Столкновение титанов Античной эпохи всегда интересно изучать. Просто когда за моря и земли схлёстывались империи, это почти всегда означало от нескольких десятилетий до нескольких столетий принципиального конфликта, исход которого мог быть только один - победа одной из сторон.
Рим, как главная Средиземноморская держава, был вынужден держать удар с разных сторон. Но никто и не думал отказываться от дальнейшего расширения и обогащения. А потому практически вся древнеримская история - это бесконечный марш легионов от Карфагена до далёких среднеазиатских степей.
Рим никогда бы не достиг своего наибольшего расцвета, если бы не проломил Персию под правлением Сасанидов. А проломить было непросто. Говоря современными мерками, кость в кость сошлись две супердержавы своего времени. Причём именно Персия была молодым и горячим игроком, который только-только завоёвывал своё место под солнцем. А когда такой игрок появляется в поле, это значит, что уже присутствующие мэтры игры будут делать всё, что возможно, чтобы вытолкнуть его за пределы
Империя на империю
В начале II века нашей эры ситуация складывалась следующим образом. В Персии династия Сасанидов произвела необходимые экономические и военные реформы, в результате чего смогла опереться на армию невиданной доселе численности и мощи. Рим был далёк ри своего заката, а потому, несмотря на некоторую деградацию, всё ещё опирался на богатейший тысячелетний опыт конфликтов и походов, на свои легионы и на лучшие инженерные наработки эпохи.
Всё это создало уникальную ситуацию, когда ни один из игроков просто не мог задавить другого в короткий промежуток времени и в одном генеральном сражении. А потому началось то, что тянулось десятилетиями и вылилось в настоящую бойню за контроль над основными торговыми путями из Индии в Европу.
Первые серьёзные сражения
Первые серьёзные сражения прокатились по региону в начале III века. Именно тогда к власти в Парфянском царстве пришёл завоеватель Ардашир I, который объединил под собой значительные силы. Амбиции этого государя были настолько велики, что он не побоялся бросить вызов Риму, со всеми его союзниками и вассалами.
Притязания Ардашира I - территории до Македонии и Греции. И это был чистой воды реваншизм, когда западный мир переборол ближневосточный и азиатский во времена невиданной экспансии Александра I.
Месопотамский поход 237-240 года был настоящим потопом для восточных римских провинций. Благодаря успешной кампании под руку персидского государя перешли такие важные города, как Карры и Нисибис. Рим, оправившийся от первых тумаков, собрал силы и обрушился с ответным ударом в 234-244 году под предводительством самого императора Гордиана III, что говорит о серьёзной серьёзности ближневосточной ситуации.
Результаты похода вызывают споры среди историков, ибо восточная сторона говорит о великолепной и результативной обороне, а западная сторона говорит о великолепной победе гвардии префекта Тимесифея при Ресаене, которая подарила римской стороне главную победу в этом витке конфликта. Более того, римляне якобы начали развивать контрнаступление и даже вторглись в провинцию Асорестан. Но восточная сторона, повторюсь, рассказывает совсем другие исторические расклады. Так что придём к среднему - скорее всего игроки откатились на изначальные позиции и затаились, собираясь с силами.
Череда битв
Всю оставшуюся первую половину III века стороны погрязли в боях в Месопотамии и Сирии. И персам повезло чуть больше, так как к власти пришёл Шапур I - великолепный полководец своей эпохи, который со временем подчинил себе все основные римские города региона.
По итогам кампании 253 года под власть Персии перешла Антиохия, а римский ставленник Кириад даже перешёл на сторону противника. Но на смену ему пришёл Ураний. И именно ему удалось стабилизировать ситуацию, остановив персидскую экспансию.
Ненадолго - кампания 254-260 года стала очень драматичной страницей в общей истории Римской империи. Персы вели свои сражения столь замечательно, что в плену оказался сам римский император Валериан, что стало беспрецедентным случаем для могучей средиземноморской державы.
На фоне общей политической раздробленности, которая подогревалась религиозными брожениями в Риме, персидская сторона начала одерживать верх. Это увековечено в рельефах Накше-Рустама, восславляющих подвиги Шапура I и его блистательной конницы - катафрактариев.
