Стивен Диллэйн – Станнис Баратеон
Родившийся в 1957 году в Лондоне, Стивен Диллэйн сначала шел к карьере не через театральные подмостки, а через газетную верстку: он изучал историю в университете, работал журналистом и только потом решил, что хочет быть на сцене, а не писать о чужой работе. После обучения в театральной школе он быстро закрепился как серьёзный театральный актер, играя Гамлета, участвовал в поставках по Тому Стоппарду и один на один вытягивал моноспектакль по «Макбету». За пьесу «Настоящая вещь» он получил премию «Тони», что уже само по себе знак высокого уровня на британско-американской сцене. В кино и на телевидении его часто зовут на роли интеллигентных, но жестких персонажей: он был Леонардом Вулфом в «Часах», Майклом Хендерсоном в «Добро пожаловать в Сараево», Томасом Джефферсоном в мини-«Джон Адамс», а массовый зритель больше всего запомнил его как сурового и фанатично правильного Станниса Баратеона в «Игре престолов».
Рори Макканн – Сандор Клиган
До актёрства Рори Макканн успел сменить несколько профессий: от плотника до спасателя, что помогло ему сохранить практическое отношение к съёмкам. Первые заметные проекты — «Типа крутые легавые» и «Битва титанов» — показали, что его физическая подготовка и чувство меры могут быть одинаково полезны и в боевиках, и в комедии. На съёмках «Игры престолов» он исполнял все трюки самостоятельно, включая сцены с огнём, и почти не пользовался помощью дублеров. Персонаж Сандор Клиган требовал постоянного контроля над пластикой, и Макканн проводил с каскадёрами по несколько часов в день, оттачивая движение. Он редко давал интервью и избегал публичности, предпочитая долгие паузы между проектами. Позднее актёр появился в «Джуманджи: Новом уровне» и «Нерегулярных частях», но сохранил ту же манеру: строгая концентрация и внимание к физике кадра.
Джеймс Космо – Джиор Мормонт
До того, как стать «тем самым шотландцем с добрым лицом и устрашающей бородой», которого фанаты фэнтези знают как Джиора Мормонта, Джеймс Космо успел отыграть десятки солдат, бандитов и суровых отцов семейства в британском кино и телесериалах. Он родился в 1948 году недалеко от Глазго и в 60–70-е постепенно накапливал роли в сериалах и телефильмах, пока 80–90-е не принесли ему прорыв: «Горец», «Храброе сердце» — везде он выглядел как человек, которому никто не стал бы перечить. Позже он отметился и в блокбастерах вроде «Трои» и «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», где сыграл Санта-Клауса по-британски, без лишней сахарности. В «Игре престолов» образ лорда-командующего Ночного дозора стал идеальным использованием всего его экранного опыта: массивная фигура, усталый голос и ощущение человека, который уже видел слишком много зим, чтобы верить в счастливые концовки.
Джером Флинн – Бронн Черноводный
Люди, знакомые с британским ТВ 90-х, могли знать Джерома Флинна даже не как актёра-мечника, а как половину певческого дуэта Robson & Jerome — они залезали на первые строчки чартов с каверами и балладами, пока остальной мир ещё не подозревал, что этот парень когда-то станет Бронном. Он начал с телевизионных ролей, но именно музыкальный успех на ITV сделал его местной знаменитостью. После почти десятилетней паузы в актёрской карьере Флинн внезапно вернулся в игру, когда HBO позвало его в «Игру престолов» на роль циничного, но обаятельного наёмника. Контраст между его прошлым имиджем поп-звезды и нынешним образом жесткого, но ироничного воина только добавил интереса к персоне. Вне съёмочной площадки сотрудничает с организациями, продвигающими этичное отношение к животным, и в целом выглядит как человек, который умеет зарабатывать на суровом фэнтези, но живет в режиме эко-хиппи.
