Найти в Дзене
Литературный маяк

Хранители традиций. Абашевская глиняная игрушка

Гончарный промысел в селе Абашево Наровчатского уезда Пензенской области возник в XVIII веке. Началом процесса послужила найденная в окрестностях поселения мягкая и эластичная глина, устойчивая к обжигу. Местные жители решили попробовать из нее лепить различную кухонную утварь: горшки, кувшины, блюда. Изделия получались прочными и красивыми, поэтому пользовались большим спросом у жителей соседних сёл.
Процесс изготовления имел свои особенности. Вылепленные глиняные изделия обжигали в горнах - сооружениях овальной или округлой формы, выложенных из огнеупорного кирпича высотой два и шириной полтора метра. Перед началом работы мастер залезал в горн, а жена подавала ему кувшины и горшки. Помещенные внутрь изделия обкладывали осколками битой посуды, а для обжига использовали березовые и дубовые дрова.
С середины XIX века в процессе изготовления гончарной посуды появилось и побочное производство. Из остатков глины умельцы стали делать игрушки, в том числе свистульки, или «дудки», как их назы

Автор Антонина Ащеулова - член МСРП

Гончарный промысел в селе Абашево Наровчатского уезда Пензенской области возник в XVIII веке. Началом процесса послужила найденная в окрестностях поселения мягкая и эластичная глина, устойчивая к обжигу. Местные жители решили попробовать из нее лепить различную кухонную утварь: горшки, кувшины, блюда. Изделия получались прочными и красивыми, поэтому пользовались большим спросом у жителей соседних сёл.
Процесс изготовления имел свои особенности. Вылепленные глиняные изделия обжигали в горнах - сооружениях овальной или округлой формы, выложенных из огнеупорного кирпича высотой два и шириной полтора метра. Перед началом работы мастер залезал в горн, а жена подавала ему кувшины и горшки. Помещенные внутрь изделия обкладывали осколками битой посуды, а для обжига использовали березовые и дубовые дрова.
С середины XIX века в процессе изготовления гончарной посуды появилось и побочное производство. Из остатков глины умельцы стали делать игрушки, в том числе свистульки, или «дудки», как их называли в Абашеве. Но через небольшой промежуток времени Абашевская игрушка выделилась в самостоятельный промысел в связи с постепенным вытеснением заводской посудой глиняной утвари. Абашево стало ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются подобные образы.
Изначально данное занятие считалось преимущественно мужским делом, поэтому в сельских семьях от отца к сыну передавали особые секреты лепки и обжига игрушек. Старожилы сохранили воспоминания о нескольких династиях однофамильцев Зоткиных. Широкую известность промысла в конце 1920-х годов история связывает с именем Лариона Зоткина. Это был талантливый мастер, автор многих интересных игрушек: забавных медведей, сказочных львов, причудливых собак. До наших дней сохранились лишь некоторые его работы, например, очаровательный голубой баран с могучими серебряными рогами.
Благодаря приобретенным навыкам постепенно сформировались характерные скульптурные приёмы и особенности росписи, отличающие абашевских умельцев от других мастеров. В семидесятых годах прошлого века открылась керамическая фабрика, на которой продолжил дело своего однофамильца народный мастер глиняной игрушки, член Союза художников СССР, художник- керамист Тимофей Зоткин.
Своим творчеством уроженец Абашева прославил не только родное село, но и всю Пензенскую область. Он поднял на более высокую ступень работу с глиняной игрушкой, создал новое направление - бытовую скульптуру малых форм. Его работы: «Городовой - взяточник», «Коронованный баран», «Олень с золотыми рогами», различные супницы, вазы, самовары обладали чувством меры, фантазией и своеобразным сарказмом.
Благодаря его творчеству абашевский промысел стал известен далеко за пределами страны. Работы Тимофея Зоткина занимают достойное место не только в российских музеях, но и в международном музее в Лувре (Франция). Но самая большая коллекция, включающая 500 штук, находится в музее народного творчества на его малой родине.
Вершиной достижения Тимофея Зоткина в скульптуре малых форм можно считать «Городового-взяточника». Популярность этой скульптуры в наши дни говорит о злободневности авторской позиции. Городовой изображается в офицерской форме в виде человека-зверя с одной или двумя взятками под мышками.
Абашевские свистульки в виде животных имеют сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой головке, аккуратно вылепленной, выделяются глубоко процарапанные глаза. Над головами козлов, оленей, баранов возвышаются изогнутые, а иногда и многоярусные рога, которые превращаются то в ёлочку, то в солнце, а то и вовсе закручиваются кольцами. Самые обычные домашние животные благодаря этим рогам становятся сказочными. И обязательно у каждой фигурки должен присутствовать хвостик-свисток. Даже если мастер лепил фигуру барышни, он давал ей в руки птичку-свистульку.
Волшебство абашевским игрушкам также придают пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы. Есть у них и собственный орнамент: он состоит из чешуек и наминов (при работе глина проминается острой палочкой).
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками: синими, зелёными, красными, удивляют самыми неожиданными сочетаниями. Некоторые детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.
Особенность работы абашевских мастеров - минимум приспособлений. Мастер использует глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры.
Абашевские игрушки имеют важное обереговое значение. Образ коровы воспринимался далекими предками в качестве символа плодородия.
Птичка олицетворяла мечту, творчество, а если с ней играть и верить в свою мечту, то она непременно осуществится.
Барашек «Золотое руно» - символ достатка.
Собака со щенком – образ материнства.
Всадник означает силу, выносливость, стремительность, а для девушек – это образ жениха.
Образ Барыни ассоциируется с женской чистотой, целомудрием.
Олень «Серебряное копытце» - гармония с природой.
Городовой – защита дома, личной территории, олицетворение надежности.
Нить древних традиций абашевской игрушки не прерывается, а продолжает давать свежие ростки в современность. Создан музей в доме Тимофея Зоткина. В селе ежегодно проводятся фестивали «О чем поет гончарный круг», работает школьный кружок «Абашевская игрушка». В местном колледже профессиональных технологий и бизнеса действует керамическая лаборатория, где студенты обучаются рабочей профессии «Изготовитель художественных изделий из керамики».
Это значит, что абашевский промысел, как и сохраненные традиции, продолжают жить и дарить радость людям.