Пальмира - между молотом и наковальней
В это время между молотом и наковальней оказался город-государство Пальмира. Местным властителям всё это время пришлось отыгрывать партию "и вашим, и нашим". И надо сказать это в хвалебной интонации, ибо только так микрогосударство могло сохранить свою независимость. Да и вообще историческое присутствие на карте, ибо взмах руки римского или персидского полководца мог означать экзистенциальную угрозу для пальмирцев.
Находясь в Сирии, на перекрёстке караванных путей, Пальмира предлагала выгоду то одной, то другой стороне. Иногда сдерживать натиск на дальних рубежах дипломатическим путём не получалось, что вылилось во вторжение Шапура I в 270 году. Но тогда свою партию сыграла Зенобия - полулегендарная историческая личность, которая возглавила престол после Отената - своего мужа, погибшего в бою. Она смогла переломить ход битв и даже захватить часть Египта в качестве компенсации за самонадеянные выходки персидского царя.
На фоне всеобщей склоки произошёл расцвет Пальмиры. Однако император Аврелиан в 272 году поставил точку в коротком "золотом веке" и разгромил пальмирское войско у многострадальной Антиохии. После чего третий игрок навсегда сошёл с игрового поля региона.
Стратегия императора Аврелиана
Аврелиан заложил основу новой стратегии - короткими кампаниями завоёвывать регион за регионом. К тому же в 272 году этот свет оставил Шапур I, а в Персии началась борьба за власть.
Кампания 296-298 года изменила расклад сил в регионе в римскую польщу. Но стороны вымахались. И первые 4 десятилетия IV века война ограничивалась лишь серией приграничных столкновений.
Только при Констанции II в ближневосточном регионе напряжённость вылилась в новый виток столкновений. Пик пришёлся на правление Юлиана II и его знаменитый поход 363 года. Поход закончился поражением римлян. Но он продемонстрировал возможности слабнущего Рима по-прежнему планировать грозные и дальнобойные кампании.
Промежуточным результатом этого витка конфликта можно назвать разделение Армении, которое произошло в 387 году.
Раздел Римской империи и персидский вопрос
В 395 году мир увидел беспрецедентное политическое и государственное явление - добровольное разделение Римской империи на Восточную и Западную часть. Причём то, что поначалу планировалась как государственная реформа управления колоссальным государством, окончилась фактическим распадом.
Византийская империя (Восточная часть Римской империи) была побогаче своего новообразованного западного соседа. А потому, находясь на пике богатства и силы, смогла подойти к разрешению персидского вопроса с максимальным привлечением ресурсов. Произошло укрепление позиций римлян в регионе.
Константин Великий и вовсе сыграл свою партию от обороны - по всей восточной границе создал великолепную систему укреплений. Это позволило накопить силы для решающего удара...
... Но туту произошло кардинальное изменение отношений между двумя супердержавами.
От дружбы до вражды и от вражды до вечной паузы
В начале V века искусные византийские дипломаты довели ситуацию до того, чато император Аркадий с радостью назвал персидского правителя главным опекуном своего сына. Но в 420-422 годах и в 440 году, после ухода прогрессивных и миролюбивых правителей, начался новый виток конфликта.
Во второй половине V века державы столкнулись на Кавказе. Причём местные племена выступили третьей стороной, так как создавали проблемы и византийским, и персидским территориям.
Ситуация с Кавказом разрешилась вмешательством четвёртой стороны - гунны хлынули с кавказских гор и полностью перемешали карты.
Анастасиевая война 502-506 годов и Лазская война 541-562 года - последние конфликты эпохи. Игроки снова начали вымахиваться и периодически садились за стол переговоров и заключали вечные миры. В период новой войны 572-591 года силы окончательно кончились (об этом говорит и необычная длительность столкновения). Грубо говоря, после столетий ненависти, оба принципиальных игрока окончательно растратили свои силы и начали сжиматься под натиском прочих сторонних и внутренних вызовов и проблем.
Финальной стадией можно назвать период с 604 по 630 год - последняя вялотекущая война между Византией и Персией. Этим положением воспользовались арабские завоеватели - молодые и голодные игроки, которые пришли править и всем владеть на смену совсем уж заигравшимся сторонам...
Подписывайтесь на канал Размеренность бытия, ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.