Найти в Дзене
Подземелье дяди Вани

Самые распространенные NPC (НПС) в Dungeons & Dragons

Оглавление

Приветствую тебя, Мастер фантазий и повелитель кубиков. Игроки хотят эпос, драконов и драму на три носовых платка. А ты — один, и у тебя на ужин лапша быстрого приготовления и полтора часа до сессии. Вот тут и выручают НПС (NPC (Non-Player Character) — любой персонаж игрового мира, не управляемый игроком): те самые лица без фамилий, которые держат мир на плаву, пока ваши герои решают, поджечь ли амбар.

Я, дядя Ваня, бородат и суров как ботинок по свежему цементу, разложу тебе по полочкам, как быстро и умно клепать НПС, чтобы и вкусно, и без перегара в механике. С шутками. И примерами. И немного ворчания, потому что я хороший.

Зачем тебе НПС вообще

НПС — это масло в сковородке сюжета. Без них всё пригорит. Они:

  • дают квесты и информацию;
  • продают, лечат, открывают двери;
  • создают конфликт, когда у тебя не готов босс;
  • делают мир живым, а не картонным.

И да, 80% сцен закроют базовые типы. Не надо каждый раз рисовать тринадцатиглазого эльфа на электросамокате. Дай человеку усы, долги и причину ругаться матом — и поехали.

Город и поселения: там, где пахнет хлебом и сплетнями

Горожанин/крестьянин (Commoner)

-2
  • Кто это: Массовка. Глаза, уши и язык города.
  • Пример сцены: “Я видел, как ночью из склада тащили бочки, а еще — бочки пели. Ну, как мой шурин в праздники — тоже поёт, когда залитый”.
  • Диалог: “Чего надо? А… слухи? А вы мне морковку принесёте? Меня жена без морковки домой не пускает. Она у меня — генерал.”
  • Статы по-быстрому: Обыватель [Commoner], не парься.
  • Крючок для квеста: просит найти пропавшую козу. Оказывается, козу украла банда. Или коза украла банду, смотря как кинешь кубики.

Трактирщик (Commoner)

-3
  • Кто это: логистический центр слухов, квестов и похмелья.
  • Пример сцены: “Комнату? Две серебрушки. Хотите подешевле — спите в прямо в зале. Там рядом с кошкой, что мурлычет так, что кости сами срастаются”.
  • Диалог: “Бардов я не люблю. Поют, а у меня потом ложки пропадают. Хотя… с ними клиентов больше и они больше пьют”
  • Статы: Тоже Обыватель [Commoner]. Но если надо кулаком в нос — Головорез [Thug], но не увлекайся.
  • Крючок: В подвале кто-то скребётся. Оказывается, это контрабандисты роют туннель. Или огромная крыса. Или контрабандисты на огромной крысе.

Купец/лавочник (Commoner/Noble)

-4
  • Кто это: товары, цены “почему так дорого? — потому что”.
  • Пример сцены: оценивает волшебную ложку как “антикварную для размешивания кофейной гущи”.
  • Диалог: “Гарантии? Конечно. Гарантирую, вы это купите.”
  • Статы: Обыватель [Commoner], если простак; Дворянин [Noble], если язык подвешен и пальцы в перстнях.
  • Крючок: прячет контрабанду в бочках с огурцами, а стража носом не ведет — у них весь пост на мясной диете.

Ремесленник: кузнец, кожевник, травница (Commoner)

-5
  • Кто это: чинит, крафтит, ругается.
  • Пример сцены: кузнец делает меч “на совесть и на дракона”. Алхимик продаёт зелье бодрости, которое бодрит, но не тебя.
  • Диалог: “Сломали доспех? Молодцы. Значит, хороший был бой. Отремонтирую, но задорого.”
  • Крючок: редкий ингредиент. Да-да, тот, который на болоте, где комары размером с крокодила.

Стражник (Guard) и капитан стражи/ветеран (Veteran)

-6
  • Кто это: “Разойдись!” "Остановись, предъяви документы!"
  • Пример сцены: у ворот, проверяют груз, мечтают о премии и о том, чтобы премию не пропить... слишком быстро.
  • Диалог: “Документы. Нет, красивые глаза — не документы.”
  • Статы: Страж [Guard], а если стало жарко — Ветеран [Veteran]. Эскалация проблемы за две реплики.
  • Крючок: кто-то ворует со склада в казарме. Спойлер: не крысы. Крысы умнее.

Дворянин/староста/чиновник (Noble/Knight)

-7
  • Кто это: печати, ленточки, приказы.
  • Пример сцены: выдаёт разрешение на раскопки и награды, приглашает на обеды.
  • Диалог: “Узрите глубину моей заботы о народе. Да, пошлины удвоены.”
  • Статы: Дворянин [Noble]; если в латах верхом — Рыцарь [Knight].
  • Крючок: политическая интрига на уровне “кто украл гусиную печень перед банкетом”. Выяснится, что это был придворный маг. Проголодался.

