Ненавижу недели две перед каждым своим днем рождения. Особенно после того как заболела. Слишком явно ощущается быстротечность времени и конечность бытия.
Я уже научилась трансформировать страх в мотивацию - каждый день нужно проживать как последний. Полно, насыщенно, в гармонии с собой.
Может поэтому стараюсь на день рождения уезжать куда-нибудь в любимые места. Уеду и в этом году. Если он будет конечно.
Но "синдром именинника" все равно дает себя знать.
Синдромом именинника (или предденьрожденческая депрессия) — это состояние, в котором человек с приближением важного дня окунается в тоску и апатию.
Особенно в этом году. По гороскопу, который мне лет 25 назад составил "придворный астролог", мой земной путь должен закончиться в 62 года. А мне через 12 дней стукнет 63.
И хоть и не особо верю в подобные предсказания, но совсем избавиться от этих мыслей не получается
А если не можешь преодолеть, значит надо воспользоваться. И с чистой совестью рефлексировать.
А давайте вместе...
Я обожаю путешествовать. Обожаю тот трепет, когда ступаешь на новую землю, вдыхаешь неизвестный запах, чувствуешь кожей другой воздух.
Но в последнее время ко мне все чаще приходит странное чувство. Чувство, от которого я поначалу отмахивалась. Но оно не уходило.
В толпе таких же, как я, восторженных пришельцев с камерами, я ловлю себя на мысли - а не похожи ли мы, сами того не желая, на новых колонизаторов?
Особенно ярко это проявилось в Японии. В Киото, когда мы ловили гейш, чтобы поснимать
Тогда я нашла себе оправдание - профессиональную деформацию блогера.
Но, если честно, ну какой я блогер? Блогер - это тот, кого читают сотни тысяч, тот, кто зарабатывает на своих публикациях.
Это все не ко мне. Думаю что доход 15 - 20 рублей в день с этого канала никто доходом не посчитает. Разве что налоговая....
И показов моих статей в ленте в лучшем случае 100 штук. И это на 10 000+ подписчиков.
Кстати, кто случайно подписан на мой канал и он вам не интересен, отпишитесь пожалуйста! А то опять стало 10К+ подписчиков и надо в Роскомнадзоре регистрироваться.
Но я сейчас о другом...
Мы приезжаем в страну с твердой уверенностью, что наши деньги — это пропуск ко всему. Мы хотим "европейский сервис" в азиатской деревне и джакузи в пустыне.
Мы, не задумываясь, требуем, чтобы под нас подстраивались: говорили на нашем языке, кормили нас нашей едой (ну, почти), и развлекали нас так, как мы привыкли.
Вас никогда не коробило, когда в отзывах о зарубежном отеле читаете претензии что персонал не говорит по-русски. Мол, я оплатил, они обязаны.
Я помню, как в еще довоенные времена, когда наши банковские карты работали везде, в одной маленькой семейной лавке (не туристической, торгующей магнитиками, а обычной - для местных) в Мьянме русский турист на плохом английском и на повышенных тонах объяснял пожилому хозяину, что тот "все делает неправильно»", потому что не принимает карту.
В глазах хозяина была не злость. Была усталая растерянность. Он просто жил своей жизнью, а в его мир ворвался кто-то большой и шумный и начал этот мир переделывать.
Разве это не отголосок старой колонизаторской логики? «Ваши правила неправильные. Наши лучше. Мы вас научим».
Мы хотим заглянуть "за кулисы" местной жизни, как в зоопарк. Мы с камерами заходим в кварталы, куда бы никогда не сунулись дома, и снимаем, снимаем, снимаем. Снимаем людей без спроса, просто как часть пейзажа.
Именно так колонизаторы относились к туземцам — не как к личностям, а как к части экзотического ландшафта, ресурсу для удовлетворения своих потребностей.
Я не про то, чтобы перестать путешествовать. Я про то, чтобы делать это более человечно. Чтобы приезжать не туристом - колонизатором, а гостем
- Гость знакомится. Он не ломится в дом с грязными ботинками, а вежливо стучит. Он интересуется хозяевами, их правилами, их историей. Он учит пару фраз на местном языке. Не для галочки, а из уважения.
- Гость благодарен. Он говорит "спасибо" не только за услугу, но и за возможность побывать здесь, увидеть эту культуру изнутри.
- Гость наблюдает, а не владеет. Он не считает, что пляж или храм принадлежит ему, потому что он заплатил за вход, за отель. Он понимает, что это чей-то дом, чья-то святыня.
- Гость оставляет после себя не мусор, а добрую память. Он старается, чтобы его визит стал позитивным опытом для обеих сторон.
У меня не всегда это получается.
Вот даже из недавнего
Но я стараюсь помнить - я не центр вселенной, приехавший покорять новые земли. Я всего лишь временный гость в чужом, но таком же настоящем и полном жизни доме.
Хоть и нахожу себе оправдания - должна же я рассказать как это выглядит в реальности тем, кто поедет в эти места после нас. Возможно они поменяют план поездки.
Но я не знаю как правильно.
А как вы считаете?