Шон Бин – Нед Старк
Карьера актёра развивалась задолго до съёмок в «Игре престолов». Выпускник Королевской академии драматического искусства, он долгое время работал в театре, совмещая сцену с небольшими ролями в британских драмах. С середины 1990-х Бин стал узнаваем благодаря «Играм патриотов», «Золотому глазу» и военной саге «Приключения королевского стрелка Шарпа», где закрепил образ героя с внутренней жёсткостью. Участие в трилогии «Властелин колец» окончательно вывело его в международный формат. На съёмках «Игры престолов» он применил театральную дисциплину: самостоятельно выполнял сцены с оружием, требовал точности в движениях и придерживался книжной достоверности. Образ Эддарда Старка стал одним из самых убедительных благодаря этому методу. Позднее Бин выбрал путь характерного актёра: он сосредоточился на мини-сериалах «Сломленный», «Срок» и «Брак», где внимание сосредоточено не на событиях, а на внутренней динамике персонажа. Его подход к профессии всегда был прагматичным: Бин никогда не делал ставку на популярность, предпочитая проекты с сильным сценарием и командой, где результат зависит от актёрской точности, а не от бюджета.
Эйдан Гиллен – Петир Бейлиш
Профессиональная траектория Эйдана Гиллэна выстроена вокруг точного понимания структуры сценария. Ещё в «Прослушке» он научился существовать в системных историях, где мотивации персонажей раскрываются не сразу. В «Игре престолов» этот опыт оказался ключевым: Петир Бейлиш требовал предельной логики и хладнокровия. Гиллен изучал сценарий заранее, просил показать общую структуру сезона, чтобы отслеживать развитие персонажа в хронологическом порядке. На съёмках он не пересматривал свои сцены, считая, что повтор нарушает спонтанность. Его актёрская техника основана на коротких фразах, точном темпе речи и минимальной мимике. После «Игры престолов» Гиллен укрепил репутацию специалиста по сложным характерам: сыграл в «Проекте Синяя книга», «Мэре Кингстауна» и «Родне», где также выступил продюсером. Для него телевидение остаётся площадкой, где можно контролировать результат, в отличие от кино, где решения принимает монтаж.
Конлет Хилл – Варис
В карьере Конлета Хилла всё началось с маленького североирландского города Балликасл в графстве Антрим, откуда он выбрался сначала в театральные школы, а затем — на сцены Лондона, Нью-Йорка и куче других городов, где любят серьёзную драму. Конлет учился в драматической школе в Дублине и довольно быстро стал тем актёром, которого режиссёры зовут, когда нужна смесь комедии, трагедии и чуть-чуть абсурда. На театре Хилл — обладатель двух премий Лоуренса Оливье и номинант на «Тони», а в его послужном списке: от «Острова» до «Туманных отношений». Для массовой аудитории, конечно, ключевой стала роль Вариса, «паутинки слухов» при дворе Вестероса: его лысая голова, ядовито-вежливый голос и вечная позиция «я за королевство, не за королей» сделали персонажа одним из самых цитируемых. Забавно, что его брат Ронан Хилл тоже получил свой кусок славы от «Игры престолов», но за кадром, как звукорежиссёр, который собирал для сериала целую коллекцию «Эмми».
Чарльз Дэнс – Тайвин Ланнистер
Тот самый голос, от которого мгновенно хочется выпрямиться, родом из Англии: Чарльз Дэнс начал карьеру ещё в 70-е как часть Королевской шекспировской труппы и долгое время воспринимался прежде всего как театральный тяжеловес. Его телевизионный прорыв случился в мини-сериале «Драгоценность в короне» в середине 80-х, после чего предложения посыпались и со стороны кино, и со стороны ТВ. Дэнс почти всегда играл фигуры власти: генералов, аристократов и других, так что приход к роли Тайвина Ланнистера выглядел как максимально логичное развитие его амплуа. Помимо актёрской карьеры он успел попробовать себя как режиссёр и сценарист в фильме «Дамы в лиловом», где снял Джуди Денч и Мэгги Смит, и периодически возвращается на сцену, чтобы напоминать, что у шекспировской школы долгий срок годности. В последние годы он продолжает активно работать: от «Короны» до документально-художественных проектов вроде «Ренессанс», где он неожиданно примерил на себя образ Микеланджело и доказал, что старшее поколение британских актёров не собирается уходить на пенсию тихо.