Храмы и учёные: когда надо, чтобы кто-то профессионально глянул на рану

Прислужник (Acolyte)

-8
  • Кто это: начинающий святой с глазами “а вдруг я ошибаюсь?”
  • Пример сцены: тихо лечит бедных, прячет от настоятеля свои сомнения.
  • Диалог: “Благословляю. И да, можно пожертвование в натуральном выражении? У нас дырявый потолок.”
  • Крючок для квеста: пропали мощи святого. Или святой. Или мощи святого убежали за святым.

Жрец/настоятель (Priest)

-9
  • Кто это: лечение, проклятия, моральное давление как в чеснокодавилке.
  • Пример сцены: у алтаря, видит больше, чем говорит.
  • Диалог: “Бог видит, но бог занят. Я — нет. Плати.”
  • Крючок: странные сны о чёрной воде. На деле — культ в канализации. Приятного аппетита.

Мудрец/маг/учёный (Sage/Mage)

-10
  • Кто это: знает всё, кроме того, где его очки.
  • Пример сцены: лаборатория, на стене — следы прошлого эксперимента и немного будущего.
  • Диалог: “Не трогай это. И это. И… всё. Сиди и дыши тише.”
  • Крючок: рукопись с картой вшита в переплёт пропавшей книги. Библиотекарь подозревает всех, включая себя.

Дорога и чаща: там, где приключения налипают на сапоги.

Разведчик/следопыт/охотник (Scout)

-11

Кто это: видит тропы там, где вы видите только грязь и смерть.

Пример сцены: находит следы медведя и делает вывод: “вежливый малый — сначала оближет, потом загрызет”.

Диалог: “Ступайте след в след. У кого короткие ноги — мои соболезнования.”

Статы: Разведчик [Scout]

Крючок для квеста: ищет пропавшего родича. Последний раз его видели у древнего кургана, где трава говорит.

Наёмник/телохранитель (Veteran/Gladiator)

-12
  • Кто это: мышцы, шрамы, прайс-лист.
  • Пример сцены: внимательно слушает, кивает как философ и принимает все способы оплаты как банк.
  • Диалог: “Три монеты в час. Две — если много крови. Вашей.”
  • Крючок: Наемник взял плату, задание не выполнил и исчез. Спустить на тормозах это нельзя, иначе перестанут уважать. Ничего, бывает.

Друид/отшельник (Druid)

-13
  • Кто это: спорит с бобрами и разговаривает с волками вежлевее, чем с людьми.
  • Пример сцены: в рощице, кормит ворону ягодами, а тебя — нравоучениями.
  • Диалог: “Лес — живой. Лес — слушает. Лес — заложил тебя стражникам.”
  • Статы: Друид [Druid]
  • Крючок: река “обиделась” и разлилась. Надо мириться. Желательно без жертв. Но хотя бы без лишних.

Подполье и неприятности: там, где пахнет ножами и тюремным пафосом

Бандит/головорез (Bandit/Thug)

-14
  • Кто это: классика подворотней.
  • Пример сцены: “Кошелёк или я начну читать стихи.”
  • Диалог: “Налоги на "то, что ты мимо проходил". Государство — это я.”
  • Статы: Разбойник [Bandit] для массовки, Головорез [Thug] для поплотнее.
  • Крючок: работают на кого-то с мозгами. И с амбициями.

Главарь банды (Bandit Captain)

-15
  • Кто это: умеет говорить целых три связных слова и делать жесть.
  • Пример сцены: не дерётся, пока не поймёт, с кем имеет дело.
  • Диалог: “Парни, не спешите. Я хочу знать, сколько стоят ваши задницы.”
  • Статы: Bandit Captain.
  • Крючок: у него огромный карточный долг перед "колдуном в законе". Ну что… поможете?

Культист/фанатик (Cultist/Cult Fanatic)

-16
  • Кто это: капюшон, нож, шёпот о звёздах, которые смотрят в ответ.
  • Пример сцены: свечи, символы, запах тревоги и куриной крови.
  • Диалог: “Мы все — лишь тень на их ладонях.” Ну да, и ещё вас сейчас попытаются заколоть.
  • Крючок: у них список имён. Одно из них — имя игрока. Вот это поворот.

Вор/шпион/контрабандист (Spy)

-17
  • Кто это: за закрытыми дверями секреты не утаишь.
  • Пример сцены: появляется, когда отдыхает, исчезает, когда работает.
  • Диалог: “Мне нужен ваш кошелёк, но я начну с вашего доверия.”
  • Статы: Spy.
  • Крючок: ключ от тайного хода в замок у него в зубе. Буквально. Зуб золотой, ключ внутри. Стоматолог плачет.

