последнем дыхании» (1960)
«На последнем дыхании» (1960)

Особенно прием прижился в комедиях. Каноничным примером стала комедия Джона Хьюза «Выходной день Ферриса Бьюллера», где главный герой то и дело болтает со зрителями, а после финальных титров говорит: «Вы ещё здесь? Всё кончилось! Идите домой!». Вуди Аллен в «Энни Холл» (1977) довел прием до абсурда, введя в кадр философа Маршалла Маклюэна, который поправляет персонажа, неверно цитирующего его.

В советском кинематографе тоже есть яркие примеры слома четвертой стены: от пионера, объявляющего в финале «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», что «кино уже кончилось», до афериста Жоржа Милославского из «Ивана Васильевича» с его советом хранить деньги в сберкассе.

   «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Зачем ломать четвертую стену?

Со временем прием перестал быть сугубо развлекательным элементом и превратился в мощный драматургический инструмент. С его помощью режиссерам удается создать атмосферу интимности и вызвать у зрителя ощущение особой, почти дружеской связи с персонажем. Главная героиня «Д...

Читайте полный текст на сайте: https://www.kinoafisha.info/news/da-da-my-k-vam-obraschaemsya-kak-i-zachem-v-kino-ispolzuetsya-slom-chetvertoy-steny/