Джейсон Момоа – Кхал Дрого
Появление Джейсона Момоа в сериале стало поворотным моментом для актёра, который до этого был известен в основном по телевизионным проектам вроде «Спасатели Малибу» и «Звездные врата: Атлантида». Его утверждение на роль Кхала Дрого стало результатом необычного кастинга: на прослушивании он исполнил маорийский боевой танец хака, чем произвёл впечатление на команду HBO. На съёмках в Марокко Момоа работал в крайне тяжёлых условиях: температура часто превышала сорок градусов, а сложные сцены боёв снимались без дублёров. При этом актёр уделял внимание языку и культуре своего персонажа — он консультировался с лингвистами, чтобы речь звучала убедительно. После выхода сериала Момоа стал получать предложения из крупных студий, сыграл в «Конан-варваре» и вошёл в киновселенную DC в роли Аквамена. Несмотря на переход в блокбастеры, он регулярно возвращается к авторским проектам.
Дайана Ригг – Оленна Тирелл
Легенда британского кино и театра Дайана Ригг задолго до Вестероса успела один раз уже стать иконой культуры — ещё в 60-е она прогремела на весь мир как Эмма Пил из сериала «Мстители». Часть детства Дайана провела в Индии, а затем вернулась в Англию, где через Королевскую шекспировскую компанию прошла классический маршрут большой актрисы: Шекспир, Антуан де Сент-Экзюпери, современные пьесы, всё вперемешку. На сцене Ригг многократно номинировали на «Тони», в кино и на телевидении она забирала BAFTA и «Эмми» за работы вроде «Мазер Лав» и «Ребекка». Позднее поколение зрителей узнало её как Оленну Тирелл в «Игре престолов»: язвительную, абсолютно бесстрашную «Королеву шипов», которая крала каждую сцену одним-двумя удачно брошенными комментариями. Эта роль словно подвела жирную черту под карьерой актрисы: она показала, что даже в массовом фэнтези есть место настоящему театральному мастерству и точному юмору.
Иван Реон – Рамси Болтон
До того, как мир полюбил ненавидеть его за роль Рамси Болтона, валлиец Иван Реон уже успел засветиться в британском сериале культового уровня. Он играл тихого, но очень странного Саймона в «Отбросах». На сцене Реон громко выстрелил в мюзикле «Пробуждение весны», за который получил премию Оливье как лучший актёр второго плана. Параллельно он записывал альбом с мягким инди-фолком, который отлично заходит фанатам британских драм. В «Игре престолов» его Рамси стал, пожалуй, одним из самых жестоких и вызывающих персонажей, но сам Реон в интервью постоянно подчеркивал, что считает злодеев интересными именно потому, что они не думают о себе как о злодеях. После сериала он продолжил балансировать между кино, сериалами и музыкой, не давая себе застрять в одном-единственном амплуа психопата.
Макс Фон Сюдов – Трехглазый ворон
Карьера Макса фон Сюдова — это учебник по европейскому кино XX века: шведский актёр с аристократическим именем сначала стал лицом фильмов Ингмара Бергмана, а затем плавно перешёл в международные проекты: от артхауса до голливудских блокбастеров. В 50-60-е Макс стал ключевым актёром в таких картинах, как «Седьмая печать», «Час волка», «Стыд» и других работах, где его суровая внешность и внутренняя собранность идеально ложились на мрачные философские сюжеты. Позже он с лёгкостью переключился на международное кино: от «Экзорциста» и «Флэша Гордона» до «Особого мнения», «Острова проклятых», «Звёздных войн» и даже «Жутко громко и запредельно близко», за который получил номинацию на «Оскар» как актёр второго плана. В «Игре престолов» он сыграл Трёхглазого Ворона, добавив этому мистическому персонажу ту самую тяжесть и ощущение «вечной мудрости», которые тянутся через всю его фильмографию. Его карьера длилась более 70 лет, и он абсолютно честно заслужил статус живой легенды ещё задолго до того, как добрался до Вестероса.