Ассасин (Assassin)

-18
  • Кто это: редко, но метко. Точно не для первого уровня, если вы не садисты.
  • Пример сцены: три хода назад вы поставили горшок на подоконник, он упал, а вокруг — никого.
  • Диалог: “Ничего личного. Кроме оплаты.”
  • Крючок: заказчик — кто-то из прежних “наших”. Больно и интересно.

Кому что кидать по статам (5e, коротко и без мыла)

  • Мирные: Commoner, Noble, Acolyte.
  • Городская сила: Guard, Veteran, Knight.
  • Проблемные: Bandit, Thug, Cultist, Spy, Bandit Captain, Cult Fanatic.
  • Дикие и умные: Scout, Druid, Mage, Priest.

Если надо чуть жирнее — +10 к хитам “на глазок”, если сюжет требует подольше пожить. Если надо слабее — убери реакцию, добавь кашель.

Чтобы НПС не были картоном: одна деталь, один мотив, один секрет

  • Стражник: мечтает о премии, боится начальства, носит в кармане детскую деревянную лошадку.
  • Трактирщик: копит на новую печь, терпеть не может бардов, но терпит. Тайно пишет книгу “Как обмануть судьбу”.
  • Купец: максимальная прибыль, минимальные налоги. Секрет: дрожит от мышей, потому что одна мышь укусила его в детстве за причинное место. Долго смеялся, потом плакал.
  • Жрец: верит в чудеса, сомневается в архиереи. Секрет: иногда лечит бесплатно — но только тех, кто смеётся над его шутками.
  • Бандит: злой и голодный, но любит свою кошку. Главарь держит его долгом. Секрет: умеет читать лучше, чем капитан стражи. Это их общий стыд.
  • Разведчик: знает все тропы, ищет пропавшего родича. Секрет: сам давно предал свой клан, живёт под чужим именем.
  • Маг: за знания продаст всё, кроме своей библиотечки. Секрет: одна из книг — с сознанием и вечно ревнует.

Генератор НПС на ладони (хватит двух минут)

  • Роль: стражник, трактирщик, купец, жрец, бандит, разведчик, дворянин, наёмник, маг.
  • Черта: ворчит, заикается, всё записывает, прищур, прихрамывает, жует травинку, всегда извиняется.
  • Цель: заработать, чтоб отдать долг, найти пропажу, скрыть контрабанду, впечатлить начальство, отомстить, уехать жить к морю.
  • Секрет: работает на гильдию воров, должен храму, беглый, у него волшебная безделушка, боится воды, разговаривает с призраком бабушки.

Три быстрых примера с ходу

  • “Стражник Нестор, прищур и хромает. Цель: премия. Секрет: подрабатывает ночным сторожем в музее и жжет казенные свечи по ночам от страха темноты.”
  • “Трактирщица Аграфена, жует травинку, записывает всё. Цель: копит на печь. Секрет: в подвале у неё редкий эльфийский дрожжевой гриб — за ним охотятся контрабандисты.”
  • “Разведчица Лада, молчалива, шрам поперёк лица. Цель: найти брата. Секрет: брат танцует в кабаре для похотливых богачей.”

Советы дяди Вани, чтоб не надорваться

  • Не перегружай именами. Имя (а лучше прозвище), одна деталь, один мотив. Всё, хватит.
  • Пусть НПС что-то хочет прямо сейчас. Это двигатель сцены.
  • Вплетай НПС повторно. Вчерашний стражник сегодня — капитан. Мир движется, игроки это любят.
  • Противоречия — норма. Трактирщик ругает бардов, но платит им. Маг умный, но панически боится мышей. Живые люди.
  • Механика — инструмент, не кандалы. Нужен Guard с +2 к Запугиванию? Дай. Не смотри на меня так, жизнь тоже бывает на глазок.
  • Возвращай долги. Если НПС помог — пусть его потом спасают. Игроки любят быть героями, даже когда пахнут болотом.
-19

Ну вот и всё, новички и ветераны настольных боёв. НПС — это не список из пятидесяти оттенков “м-да”, а винтики, которые крутят ваш мир без скрипа. Возьми роль, добавь деталь, цель и маленький секрет — и у тебя готов человек, а не табличка с ХП. Когда за окном реальность хмурится, за столом можно сделать мир понятным, смешным и живым. Держи тон, держи темп и не забудь иногда давать игрокам побеждать. А теперь марш готовить сессию. Если что — зови. Дядя Ваня ворчит громко, но помогает быстро.

🎲 А коль понравилось читать - то подпишись, уважь дядю Ваню!

#dnd #dnd5e #днд #подземельяидраконы #dungeonsanddragons #настолки #настольныеигры