Бывшая обитель – Серафимо–Понетаевский Скорбященский монастырь, ныне скит Серафимо-Дивеевского монастыря, имеет в своем основании скорбное начало истории сестер-изгнанниц из Дивеево. Расцвевший с Божией помощью, он был весьма богат и красив, но лишь на короткое время..
Храмовый ансамбль монастыря расположен в 170 км. от Нижнего Новгорода, в нескольких километрах от Дивеева, в селе Понатаевке, который входит в состав городского поселения рабочий посёлок Лесогорск.
Первый, кто посетил эти места еще при жизни преп. Серафима, был благословенный царь Александр I. Так же эти места посещали царственные особы: царь Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Указом Павла I в 1797 году село Кардавиль, деревня Понетаевка и деревня Корино были пожалованы русскому архитектору действительному статскому советнику и кавалеру В. В. Баженову. Часть Понетаевки была пожалована его сыну Владимиру. Василий Иванович Баженов умер в 1799 году, завещая свое имение своим трем сыновьям.
В середине XIX в. в Понетаевке насчитывалось 87 дворов, проживал 401 житель. Село принадлежало Елизавете Алексеевне Копьевой, дочери генерала-майора Алексея Даниловича Копьева.
ОСНОВАНИЕ
В 1861 году при выборе настоятельницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря путем жребия была избрана Гликерия Васильевна Занятова. Но в самом монастыре многие были недовольны таким выбором.
На местное епархиальное начальство стали посылаться жалобы в высшее духовное правление о пристрастных действиях в деле избрания настоятельницы. В результате Святейший Синод не утвердил кандидатуру Гликерии и предложил, для восстановления порядка, 6 марта 1862 года удалить из Дивеевской общины Гликерию Занятову и еще двух сестер.
Первым порывом сестер было пойти в Саровский монастырь к могилке Серафима Саровского, чтобы там над могилой своего бывшего руководителя и духовного наставника выплакать свое горе, просить его и Бога о благословении и помощи, прибежища и приюта. Здесь же Гликерия Занятова и вспомнила Елизавету Алексеевну Копьеву, проживавшую в селе Понетаевка.
Видя в последнее время в монастыре неприязнь и вражду, Копьева приняла невольных Дивеевских отшельниц с любовью и дала им приют.
Вскоре сестры, любившие Гликерию и желавшие жить с ней, стали покидать Дивеевскую обитель и переселяться на жительство в Понетаевку. В короткое время в Понетаевке собралось более 20-ти сестер. В их числе были самые лучшие художницы и мастера мозаичного искусства, обучавшиеся живописи и мозаике в Санкт-Петербурге, под руководством профессоров академии художеств.Е. А. Копьева решила ходатайствовать об учреждении в своем Понетаевском имении женской общины с наименованием Серафимовская.
- В Прошении, составленном в конце марта 1862 года, для устройства и обеспечения общины Копьева предоставляла: пахотную землю в 94 десятины, господский сад с усадьбой на пространстве 6 десятин, с каменным домом, находящимся в саду, где могли бы проживать до 50 сестер не стеснительно. Свой господский дом с строениями она также передавала во владение общины после смерти.
Эта первая церковь будущей обители в честь иконы Божьей матери Всех Скорбящим Радость, была освящена 20 июня 1863 года. Иконы в церкви были написаны самими сестрами. К середине 1863 года в имении Копьевой были выстроены два деревянных корпуса, один – двухэтажный и ферма. В каменном корпусе устроены трапеза и кухня. Во всех корпусах могли разместиться до 100 сестер. Занимались сестры мозаической работой и живописью, ткачеством и полевыми работами.
Женская община была учреждена императором и утверждена Святым Синодом 11 ноября 1864 года. При утверждении общины Александр II пожаловал 600 десятин земли. На этом хуторе, получившим название «Царская дача», впоследствии был образован Введенский скит Серафимо-Понетаевского монастыря.
Имя Гликерии хорошо знали в царской семье, во дворце помнили, как короткой полумантией Серафима Саровского, которую привезла Гликерии, была излечена от тяжелой болезни княжна Мария Александровна. Гликерия Занятова и была утверждена начальницей общины.
Это была вторая обитель, получившая наименование Серафимовская задолго до канонизации Серафима Саровского. Уже через 5 лет, в 22 августа 1869 года, община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря, с учреждением при нем училища для девиц духовного звания.
В 1866 году вопросами хозяйственной жизни монастыря, развития и благоустройства занялся деятельный помощник и благодетель – елабужский купец Сергей Петрович Петров. Он жертвовал на монастырь ежегодно немалые средства, а после смерти завещал монастырю принадлежащие ему 13526 десятин земли.
На всех этих землях было основано монастырское хуторское хозяйство. Выращивали мясной и молочный скот, занимались овцеводством, пчеловодством, садоводством, огородничеством, хлебопашеством, сыроварением, прядением льна и шерсти, ткачеством и вязанием, шитьем одежды и обуви, выделкой и покраской материи для монашеских одежд. Хозяйство было основано на последних достижениях науки и техники.
На лесозаводе применялись паровые машины, электрическое освещение от генератора. При монастыре существовали кирпичный завод, мукомольная мельница, кузница, водокачка, столярная, бондарка.
Особую живописность и поэтичность местности придавали каскады из четырех прудов. Сестры не только не забросили доставшийся им сад Елизаветы Копьевой, но и сами занялись садоводством.
У Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской. Она начиналась с Южных ворот, проходила вдоль леса и заканчивалась у Северных ворот. Началом и окончанием Богородичной аллеи являлся Введенский храм.
Численность сестер монастыря быстро росла. После Дивеева это был второй по количеству проживающих сестер монастырь епархии Нижегородской губернии.