Лина Хиди – Серсея Ланнистер
Начинать историю Лины Хиди логично не с корон и доспехов, а с факта, что она вообще-то родилась на Бермудских островах в 1973 году, где её отец служил в полиции, а уже потом семья вернулась в Англию. В 90-е она постепенно набирала обороты, появляясь в драме «Остаток дня» и других британских фильмах, а более массовый зритель узнал её как царицу Горго из «300 спартанце. Она также играла Сару Коннор в сериале «Терминатор: Битва за будущее», так что образ сильной, но внутренне ранимой женщины к моменту появления «Игры престолов» уже был отточен. Роль Серсеи Ланнистер собрала все эти черты в максимально концентрированной форме: здесь и королевское высокомерие, и травма, и расчёт, и постоянная игра на грани. За сериал Хиди получала по полмиллиона долларов за эпизод в финальных сезонах, что автоматически поднимает её в список самых высокооплачиваемых актрис в истории телевидения, а её Серсея стабильно попадает в подборки «лучших ТВ-антигероинь» последних десятилетий.
Николай Костер-Вальдау – Джейме Ланнистер
Почти в каждом списке «актёры, чья карьера резко взлетела благодаря одному сериалу», рядом с Брайаном Крэнстоном и Хью Лори стоит датчанин Николай Костер-Вальдау, и это неспроста. Он громко заявил о себе в Дании фильмом «Ночное дежурство» и долгие годы работал как «человек из европейского кино», появляясь в картинах вроде «Чёрного ястреба», «Охотников за головами» и «Обливиона». Роль Джейме Ланнистера в «Игре престолов» превратила его в мировую звезду: сначала зрители видели в нём типичного «золотого мальчика», высокомерного рыцаря, но по мере развития сюжета персонаж стал одним из самых сложных и трагичных в сериале. Сам актёр активно использовал новую известность, чтобы продвигать экологические проекты и работать по вопросам изменения климата. После завершения шоу он продолжил сниматься в международных фильмах и сериалах, периодически возвращаясь к более камерным скандинавским фильмам и доказывая, что у него есть карьера и вне тени Ланнистеров.
Питер Динклейдж – Тирион Ланнистер
История Питера Динклейджа — это редкий пример того, как актёр с нестандартной внешностью не просто пробивается в индустрию, а становится её лицом. Американец, родившийся в 1969 году, воевал с типичным для Голливуда желанием видеть людей с ахондроплазией только в комических или «курьёзных» ролях и принципиально отказывался от унизительных предложений. Сначала он заявил о себе в независимом кино, особенно в драме «Станционный смотритель», где сыграл замкнутого любителя железных дорог и получил большое количество наград и номинаций. Настоящий массовый успех пришёл с ролью Тириона Ланнистера, за которую он собрал коллекцию из четырёх премий «Эмми» и «Золотого глобуса», став, по сути, главным лицом сериала для критиков и зрителей. Параллельно он активно работал в кино, появляясь то в «Людях Икс: Днях минувшего будущего», то в «Пикселях», то в «Трёх билбордах на границе Эббинга, Миссури», озвучивал мультфильмы и видеоигры. В жизни Динклейдж максимально избегает голливудского глянца, живёт с женой-режиссёром Эрикой Шмидт, с которой вместе уже около двадцати лет, и в интервью постоянно подчеркивает, что главные вещи, которые дала ему слава, — это возможность выбирать проекты и открывать двери для других актёров с особенностями во внешности.
Лиам Каннингем – Давос Сиворт
До начала съёмок Лиам Каннингем успел пройти нетипичный путь для актёра: из электриков в киноиндустрию. Первые серьёзные проекты пришли в конце 1990-х, когда он снялся в «Ветер, который качает вереск» и «Голод». Его участие в «Игре престолов» отличалось прагматичным подходом: он сразу обозначил желание работать без лишней патетики, и сценаристы подстроили диалоги Давоса Сиворта под его манеру. Каннингем избегал избыточных эмоций, делая ставку на интонацию и внутреннее напряжение. Его работа часто сравнивалась с британской школой реализма — точной, без внешнего блеска. На съёмках он был одним из немногих, кто просматривал весь материал целиком, чтобы понимать структуру сезона. В дальнейшем актёр продолжил сниматься преимущественно в драмах и исторических фильмах: «Горячая зона», «Последнее путешествие Деметра» и «Домина». Помимо актёрства, Каннингем участвует в благотворительных инициативах и выступает как спикер на кинофестивалях, где обсуждает трудовую дисциплину в сериальном производстве.
Марк Эдди – Роберт Баратеон
Актёрская биография Марка Эдди начиналась с классических британских комедий и театра. После роли Дейва в фильме 1997 года его карьера получила неожиданное продолжение: режиссёры начали приглашать его в исторические и приключенческие фильмы, что редко происходит с актёрами комедийного плана. На съёмках «Истории рыцаря» и «Робин Гуда» он сформировал профессиональную привычку работать с ограниченным количеством дублей и постоянно держать контакт с режиссёром, избегая перегруженных репетиций. Когда Эдди утвердили на роль Роберта Баратеона, команда уже знала, что получит исполнителя, способного выдержать напряжённый график и при этом не терять лёгкости. Его актёрский стиль строится на уверенности и темпе, без драматических акцентов, что позволило персонажу выглядеть живым, а не театрализованным. В дальнейшем Эдди вернулся к британскому телевидению, снялся в «Атлантида», участвовал в постановках и продолжил работать в радио-передачах. Он относится к числу тех исполнителей, которые стабильно востребованы, не нуждаясь в громком статусе, и продолжает строить карьеру по принципу надёжности, а не постоянного риска.
Кэрис ван Хаутен – Мелисандра
Голландская актриса Кэрис ван Хаутен ещё до «красной жрицы» была большой звездой у себя на родине: в конце 90-х она выстрелила в ТВ-фильме «Сюзи Кью», а потом получила «Золотого телёнка» — главную кинонаграду Нидерландов — за сказочную комедию «Леди-кошка». В 2006 году её карьера резко вышла на международный уровень после фильма Пола Верховена «Черная книга», которая стала самым кассовым голландским фильмом на тот момент и принёсла ей ещё одну волну наград и номинаций. Международные режиссёры стали звать её в крупные проекты вроде «Операция Валькирия», но сама актриса не раз говорила, что жить в Голливуде ей некомфортно и она предпочитает базироваться в Европе. В «Игре престолов» её Мелисандра стала одним из самых обсуждаемых персонажей, особенно после сюжетных поворотов с её реальным возрастом. В личной жизни у неё есть сын от актёра Гая Пирса, с которым они познакомились на съёмках «Преисподней», но последние годы она открыто говорит, что они давно расстались и сосредоточены на совместном воспитании ребёнка, сохранив хорошие отношения.
Кристофер Хивью – Тормунд
С дородной рыжей бородой и диким смехом Кристофер Хивью выглядит как человек, который просто вышел из норвежской саги и случайно забрёл на съёмочную площадку, но на самом деле за этим стоит классическое театральное образование: он родился в Осло в 1978 году, учился в театральной академии GITIS в датском отделении и долго работал на сценах норвежских театров. До «Игры престолов» у него уже были роли в скандинавских фильмах и сериалах, а также участие в норвежских триллерах и других локальных проектах. Международный прорыв случился, когда его утвердили на роль Тормунда, влюбленного в Бриенну. Роль мгновенно сделало его фанатским фаворитом. Затем он появился в голливудском блокбастере «Форсаж 8», отметился в фильме «Форс-мажор» и его ремейке. Вдобавок Хивью сам пишет сценарии короткометражек и периодически выступает как продюсер, так что у него есть чем заняться, даже когда Тормунд уже сражается со своими врагами.
Том Влашиха – Якен Хгар
Вместо того, чтобы сразу ехать покорять Голливуд, Том Влашиха начинал как актёр, которого знали по немецким сериалам и постановкам. Он учился в Академии музыки и театра имени Мендельсона-Бартольди в Лейпциге, а также проходил стажировку в Льеже, параллельно играя в молодёжных театрах Дрездена и Цюриха. С середины 90-х он стабильно снимался в немецком и европейском кино, но международную узнаваемость получил, когда HBO взяло его на роль Якена Хгара. Интересно, что его персонаж появился во втором сезоне, пропал, а затем вернулся в пятом и шестом, и каждый раз Влашиха ухитрялся играть так, будто его лицо — просто одна из масок. Помимо «Игры престолов» он закрепился в европейском триллерном ТВ через сериалы «Пресекая черту» и «Джек Райан», где продолжил линию «мрачный, но обаятельный профессионал, которому вы бы не доверили свои секреты».
