В это межсезонье в Санкт-Петербург вернулся Денис Терентьев – питерский воспитанник и двукратный чемпион России в составе «Зенита». Однако 33-летний защитник присоединился не к первой команде клуба, а ко второй.
С лета Терентьев выступает в составе «Зенита-2», где, в том числе помогает развиваться молодым футболистам. С того времени он провел за дубль питерцев 13 матчей, отдал три ассиста и вместе с командой выиграл группу LEON Второй лиги Б.
Мы поговорили с Денисом Терентьевым об его игре за двойку «Зенита» и насыщенной карьере. В интервью Metaratings.ru он рассказал:
- как чувствует себя в составе молодой двойки «Зенита»;
- задумывается ли о тренерской карьере;
- чем выделяется академия «Зенита» по стране;
- какие самые яркие воспоминания о походе с «Ростовом» в ЛЧ;
- в чём секрет «Балтики» Талалаева.
«Хочется помочь ребятам, чтобы они играли в главной команде «Зенита» или в РПЛ»
– «Зенит-2» выиграл группу 2 в LEON Второй лиге. Какие эмоции?
– Радостные эмоции. У нас интересный антураж на играх: фанаты приходят, активно поддерживают. Очень интересно играть и побеждать. Так что каждый матч положительные эмоции, все великолепно, выигрываем досрочно, без каких-то голливудских концовок.
– Есть определённый колорит в поездках по регионам?
– Да, колорит есть. Если в команде Премьер-Лиги редко приезжал на Кубок в небольшие города, то с «Зенитом-2» посмотрели побольше городов в России: Великие Луки, Вологда, другие. Это интересно.
– Уже известно, какую задачу ставят перед следующим сезоном?
– Думаю, что спортивная задача у нас всегда одна: выигрывать. Надо будет выйти из «серебра» в «золото» и дальше шаг за шагом.
– Четыре сезона «Зенит-2» выступал в ФНЛ. Есть ли у нынешней команды перспектива вернуться туда через несколько лет?
– Я думаю, да. При нынешнем составе есть возможность и силы. Это то, что я вижу по уровню футболистов и мастерству. Конечно, многие ребята отправятся в команды уровнем выше, им нужно расти и развиваться. К нам придут более молодые ребята из молодёжного состава, которым надо будет тоже привыкнуть. Этот момент может добавить дополнительной работы. А так, даже из молодёжной команды талантливые ребята приходят, и у многих видны яркие качества. Будет решать адаптация: насколько быстро тренерский штаб сможет донести идеи и требования, и насколько быстро ребята их поймут. Если это всё получится, тогда будем постоянно бороться за повышение.
«У Москвичева есть все шансы стать вратарем уровня Малафеева»: интервью с тренером академии «Зенита»
– Главная молодая звезда «Зенита» сейчас – это Вадим Шилов. Он способен стать новой звездой российского футбола в ближайшие годы?
– Может. Он безусловно талантливый, у него есть яркие качества, но Вадиму надо много работать над собой. Нужно работать над психологией, потому что все были молодыми и чуть ветреными, поэтому нужно с холодной головой подходить к каждой тренировке, ситуации, моменту и игре, а от этого уже идти дальше.
– Какая у вас сейчас роль в команде? Как раз молодым игрокам помогать становиться менее ветреными?
– Да, конечно. Я стараюсь и на поле подсказывать какие-то игровые моменты. Мне на поле хорошо видно всю тактику, кому-то ближе к себе, до кого успеваю докричаться, подсказываю. Но и в обычной жизни тоже могу какой-то совет дать. Пусть будет пища для размышления. Да, мне очень хочется как-то помочь ребятам, чтобы они играли в главной команде «Зенита» или в Премьер-Лиге.
– Александр Анюков и Константин Зырянов в конце карьеры играли за «Зенит-2». Советовались с ними относительно роли наставника в дубле?
– Когда их вижу – общаемся, но именно этот момент не обсуждал. При этом я всегда наблюдал за ними. Все равно они, можно сказать, старшие товарищи, футбольные кумиры. И ты смотришь, как они себя ведут, действуют в разных ситуациях и берёшь пример.
– Не могу не спросить и про Андрея Аршавина, отвечающего сейчас за развитие молодых игроков в «Зените». Как вам его работа? Общаетесь на какие-то темы?
