Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Племена катакомбной и срубной культур на территории Курского края

Бескрайние степи и лесостепи современного Курского края три с половиной тысячи лет до нашей эры. Ледник отступил, оставив после себя плодородные земли, широкие речные долины Сейма, Псла, Тускари. Это не был безлюдный край. Но настоящая революция надвигалась с юга — революция под названием бронза. Эпоха Катакомб: Подземные Дома для Мертвых Около 2700 года до н.э. с юга, из причерноморских степей, сюда пришли новые люди — носители катакомбной культуры. Они не были первыми, но оставили самый загадочный след. Их имя дал не быт, а смерть. Они хоронили своих умерших не просто в ямах. Их погребальный обряд был сложным архитектурным проектом. В стене глубокой, иногда до 3-4 метров, входной ямы они выкапывали боковую нишу — катакомбу. Это была подземная погребальная камера, личный «дом» для загробной жизни. Умершего укладывали в позе сна — на правом боку, с подтянутыми коленями, лицом к выходу. Тело густо посыпали красной охрой — символом крови, жизни или очищающего огня. Рядом ставили глиня

Бескрайние степи и лесостепи современного Курского края три с половиной тысячи лет до нашей эры. Ледник отступил, оставив после себя плодородные земли, широкие речные долины Сейма, Псла, Тускари. Это не был безлюдный край. Но настоящая революция надвигалась с юга — революция под названием бронза.

Эпоха Катакомб: Подземные Дома для Мертвых

Около 2700 года до н.э. с юга, из причерноморских степей, сюда пришли новые люди — носители катакомбной культуры. Они не были первыми, но оставили самый загадочный след. Их имя дал не быт, а смерть.

Они хоронили своих умерших не просто в ямах. Их погребальный обряд был сложным архитектурным проектом. В стене глубокой, иногда до 3-4 метров, входной ямы они выкапывали боковую нишу — катакомбу. Это была подземная погребальная камера, личный «дом» для загробной жизни. Умершего укладывали в позе сна — на правом боку, с подтянутыми коленями, лицом к выходу. Тело густо посыпали красной охрой — символом крови, жизни или очищающего огня.

-2

Рядом ставили глиняные сосуды с пищей и уникальные предметы — курильницы. Эти чаши на крестовидной ножке были ритуальными жаровнями. В них тлели угли, а в специальный кармашек клали ароматные травы, возможно, коноплю. Дым был проводником души, оберегом от злых духов. Вход в эту подземную спальню наглухо закладывали деревом или камнями, а сверху насыпали курган, заметный за многие километры.

-3

Жизнь и Металл Катакомбников

Но эти люди не только хоронили. Они строили жизнь. Их небольшие поселки стояли на высоких берегах рек. Они были оседлыми скотоводами и земледельцами. Их стада коров, овец и лошадей паслись на сочных пойменных лугах. Они сеяли пшеницу-полбу и просо, о чем говорят находки костяных мотыг и каменных зернотерок.

-4

Металл был редкостью и ценностью. Своей меди в крае не было. Бронзу — сплав меди с оловом или мышьяком — доставляли с Кавказа и Балкан. Олымский клад, найденный крестьянами, — это сокровищница литейщика: четыре массивных бронзовых топора, два долота. Это было состояние. Потому основным материалом для орудий оставался великолепный курский кремень.

-5

Их общество уже знало неравенство. Вождей хоронили в огромных катакомбах с богатым инвентарем, рядовых соплеменников — скромно. Находка парного погребения в самом центре Курска (мужчина и женщина, посыпанные охрой, с булавками-молоточками на одежде) говорит о сложных социальных или ритуальных связях.

-6

Пришествие С Востока: Революция Срубной Культуры

Эта устоявшаяся жизнь была разрушена около 2000 года до н.э. С востока, из-за Волги, хлынула новая волна — племена срубной культурно-исторической общности. Это было не мирное проникновение, а стремительное и жесткое завоевание. Археологически слой катакомбной культуры обрывается. Катакомбники были частью изгнаны, частью истреблены, а оставшиеся — ассимилированы.

-7

Срубники принесли с собой иной мир. Их погребальный обряд был проще, суровее, массовее. Они хоронили в обычных ямах, но стенки укрепляли деревянным срубом, а сверху накрывали бревнами. Умершего укладывали на левом боку, также в скорченной позе, но ориентировали головой на северо-восток. Охры становилось все меньше, а позже этот обычай исчез вовсе. Под одной насыпью они могли хоронить десятки человек — целые роды.

-8

Хозяева Степи: Экономический Рывок

Но главное их наследие — не курганы, а хозяйственный переворот. Если катакомбники были скотоводами-земледельцами, то срубники создали первое в регионе высокоразвитое комплексное хозяйство.

Их жилища — это уже не землянки, а крупные полуземлянки каркасно-столбовой конструкции, длиной до 24 метров. В таком доме жило до 150 человек. В центре — большой родовой очаг, у стен — земляные нары. Они строили глубокие ямы-погреба, где в жару хранили мясо и молочные продукты, засыпая их льдом.

Они совершили прорыв в земледелии, перейдя от мотыжного к плужному. Используя тягловую силу волов, они могли обрабатывать большие площади. Выращивали просо, пшеницу, ячмень. Их стада были огромны, а скотоводство — придомным, с заготовкой кормов на зиму.

-9

Их металлургия достигла невиданного уровня. Они нашли месторождения медистых песчаников и наладили собственное производство. В их поселениях находят тигли, льячки, литейные формы. Их бронзовые втульчатые копья, кинжалы и серпы были эталоном качества.

-10

Наследие, Запечатанное в Земле

Сосуду из Каменно-Вражского могильника они наносили загадочные значки, похожие на протописьменность. Их глиняные «острореберные» сосуды с геометрическим орнаментом из оттисков шнура и гребенки стали символом эпохи.

-11

Их демографический взрыв был следствием этого экономического чуда. Они заселили каждый пригодный к жизни уголок Курского края. Их могильники исчисляются сотнями, поселения — десятками.

-12

Срубная культура не исчезла бесследно. Она стала прямым предком более поздних культур, основой, на которой centuries спустя сформируются известные нам по летописям народы. Их технологический и хозяйственный уклад на тысячелетия определил развитие всего региона.

-13

Эти два мира — загадочный, ритуально сложный мир катакомбников и суровый, практичный, экспансивный мир срубников — лежат под тонким слоем чернозема Курской земли. Каждый распаханный курган, каждая находка школьника на берегу реки — это страница из грандиозной эпопеи бронзового века, где решались судьбы народов и закладывались основы будущего.