Мишель Фэйрли – Кейтилин Старк
Работа Мишель Фэйрли в сериале стала результатом профессиональной дисциплины, а не удачного совпадения. До этого она десятилетиями играла в театре Белфаста и Лондона, сотрудничала с «Складе Донмара» и «Ройал-Корт». Для съёмок в «Игре престолов» актриса подошла максимально подготовленной: заранее изучила текст, прорабатывала акценты и проверяла достоверность сцен с исторической точки зрения. Кейтилин Старк в её исполнении выглядела естественно именно потому, что Фэйрли полностью контролировала ритм и реакцию героини. Она избегала импровизации и придерживалась письменного сценария, что выделяло её среди коллег. Фэйрли известна тем, что никогда не работает над двумя ролями одновременно, считая, что внимание к деталям невозможно разделить. В её карьере преобладают телевизионные форматы, где можно выстраивать характер постепенно. За последние годы она вернулась к театру, но воспринимает экран как равную часть профессии, требующую тех же правил подготовки и концентрации.
Майкл Макэлхаттон – Русе Болтон
Ирландец Майкл Макэлхаттон — тот случай, когда за одной заметной ролью в мейнстрим-сериале стоит огромный пласт местного кино и телевидения. Ещё до «Игры престолов» успел прославиться у себя на родине сатирическим сериалом «Пути к свободе», где не только играл главного героя по прозвищу Ратс, но и писал сценарий. Именно этот персонаж позже перерос в полнометражный фильм «Правда или действие», так что Макэлхаттон заранее отрепетировал превращение в узнаваемое телевизионное лицо. В «Игре престолов» его Руз Болтон стал образцом холодного, расчётливого злодея без истерик — идеальный контраст к более эмоциональному Рамси. После сериала актёр не потерялся: он сыграл заметные роли в «Доме Гиннессов», «Млекопитающих», «Первобытном страхе» и «Холодном озере».
Иэн Глен – Джорах Мормонт
Участие Иэна Глена в проекте не было случайностью. К тому моменту он уже успел сыграть в «Гориллах в тумане», «Немом крике» и «Обители зла 2: Апокалипсисе», а также прошёл школу шекспировских постановок. На съёмках «Игры престолов» Глен сочетал сценическую сдержанность и техническую точность — черты, которые сделали Джораха Мормонта одним из самых убедительных второстепенных героев сериала. Коллеги отмечали, что актёр всегда приходил подготовленным, не требовал дополнительных дублей и мог держать длинные сцены без ошибок. Этот опыт помог ему в дальнейших телевизионных проектах: «Джек Тейлор», «Титаны» и «Аббатство Даунтон». Глен придерживается профессиональной философии «режиссёр — партнёр, а не начальник» и часто работает с постановщиками напрямую, предлагая решения для сцен без вмешательства сценаристов. Такой подход позволяет ему оставаться востребованным как в сериалах, так и в театре. Глен редко берёт паузы, считая, что для актёра стабильная практика важнее редких больших ролей.
Джонатан Прайс – Его Воробейшество
У Джонатана Прайса карьера выглядела солидной ещё до того, как он стал Верховным Воробьем в «Игре престолов»: выпускник RADA, лауреат двух премий «Тони» и двух премий Оливье, он давно считался одним из главных британских театральных актёров своего поколения. Уже в 70-е он получил «Тони» за пьесу «Комедианты». В 90-е он стал знаменит в музыкальном театре благодаря роли Инженера в мюзикле «Мисс Сайгон», а в кино запомнился по фильму «Бразилия» Терри Гиллиама и роли губернатора Суонна в «Пиратах Карибского моря». Позже Прайс продолжал балансировать между авторским кино и крупными франшизами, а в 2019 году получил номинацию на «Оскар» за роль Папы Франциска в фильме «Два папы».