Дорогие друзья!
Мы продолжаем нашу серию экспертных публикаций, посвященных теме развития и воспитания детей.
Сегодня Евгения Конохова расскажет, как поэтапно происходит формирование речи у детей и когда следует обратиться к логопеду.
Немного о нашем эксперте:
- Практикующий логопед, детский психолог, клинический психолог, автор и методист обучающих мастер-классов, курсов и тренингов для логопедов, автор пособия по коррекции слоговой структуры слова и диспраксии, спикер профессиональных конференций и просто мама двоих детей
- 10 лет и 16.000 часов практики логопеда
- Индивидуальный и бережный подход к каждому ребенку, создание комфортной среды для раскрытия потенциала
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок развивался гармонично: вовремя сел, вовремя пошел, вовремя заговорил. Мы внимательно следим за первыми шагами, но вот с речью все не так очевидно.Ведь бытует мнение: "Нет же молчащих взрослых, значит, все само придет".
Но если прислушаться к тому, как говорят известные люди – блогеры, политики, артисты – можно заметить, что с речью не у всех все гладко. У кого-то нечеткая дикция, будто он съедает слова. Кто-то с трудом формулирует мысли и использует всего пару десятков фраз на все случаи жизни. А кто-то вообще двух слов связать не может.
И это не всегда особенность характера, а часто следствие того, что в детстве развитию речи не уделили внимания.
Именно поэтому важно знать, какие сигналы в речи ребенка требуют внимания, и не ждать, пока все "дозреет само". В некоторых случаях помощь логопеда действительно нужна – и чем раньше, тем лучше.
Какие же есть нормы речевого развития?
Дети до 3 лет:
- в 6–8 месяцев малыши обычно начинают активно лепетать, повторяя слоги. Иногда кажется, что это уже первые слова – ведь звучит очень похоже: «мамамама», «папапапапа», «бабабаба». Но пока это всего лишь тренировка артикуляционного аппарата, а не осознанное называние. Если же к 9 месяцам малыш не произносит слоги, лучше проконсультироваться с неврологом и ЛОР-врачом. Это не обязательно сигнал серьезной проблемы, но специалист сможет оценить, все ли идет по плану, и при необходимости подсказать, как помочь ребенку начать лепетать.
- к 12-13 месяцам малыши обычно активно лепечут слоги и произносят осознанно хотя бы 1 слово. Если ребенок пока совсем молчит, лучше обратиться к логопеду за консультацией. Специалист поможет разобраться есть ли повод для беспокойства. А при необходимости порекомендует дополнительных врачей для обследования и подскажет, как организовать занятия дома, чтобы поддержать развитие речи.
- к 18 месяцам ребенок уже откликается на свое имя и понимает простые просьбы. Например, если вы попросите принести игрушку даже из другой комнаты, он с этим справится. Если же кажется, что малыш вас плохо слышит или не всегда понимает, лучше проконсультироваться у ЛОРа и логопеда. Иногда дело может быть не в самом слухе, а в том, как ребенок воспринимает речь. Способность понимать речь других – это фундамент для собственной активной речи.
- к полутора годам у малышей обычно уже есть минимальный словарный запас. У девочек он может составлять около 14 слов, у мальчиков – около 6. Например, в 18 месяцев ребенок может говорить: «ам» (еда), «мама», «му» (корова), «биби» (машина), «ууу» (самолет), «тук-тук» (стучать, молоток) – и это вполне нормально. Если слов или звукоподражаний пока совсем мало, то уже можно идти к логопеду. Специалист поможет понять, как идет развитие речи, и при необходимости подскажет, какие занятия помогут малышу активнее заговорить.
- когда в словарном запасе малыша набирается 50–100 слов, он начинает связывать их в простые фразы: «вот там», «там банан», «папа нет». На следующем этапе уже появляются более сложные фразы «Хочу баба дача» - что означает «хочу к бабушке на дачу». Если же к двум годам малыш не произносит даже самых простых фраз, лучше обратиться к логопеду. Специалист будет разбираться в причинах отсутствия фразы и выстраивать систему занятий и общения с ребенком, чтобы ему было легче заговорить.
Дети 3-7 лет:
В этот период развития мы больше обращаем внимание на звукопроизношение детей. Какие же есть нормы появления звуков в речи детей?
- в 3- 3,5 года у малышей появляются к употреблению самые простые звуки: к, г, х, т, д, б, п, в, ф, й, м, н, а также их мягкие варианты.