– Я удивляюсь, что он с самого утра в академии на развилке четырёх полей. И юным успевает подсказать, и «дублю», и молодёжке, всем напихать и подсказать. Видно, что он заинтересован, прям всем сердцем переживает за нашу команду. Когда мы чемпионство завоевали, Андрей Сергеевич сказал: «Всё, я вам больше пихать не буду». Ему интересно, чтобы петербургская молодёжь проявляла себя.
– Насколько работа с молодыми игроками важна для вас? Готовитесь ли так к тренерской карьере?
– С точки зрения нервов и психологии как-то не хочется становиться тренером. Но я понимаю, что уйти от этого будет тяжело, и нужно будет получить образование, чтобы эта опция была. Потому что о футболе уже давно знаю.
– А скаутом? Или какой-то другой футбольной деятельностью?
– Это всё интересно, но мой кругозор не заканчивается на этом. Хочется мир посмотреть, какие-то другие сферы в жизни найти, чтобы не только зацикливаться на футболе. Пока играю, всё хорошо, дальше посмотрим.
– Ваш главный тренер в «Зените-2» – Константин Коноплёв. Есть ли у него потенциал стать успешным тренером на уровне РПЛ?
– Сейчас команда вообще без промахов идёт. По тому, что я вижу, у нас хороший футбол: мы много забиваем, мало пропускаем. То, что нужно сделать для этой лиги, мы делаем. Наша команда растёт, тренеры растут. Так что в перспективе, конечно, может, и на сегодня он лучший тренер нашей лиги.
– Чем выделяется академия «Зенита» на фоне остальных в России, как вам кажется?
– Здесь ребята более талантливые, более яркие качества. Здесь хорошая школа. Это как учиться в лучших университетах мира. Здесь качественные тренеры, специалисты. Если вы зайдёте в тренажерный зал, то там очень много оборудования и очень хорошая медицина.
Тренеры доходчиво объясняют футболистам, что нужно делать. У меня сын тоже в академии «Зенита» тренируется, и я получал такое же качественное образование. Это одна из лучших академий в России, где все преподают качественно. Даже у клубов Премьер-Лиги какие-то проблемы бывают, а здесь все условия созданы для ребят.
Главное, чтобы было желание и стремление, как раньше. Сейчас жёсткости и наглости недостаёт, но стало больше мастерства. Раньше как раз было больше моральных качеств и меньше мастерства, потому что мы тренировались на «Смене» на щебёнке или гарьке. Не совсем те же условия были, приходилось расти за счёт других качеств.
– То есть удобные условия создают проблемы с характером?
– Удобства – это хорошо. Не знаю, с чем это связано. То есть мир просто другим чуть стал. Смотришь: идут в наушниках друзья вместе. Мне надо пообщаться, какой-то коннект найти в команде. Сейчас чуть-чуть каждый в себе.
«Спасибо клубу, что есть возможность помогать и играть за «Зенит»
– В одном интервью вы сказали: «Для меня каждый матч за «Зенит» особенный». В недавнем матче с «Оренбургом» были такие же эмоции?
– Мне просто в кайф, потому что я отсюда. И на каждый матч на «Петровском» или «Газпром Арене» просто круто выйти за главную команду города. На матч приходят друзья, кто-то смотрит и такой: «О, а ты как там оказался опять?». Спасибо клубу, что есть такая возможность помогать и играть за «Зенит».
– Есть ли желание дальше помогать главной команде, но уже в РПЛ?
– Конечно есть. И я стараюсь быть полезным в те моменты, когда тренерский штаб Сергея Богдановича приглашает меня.
– В «Зените» в разные годы вы играли под руководством Лучано Спаллетти, Роберто Манчини и Сергея Семака. Кто больше всего повлиял на вашу карьеру?
– Разные этапы карьеры были, и каждый дал многое. Базовые знания дал Спаллетти, потому что он был трудоголиком. Нам в «дубле» разрешали тренироваться на базе, я приходил в семь часов вечера, чтобы никого не было, заходил в зал, а там Спаллетти тягает гантели. То есть он с утра до вечера там был, и весь тренерский штаб бегал по кругу. Футбольная тактика, многие моменты для защитника: они уже тогда, более десяти лет назад, разные нюансы подсказывали.
– Есть сожаление, что не удалось выйти в составе «Зенита» в Лиге чемпионов?
– Да. Ведь это самый главный турнир. Ну, такая карьера футбольная: иногда ты играешь, иногда ты не играешь. В Лиге Европы за «Зенит» сыграл, в Лиге чемпионов не получилось. Но ничего, поиграл за «Ростов».
«Самые яркие воспоминания о Лиге чемпионов – это «Аякс» и «Бавария»
– С «Ростовом» вы играли в Лиге чемпионов. Какое самое яркое воспоминание того сезона?
– Самые яркие воспоминания – это «Аякс» и «Бавария». В первом из них уже был гимн Лиги чемпионов, потому что на первых этапах не было гимна, а в квалификации с «Аяксом» уже играл гимн. В этот момент ты понимаешь, что это уже по-настоящему. И это круто. На «Олимпе-2» с «Аяксом» был самый яркий матч. Как и с «Баварией». Тем более, когда знаешь, что всё, ты попадаешь в групповой этап Лиги Чемпионов. Там просто город с ума сходил.
– Возвращаясь к тренерам. Курбан Бердыев с «Ростовом» взял «серебро» РПЛ и ярко выступил в еврокубках. В чём его феномен?
– Курбан Бекиевич из тренеров постсоветского пространства для меня самый авторитетный. Он мог два слова сказать, и все становилось понятно. Он много нюансов подмечал. Кто-то из тренеров не берёт во внимание, а он даже показывал, как надо делать передачу, как идёт бедро, чтобы мяч пошел низом. Очень много футбольных нюансов от него берёшь. Но и как психолог он тоже мог вызвать на разговор, посмотреть, что-то выяснить для себя, твою реакцию понять. Разбор, аналитика матчей соперника, насколько высокая линия, низкая, какие слабые и сильные стороны – у него много нюансов.
– Вы рассказывали в одном из интервью, что он в раздевалке был очень спокойным...
– Бердыев – хороший психолог. Кто-то из тренеров не понимает, кому напихать, кому нет. Если человек серьёзно относится к делу, то Курбан Бекиевич лишний раз не будет ругаться, пихать. А кто раздолбай, то его он может всегда в тонусе держать. Условно, Азмуна можно было чуть подзавести, а Хорена Байрамяна, который ответственно всё делает, он не будет ругать. То есть к каждому Бердыев находил свой подход.
– Вы играли на стадионах «Баварии», «Атлетико», «Аякса» и «Манчестер Юнайтед». Какой выезд был самым запоминающимся?
– Все яркие. Если выбирать, то «Амстердам Арена» и «Альянц Арена». На старом стадионе «Атлетико» скамейки были на уровне поля, ты смотришь на горку такую, и по ней мяч где-то ходит. Старенький стадион, но классный.
– Кого можете назвать сильнейшим игроком, против которого приходилось играть на уровне сборных и еврокубков?
– Дуглас Коста мне понравился. Я уже говорил об этом в предыдущих интервью. У него хорошая левая нога, но он настолько резкий был… Все знали, закрывали ему левую ногу, и всё равно не успевали.
– А с кем вы футболками обменивались после тех игр?
– У меня есть Погба, Рибери и Валенсия.
– В рамке висят?
– Да, повешу на даче.
– В матчах с «Аяксом» в отборе Лиги чемпионов вы дважды играли против Матео Кассьерры. Вспоминали с ним когда-то те встречи?
– Кстати, я не знал того, что он тогда играл. Кассьерре надо будет напомнить.
– Вместе с вами в Санкт-Петербург из того «Ростова» перешли Миха Мевля, Кристиан Нобоа, Дмитрий Полоз и Александр Ерохин, а позже присоединился и Сердар Азмун. Как уроженец города и воспитанник «Зенита» вы помогали им в новом городе?
– Никак не помогал. Мы все перешли в новую команду, я тоже был молодым, можно сказать. Так что все сами притирались друг к другу по новой.
– В тот момент было ощущение, что вы можете попасть в сборную России? Ведь в конце того сезона был домашний Кубок конфедераций.
– Как-то тренеры не особо звали, я так и не сыграл за сборную. Если бы попал, было бы хорошо. Но не попал.
– Жили ли вы тогда мечтой в том числе сыграть на домашнем чемпионате мира?
– Конечно хотелось, и всё хорошо шло. Но ничего, порадовались за ребят, что они устроили такой праздник и популяризировали футбол. Сейчас в Петербурге столько мальчишек ходят по улице в футбольной экипировке. Одни футболисты кругом. Здорово, что чемпионат мира так популяризировал.
– А вы на матчи ходили как болельщик?
– Да, был на игре России против Египта, на матче за третье место. То, что на «Газпром Арене» было, старался посещать. В товарищеском матче с испанцами в ноябре 2017 года был, поддерживал нашу команду.
«У Карпина классно было контролировать мяч, у Талалаева силовой итальянский футбол»
– Вы много лет провели в «Ростове» под руководством Валерия Карпина. Каким вам запомнился главный тренер сборной России?
– У Валерия Георгиевича классно было контролировать мяч. Он разрешал ошибаться, ты не боялся ошибиться при игре с мячом. Но если ты не добежишь где-то, на рывке назад не побежишь, тогда уже спрос другой. И это было прикольно. Если получить такой опыт в молодом возрасте, то ты спокойно будешь потом всю жизнь играть с мячом.
В какие-то моменты нужно попроще сыграть, на поле футболисты сами принимают решения, должны оценивать риск. Мы в «Ростове» много тренировали пас, и было круто, когда к нам приезжали топовые команды, а мы благодаря этому стилю забивали голы. Соперники уже просто отходили назад, не встречая нас.
– Вы играли в «Ростове», когда Карпин уже совмещал работу с национальной командой. Насколько это влияло на тренировочный процесс в клубе?
– У нас всё было чётко отработано. Он уезжал, но оставались тренеры, то есть проблем никаких не возникало. В игре всё было хорошо, было поступательное движение.
– Каково было играть, когда на матчи в Ростов приходилось ехать на поезде? Это сильно усложняло процесс?
– Сильно влияло. Ты сыграл, допустим, в Москве, дальше летишь до Минеральных Вод, прилетаешь в два часа ночи, и потом семь часов едешь на автобусе. Ты не спишь эту ночь в автобусе, приезжаешь разбитый, и у тебя суммарно минус два дня на подготовку. «Ростов» столько лет в подобном режиме, и они большие молодцы, что готовятся и играют.
– В прошлом сезоне в «Балтике» вы пересеклись с Андреем Талалаевым. Сейчас калининградцы шумят в РПЛ. Талалаев – топ-тренер для нашей лиги?
– Когда Андрей Викторович пришёл, он говорил, что у него были другие предложения, но он не хотел браться, потому что оценивал много факторов и понимал, какая команда ему подходит для руководства, а какая нет. И он выбрал «Балтику». Мы тогда не так ярко стартовали, были сложности. Но с теми требованиями, которые он нам предъявлял, команда показывала результат. Все его команды, и «Балтика» в том числе, были очень хорошо готовы физически. Он заряжает так, что все футболисты бьются.
– В чём тренерский секрет Талалаева, что он в этом сезоне так высоко поднял «Балтику», а несколько лет назад высоко шёл с «Ахматом»?
– У Талалаева хороший тренировочный процесс, у него хороший тренер по физподготовке из Италии. В «Балтике» разбирают много нюансов: какой ногой отталкиваться от земли, чтобы быстрее рвануть к мячу, как закрыть прострел или удар. Есть очень хорошие тактические моменты, которыми они пользуются. Основное – это физподготовка и то, что они бьются как звери.
– Талалаев как раз рассказывал в одном подкасте, что берёт наработки из итальянского футбола. Можно ли сказать, что у него итальянский подход к работе?
– Наверное, да, похоже, такой силовой футбол. То есть и у Манчини или Спаллетти очень тяжёлые сборы были. У Андрея Викторовича тоже.
– Сейчас в «Балтике» решают в том числе и игроки, прошедшие через ФНЛ. В прошлом сезоне было заметно, что этот костяк может так высоко запрыгнуть?
– Понятно, что футбол в ФНЛ и РПЛ отличается. В Первой лиге больше бегают, больше борьбы. Андрей Викторович подтянул сейчас этих ребят, которые были в ФНЛ. Он нам и говорил, что нужно делать четыре действия за определённое количество времени. И в начале кто-то делал два-три. И потихоньку физически и тактически он подготовил всех.
Это дало интенсивность, и сейчас все ребята в «Балтике» здорово готовы. И он тогда ещё в Первой лиге приводил примеры, что по активности и действиям наша команда превосходила клубы Премьер-Лиги по многим показателям.
«В России ощущаю себя как дома»: интервью Матео Кассьерры о «Зените», РПЛ и Колумбии на ЧМ-2026
«У «Зенита» пропало разгильдяйское отношение к соперникам»: Александр Точилин – о 14 туре РПЛ