Найти в Дзене
Музыка для души

Итальянец, покоривший Петербург

Бальдассаре Галуппи (1706–1785), прозванный Буранелло по названию острова Бурано, родился в простой, но музыкальной семье. Отец-скрипач стал его первым учителем, а от матери он унаследовал мягкость и благочестие. С детства он жил музыкой: в 16 лет написал свою первую оперу — неудачную, но именно она открыла ему дорогу к славе. Галуппи женился на Марии Пьетре де Види. Дом всегда оставался для него тихой гаванью: несмотря на европейскую славу, он был сдержанным, религиозным и преданным близким. К середине XVIII века Галуппи стал центральной фигурой итальянской оперы. Его слушали в Венеции, Лондоне, Париже и Флоренции. Особенно известны его комические оперы, созданные с Карло Гольдони. «Галуппи среди музыкантов — то же, что Рафаэль среди художников», — писал Гольдони. Современники говорили о нём как о человеке светлого ума и удивительного трудолюбия. Он обладал добротой, искренностью и умением объединять людей. В России его называли «великодушным маэстро». Его ученики говорили: «Он учил н
Оглавление

Бальдассаре Галуппи (1706–1785), прозванный Буранелло по названию острова Бурано, родился в простой, но музыкальной семье. Отец-скрипач стал его первым учителем, а от матери он унаследовал мягкость и благочестие.

С детства он жил музыкой: в 16 лет написал свою первую оперу — неудачную, но именно она открыла ему дорогу к славе.

Семья

Галуппи женился на Марии Пьетре де Види. Дом всегда оставался для него тихой гаванью: несмотря на европейскую славу, он был сдержанным, религиозным и преданным близким.

Слава

К середине XVIII века Галуппи стал центральной фигурой итальянской оперы. Его слушали в Венеции, Лондоне, Париже и Флоренции.

Особенно известны его комические оперы, созданные с Карло Гольдони.

«Галуппи среди музыкантов — то же, что Рафаэль среди художников», — писал Гольдони.

Характер

Современники говорили о нём как о человеке светлого ума и удивительного трудолюбия.

Он обладал добротой, искренностью и умением объединять людей.

В России его называли «великодушным маэстро».

Его ученики говорили: «Он учил не только нотам — он учил слышать тишину между звуками».

Галуппи в России

План пригласить Галуппи возник при Петре III, но осуществила его Екатерина II. В возрасте 60+ он принял приглашение стать придворным капельмейстером.

-2

Ему назначили жалованье в 4000 рублей — огромную сумму — и поручили музыку для двора и театра.

В России он поставил «Король-пастух», «Покинутая Дидона» и «Ифигения в Тавриде».

Главный его вклад:

Галуппи стал первым иностранцем, написавшим музыку на тексты православного богослужения, привнеся итальянскую мелодику в русскую духовную традицию.

Открытие Бортнянского

По воспоминаниям Якоба фон Штелина, Галуппи заметил юного Бортнянского в Придворной капелле: «чистый вкус, ясная интонация» — так он отзывался о нём. Маэстро решил взять его в Италию «для совершенствования мастерства».

Дмитрий Бортнянский
Дмитрий Бортнянский

🇮🇹 Учёба в Италии

В 1768 году Бортнянский отправился в Венецию и провёл под руководством Галуппи почти десять лет. Он изучил контрапункт, гармонию, оперную форму и полностью погрузился в итальянский музыкальный мир XVIII века. Галуппи учил его не только технике — он формировал вкус и сценическое мышление.

Бортнянский стал прямым наследником венецианской школы.Вернувшись в Россию, он принёс ясность формы, изящество гармонии и внимание к вокальной линии.

Так русская духовная музыка обрела новое качество — соединение итальянской выразительности и православной глубины.

Современники вспоминали, что Галуппи относился к Бортнянскому почти по-отцовски. Он называл его «il mio giovane russo dotato» — «мой одарённый русский юноша».

Послушать красивейшую музыку Б.Галуппи можно у меня на канале