- в 4 – 4,5 года мы ждем появления свистящих и шипящих звуков: с, з, ц, ш, щ, ч, ж, а также звук «ль».
- в 5 лет мы ждем у ребенка звуки р, л, рь.
Если ребенок не освоил произношение звуков, которые должны появиться по возрасту, лучше не ждать, что «само пройдет», а обратиться к специалисту. Логопед поможет правильно поставить звуки и предотвратить закрепление неправильного произношения.
Отдельно стоит обратить внимание на запинки в речи и возможные признаки заикания. Если вы заметили, что ребенок начал запинаться, даже всего 2–3 раза, не откладывайте консультацию. Лучше сразу обратиться к логопеду, который работает с заиканием, или в специализированный центр. Важно понять, связано ли это с возрастными особенностями или это первые признаки истинного заикания. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов скорректировать ситуацию, не давая ей перерасти в устойчивую форму.
Дети старше 7 лет:
- если ваш ребенок все еще не произносит какие-то звуки речи или говорит невнятно, то эти трудности можно устранить с помощью занятий у логопеда. Поставить звук и ввести его в речь, сделать речь чистой и красивой можно в любом возрасте!
- еще один повод обращения к логопеду – это трудности освоения письменной речи. А именно чтения и письма. Если ребенок медленно читает и пишет с огромным количеством ошибок во втором классе, то это тоже повод обратиться именно к логопеду. В большинстве случаев медленный темп чтения, грязь в тетрадях и двойки по русскому языку обусловлены именно логопедическими проблемами.
- заикание. Можно обратиться в специализированный логопедический центр по работе с заиканием или к частному специалисту. Логопед выстроит систему работы, которая как минимум облегчит состояние, или поможет преодолеть заикание вообще.
- восстановлением речи после инсультов тоже занимаются логопеды, у них есть своя квалификация логопедов-афазиологов. Именно они помогают людям, столкнувшимся с потерей речи, заново начать разговаривать со своими близкими.
Зачем же идти к логопеду?
Во время диагностики логопед внимательно изучает речевую систему ребенка, учитывая его возраст и индивидуальные особенности. Специалист проверяет:
· какие звуки ребенок уже освоил, а какие даются с трудом,
· насколько хорошо он понимает обращенную речь,
· как работает его речевое дыхание,
· насколько четко воспринимает звуки и различает их,
· какой у него словарный запас,
· темп и плавность речи,
· умеет ли связывать слова в фразы и небольшие рассказы,
· в каком состоянии мышцы лица и языка,
· как он управляет артикуляцией и движениями речевого аппарата.
Часто диагностика проходит в форме игры – на полу или за столом, чтобы малышу было комфортно. Но в это время логопед анализирует все ключевые аспекты развития речи, выявляет возможные трудности и подбирает подходящий путь коррекции. Иногда достаточно немного скорректировать стиль общения дома, а в других случаях потребуется курс занятий.
После диагностики специалист обязательно обсудит с мамой текущее состояние речи ребенка, направление и способы для ее дальнейшего развития.
Чем раньше – тем лучше
Чем раньше обратиться к логопеду, тем проще и быстрее можно помочь ребенку освоить речь.
Если малыш долго молчит, то ранняя работа со специалистом поможет ему быстрее начать говорить. Чем раньше ребенок научится усваивать новые слова и строить фразы, тем меньше занятий потребуется в дальнейшем.
Если звуки в речи не появляются вовремя, лучше не ждать, а обратиться к логопеду за их постановкой. Неправильное произношение – это такая же привычка, которая со временем закрепляется. А чем дольше она сохраняется, тем сложнее ее исправить.
При первых признаках заикания тоже важно не откладывать консультацию. Чем быстрее специалист подключится к работе, тем выше шанс скорректировать речь. Ведь если ребенок начинает стесняться своей речи, он может замкнуться в себе, что только усилит проблему.
В завершение хочу сказать: логопед — это не просто специалист по звукам и словам. Это человек, который поддержит, подскажет и поможет родителям и ребенку пройти путь к чистой, свободной речи. Он умеет превращать занятия в увлекательную игру, знает, как найти подход к каждому малышу и сделать так, чтобы развитие речи шло легко и естественно.
Если у ребенка есть сложности, логопед не будет критиковать или пугать, а поможет понять, что именно мешает, и найдет способ, который подойдет именно вашей семье.