Найти в Дзене
Russian tripper

На «дне» Горького. Гетто в центре Нижнего.

Трущебы, крайняя нищета, мешанина из грязи и отходов и бесконечные толпы бедняков, каждый из которых видел в этом месте и спасение, и проклятие. Как прямо под Кремлем, среди купеческого шика появился отшиб, который стал прообразом пьесы Горького? Долгое время сюда почти не водили экскурсии. Ведь есть длинный список знаковых мест, о которых можно рассказать - Кремль, храмы, усадьбы, Ярмарка, набережные, да и вообще чтобы изучить хоть сколько-нибудь внимательно исторический центр Нижнего, нужно потратить не один день. Улицей больше или улицей меньше… Так она и оставалась не у дел.  Это одна из самых старых улиц города, ведущая от Зачатьевской башни Кремля до Скобы (площади Народного единства). Почти с самого основания города здесь селились люди, образуя нижний посад. Земля между Кремлем и берегом Волги хаотично застраивалась, стояли садки для рыбы, бойни, мелкие лавки и россыпь деревянных домов, в которых жили мелкие торговцы и ремесленники. Их кормила Волга и защищал Кремль.  Однако гл
Оглавление

Трущебы, крайняя нищета, мешанина из грязи и отходов и бесконечные толпы бедняков, каждый из которых видел в этом месте и спасение, и проклятие. Как прямо под Кремлем, среди купеческого шика появился отшиб, который стал прообразом пьесы Горького?

Долгое время сюда почти не водили экскурсии. Ведь есть длинный список знаковых мест, о которых можно рассказать - Кремль, храмы, усадьбы, Ярмарка, набережные, да и вообще чтобы изучить хоть сколько-нибудь внимательно исторический центр Нижнего, нужно потратить не один день. Улицей больше или улицей меньше… Так она и оставалась не у дел. 

Улица Кожевенная.

Вид на Рождественскую с улицы Кожевенной
Вид на Рождественскую с улицы Кожевенной

Это одна из самых старых улиц города, ведущая от Зачатьевской башни Кремля до Скобы (площади Народного единства). Почти с самого основания города здесь селились люди, образуя нижний посад. Земля между Кремлем и берегом Волги хаотично застраивалась, стояли садки для рыбы, бойни, мелкие лавки и россыпь деревянных домов, в которых жили мелкие торговцы и ремесленники. Их кормила Волга и защищал Кремль. 

-2

Однако главным реконструктором того времени был огонь. Пожар 1819 года полностью уничтожил этот район, после чего Бетанкуром создается план упорядоченной застройки и формируется нынешний облик. Прямая улица, мощенная булыжником с каменными домами по обе стороны должна была исключить хаос и сделать это место уж если не ядром торговли, то важной веткой точно.

Но почему же тогда Кожевенная не стала продолжением Рождественской, которая к тому времени была центром притяжения денег? На Рождественской стояли особняки, банки, рестораны, торговые и гостевые дома. Почему Кожевенная получила лишь насмешливое прозвище «Миллионка» и почти десяток ночлежек для бедняков? 

Ярмарка и большие деньги.

Переезд ярмарки в Нижний Новгород спровоцировал бурный рост города не только в материальном и культурном плане. Сюда хлынуло огромное количество людей в поисках работы и лучшей жизни. Они готовы были браться за все, что принесло бы деньги и кров. А купцы в свою очередь строили ночлежные дома, где могли размещаться те самые работяги. Наиболее известные - ночлежная квартира Брылина и ночлежка Бугрова со своими строгими правилами «водки не пить, песен не петь, вести себя тихо».

Толпа у ночлежки Бугрова
Толпа у ночлежки Бугрова

Эти дома давали кров людям, которые утром пойдут грузить и тягать многотысячные грузы. Да и место… мягко говоря место располагало, максимально близко к бирже найма и к пристани. Встал и уже за углом ты на работе. Волжский берег наполнился бурлаками, грузчиками, попрошайками и задолжавшими пьяницами.

Нижегородские босяки
Нижегородские босяки

Но желающих заработать было больше, чем мог дать город, поэтому часть людей оказалась в подвешенном состоянии, перебиваясь случайными подработками, попрошайничая или же попросту грабя. 

За короткое время место обросло дурной славой и стало пристанищем для низших слоев города. Процветали пьянство, грабеж, драки, а проституция с появлением ярмарки стала чуть ли не повсеместной.

Бродяжничество и кражи, алкоголизм и бедность, зависть и беспросветное положение - все это годами варилось в котле «миллионки». Так и родился образ того самого «дна» Максима Горького.

Дно стакана, дно жизни, дно социальное, экономическое и культурное. Дно, с которого открывался отличный вид на живую Рождественскую, по которой ходят трамваи, ездят телеги и с товаром, кушают и пьют хозяева этого мира. Дно с видом на жизнь, за которой каждый из «бывших людей» и ехал. Вот она, рукой подать.

Закат «Миллионки»

Чтобы разорвать порочный круг и вытащить работяг из трактирной жизни, хозяева ночлежных домов вводили запрет на пьянки, совместно с Максимом Горьким открывается чайная, где работяги могли согреться, там даже оборудовали библиотеку.

«Столбы» в советское время
«Столбы» в советское время

Но поставила точку революция и новый социалистический строй. Дома делились на коммунальные квартиры, трактиры закрывались, частная торговля исчезла, работяги шли на фабрики, а новый порядок исключал прежние социальные отношения.

Все по-настоящему.

Этот некогда темный закуток сейчас встречает нас фразой «У нас все по-настоящему». Чтобы понять многогранность истории, нужно видеть и те грани, что в тени. 

Вход на Кожевенную с площади Народного единства
Вход на Кожевенную с площади Народного единства

Долгое время эта улица оставалась тем самым темным закутком, где не хотелось бы оказаться вечером. Лишь в 2021 году, к 800-летию Нижнего Новгорода, Кожевенная улица была реконструирована и приобрела свой облик, облик той улицы, которая «кормила» местных купцов и приезжих торговцев. Вся протяженность дороги вымощена брусчаткой, приведены в порядок старые фасады домов, заменено уличное освещение - все это для того, чтобы погрузить нас в историю города, которую раньше было принято не показывать. 

Назарьевский сиротский приют
Назарьевский сиротский приют

На Кожевенной стоит посетить «Ночлежную квартиру» - общественное пространство, где показано убранство и жизнь местных. В «Столбах», где раньше находилась чайная, открытая под влиянием Горького, сейчас стилизованная рюмочная «На дне», которая многогранно отсылает к прошлому.

-8

На улице еще можно встретить скульптуры горожан, проживавших в этом месте. Здесь и мальчишки-сироты, и дворник, и точильщик ножей, и дворянин с чашкой чая - каждый и них является частью истории, частью успеха Нижнего, цена которого ночевала за 5 копеек на холодных нарах.