АРХИТЕКТУРА
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — первая постройка Серафимо-Понетаевского монастыря освященная еще в 1863 года.
В 1882 году был заложен больничный корпус – большое трехэтажное здание для приюта больных и престарелых. В восточной части корпуса был устроен храм, составляющий с ним неразрывную связь. Назначение его – чтобы престарелые и больные, лишенные возможности двигаться, могли слышать богослужение из комнат, расположенных в соседстве с храмом. Храм был сделан в два яруса: нижний храм – на уровне 1 этажа и верхний – на уровне 2-го и 3-го этажей. Нижний храм (в честь Серафима Саровского), был предназначен для погребения в нем благотворителей обители, верхний (в честь Сергия Радонежского) – для вседневных богослужений. С западной стороны корпуса расположилась колокольня.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился к 1911 году, когда было завершено строительство величественной колокольни с трехэтажным корпусом. На колокольне висели часы, били четверти. Увенчивал колокольню большой позолоченный крест.
Монастырь был обнесен каменной оградой. Весь ансамбль был ограничен высокой стеной из белого тесаного камня с включением красного кирпича.
***
В создании и становлении монастыря немаловажную роль сыграл отец Иоасаф – Иван Тихонович Толстошеев, ученик и келейник отца Серафима Саровского. Всю свою жизнь Иоасаф покровительствовал послушницам Серафимо — Понетаевского монастыря, оказывал им помощь и поддержку, используя и свои связи в Санкт-Петербурге.
- В книге "Преподобный Серафим: Саров и Дивеево" Рошко Всеволод Леонидович (перешедший в католическую веру) пишет, что в эти времена Саровская обитель в Дивеево произошла в некотором смысле революция сознания – ересь и измена. Монахини в Дивеево стали забывать отца Серафима и отдавать предпочтение ереси отца Иоасафа (Толстошеева), которого сам отец Серафим не хотел допускать к монахиням. Насколько эта информация не является сплетней не известно, но то, что против новой игуминеи в Дивеево был бунт, заставляет думать о шатком духовном положении обители в дореволюционное время.
В живописной мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря писали иконы по дереву и холсту, занимались мозаикой, финифтью, чеканными работами. Всего с 1864 по 1919 год выявлены данные о 198 мастериц, проходивших послушание в художественной мастерской монастыря. Занятия живописью на первых порах помогли монастырю встать на ноги. Доход от живописных работ постоянно увеличивался.
За успехи в живописи игуменья Евпраксия (Гликерия Занятова, принявшая в 1870 году постриг с именем Евпраксия) была награждена золотым крестом, а сестры художницы – серебряными.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
Икона Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 году послушницей Клавдией Ивановной Войлошниковой. Ей разрешено было скопировать икону Знамения Пресвятой Богородицы, купленную благодетелем монастыря у художника Павла Семёновича Сорокина. Образ этот сначала находился в живописной мастерской, но в 1880 году был взят в игуменский корпус.
27 мая 1885 года в девять часов вечера сестры обители заметили, что первообраз стал светлеть ликом: он становился словно живой, а взор Богородицы, устремленный на иконе вверх, стал направляться на молящихся. Явление продолжалось четверть часа. В полночь оно повторилось. Икону перенесли в монастырскую церковь, а вслед за этим стали происходить исцеления больных.
Почитание Серафимо-Понетаевского образа как чудотворного было утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 сентября 1885 года.
При вхождении Николая II на русский престол для Священного Коронования был назначен день 14 мая 1896 года – день празднования Чудотворной Серафимо – Понетаевской иконы «Знамение Пресвятой Богородицы».
Первообраз после революции вместе с другими ценностями был вывезен из обители.
РЕВОЛЮЦИЯ
В годы Первой Мировой войны в монастыре был госпиталь. Монахини отдали свои кельи раненым солдатам. Поэтому солдаты, находясь на излечении и не способные двигаться, тоже могли слушать службу.
В 1917 году волна погромов прокатилась по монастырским хуторам, после революции вся земля, продукты, сельхозинвентарь, скотина были переданы крестьянам. Но община продолжала существовать до 1927 года., а в 1927 году монастырскую общину распустили.
На территории монастыря разместили Детгородок, школу крестьянской молодежи, кошмовальную артель и Дом инвалидов.
В 1928 году сохранившееся художественное наследие монастыря было вывезено в Нижегородский областной исторический музей, в 1934 году значительная и наиболее ценная часть этой коллекции была передана в Художественный музей.
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Во время Великой Отечественной войны здания монастыря были отданы под госпиталь и интернат для эвакуированных детей. Здесь, с 7 марта по 23 мая 1944 года находилась на лечении ленинградская девочка Таня Савичева – советская школьница, которая с начала блокады Ленинграда вела дневник в записной книжке, один из скорбных символов Великой Отечественной войны, подобно другой еврейской девочке Анны Франк. Таня умерла в возрасте 14 лет. Дневник Тани Савичевой хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
После войны здесь работал лишь один корпус, оборудованный для инвалидов войны. С 70-х годов учреждение стало действовать как психоневрологический дом-интернат.
НАШЕ ВРЕМЯ
Понетаевская обитель возрождается как скит Серафимо-Дивеевского монастыря.
В 2013 г. завершены работы по реставрации и вновь освящены храм в честь преподобного Серафима Саровского и храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».
Сейчас при входе на территорию скита установлен КПП, так как здесь ещё находится психоневрологический интернат.
***
Серафимо-Понетаевский Скорбященский православный женский монастырь в селе Понетаевка, существовал в 1864–1927 годах. Будучи временным пристанищем изгнанниц, он в итоге сам стал словно изгнанником в современном мире.
Читайте тоже: