Глава 4. Цикл статей «Симптом как язык тела и психики» - проявление симптомов в разных подходах.
Почему я выбираю гештальт подход в работе с симптомом? Гештальт подход занимает особое место в психотерапии. Хочется обратиться к основателю гештальттерапии Ф.С. Перлзу, который подчеркивал значимость телесных аспектов личности и был против их разделения, так называемого mind-body — split — «расщепления на тело и дух», указывая на изначальную целостность человеческой природы.
Гештальт подход базируется на трех основных идеях.
1. Гештальт-феноменологический подход: единственной целью гештальттерапии является расширение осознования, и вся методология направлена именно на это.
2. Гештальт базируется целиком на экзистенциальном диалоге, на процессе контакта / разделения в «Я — ТЫ» отношениях.
3. Концептуальной основой гештальттерапии является понятие гештальта, основанное на холизме и теории поля.
Работая с симптомом, я придерживаюсь основных идей гештальт подхода: у меня холистический взгляд на симптом — идея о целостности и взаимообусловленности психического и соматического, организма и среды. Кроме того, использую феноменологический подход — обращаюсь к миру внутренних феноменов клиента, его субъективных переживаний по поводу своих проблем и затруднений. Это позволяет смотреть на внутренние переживания клиента глазами клиента, обращаться к так называемой внутренней картине болезни. Использование экспериментов в работе помогает активному исследованию и преобразованию сложившихся способов взаимодействия клиента со средой с целью получения нового уникального опыта.
«Гештальт терапия помогает человеку восстановить его границу — контакт с окружающей средой. Иными словами, основное внимание уделяется здесь осознаванию собственных потребностей и механизмам самоблокирования процесса их удовлетворения или так называемым срывам цикла контакта. В парадигме гештальта такие механизмы рассматриваются как дефекты границы-контакт и именуются также сопротивлениями (защитами). К ним относят конфлуэнцию, интроекцию, проекцию, ретрофлексию, профлексию, эготизм, дефлексию, девалидизацию. В личной истории циклы контакта (циклы удовлетворения потребностей) часто оказываются незавершенными. Один мучается, глотая обиды, не решаясь постоять за себя и дать отпор, другой страдает, но не показывает виду, что ему страшно или больно, дабы не травмировать окружающих; кто-то терзается, подавляя радость и веселье, так как считает их неуместными в компании людей с постными физиономиями. Нередко подавленные чувства, несказанные слова, невыясненные отношения и несовершенные поступки продолжают жить в человеке спустя годы. Они напоминают о себе неожиданно: среди полного благополучия вдруг появляется напряжение, человек ведет себя неадекватно сегодняшней ситуации, поскольку когда-то брошенный в пруд камушек продолжает давать круги на водной глади. Неудовлетворенная потребность продолжает будоражить, взывая к утолению, опыт ищет завершения».
Есть несколько составляющих, которые находятся в фокусе моего внимания в работе с симптомом и которые я опишу ниже:
- граница-контакт;
- понятие Self;
- цикл контакта Гудмана;
- срывы цикла контакта (сопротивления);
- острая ситуация высокой интенсивности, хроническая ситуация низкой интенсивности.
Основой методологии гештальттерапии является концепция цикла контакта, или цикл опыта, или цикл удовлетворения потребностей. Эта схема впервые описана Полом Гудманом в монографии «Гештальттерапия» (1951). Цикл контакта придуман П. Гудманом для описания процесса контакта человека с внешней средой. Это одно из фундаментальных положений, которое влияет как на теоретическую базу, так и на практическое применение гештальтподхода в работе с симптомом. Теория контакта дает объяснение тому, как человек вступает во взаимодействие с внешней средой, какие механизмы обеспечивают продуктивность такой коммуникации, что становится серьезной преградой и, главное, какой опыт обретает человек после соприкосновения с теми или иными объектами, субъектами, явлениями. Это, в свою очередь, обеспечивает в работе более полной информацией о внутреннем мире клиента, способствует лучшему восприятию и пониманию и делает работу более эффективной. Прежде чем рассмотреть классическую модель цикла контакта, важно описать значимые компоненты, которые будут задействованы в этой динамической схеме, и расшифровать ключевые понятия концепции.
Понятие «Self» в гештальте введено Полом Гудманом. Он определяет его «как непрерывный процесс творческого приспособления человека к своей внутренней среде и окружающему его миру».
Согласно С. Гингеру, «Self — это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем»».
По Джоэлю Латнеру, Self — это особый индивидуальный способ проявления себя в контакте с окружающей средой. Он — «действующая сила» контакта с настоящим, в котором происходит творческое приспособление.
Другими словами, Self — это наш особый стиль поведения, восприятия и отношения к тому, что происходит вокруг нас, то, как мы реагируем на те или иные ситуации.
Или self — это совокупность событий на границе-контакт.
Под границей-контакт в гештальте понимается граница между организмом и внешней средой. У границы-контакт есть одновременно две функции для отделения (отграничения) от окружающей среды и связь с ней (коммуникация).
По представлениям Ж.-М. Робина, Self — это «последовательность построения разрешения гештальтов или цикл контакта». Такой способ описания позволяет рассматривать его в динамическом проявлении, но возможно также и структурное описание Self, через отдельные модальности функционирования Self. Разрабатывая представления «self» Ж.-М. Робин пишет о возможности нарушения функции «id» и функции «personality». Если функция «personality» нарушена, то функция «ego» будет потеряна. Потеря функции «ego» означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но в реальности его действия выбором не являются, так как он не может поступать другим образом.
Ирвин Полстер в своей книге «Обитаемый человек» предложил довольно необычную модель описания Self для гештальттерапии. Сам И. Полстер свои теоретические разработки рассматривает как развитие идей Ф. Перлза о полярных качествах, таких как собака снизу и собака сверху, и описанной им квазисущности, выходящей за пределы «оживляемых» с помощью техники «пустого стула» аспектов сноведений и личных утверждений. Автор пояснил, что Self может не просто содержать в функции personality представления человека о себе, но и принимать форму целостных систем поведения и реагирования на окружающую действительность.
Выделяют три функции Self: Id (Оно), Personality (Личность) и Ego (Это), которые представляют собой способы взаимодействия индивида с миром вокруг. От того как работают эти функции, зависит качество контакта, его продуктивность, а также психическое и физическое здоровье и благополучие человека.
Id (актуальность) — функция настоящего момента: совокупность ощущений, эмоций, чувств, переживаний, потребностей, аппетитов в широком смысле этого слова (Id живет в теле). Иначе говоря, именно Id помогает нам уловить зарождающееся намерение, потребность в чем-то и подготовиться к предстоящему контакту для ее удовлетворения. Нарушения этой функции: непонимание сигналов тела (не понимаю, что я хочу, что я чувствую).
Personality (осознанность) — функция совокупности представлений субъекта о себе самом, основанных на интеграции его опыта, ассимиляции его личной истории. Нарушения этой функции: неадекватная самооценка, путаница в социальных ролях.
Ego (ответственность) — функция выбора. Нарушения этой функции: когда она отключена в какой-то конкретной области. Я могу делать что-то в этой среде, могу что-то о ней думать, могу совершать какой-то выбор и действовать. Это активная функция Селф, благодаря которой мы принимаем осознанное решение — предпринимать какие-то действия или нет.
В работе с симптомом важно раскрыть понятия фигура и фон.
Под фигурой понимают объект, который выделяется из общего контекста и притягивает внимание в определенный момент времени. Это может быть как какой-то конкретный предмет, так и что-то неосязаемое — идея, эмоция, впечатление.
Фон — это контекст, который окружает фигуру. Фон постоянно меняется, так как элементы, которые не были выделены ранее, могут стать объектами в новых контекстах.
Фигуры и фоны сменяют друг друга на границе контакта — в месте, где наш организм соприкасается с внешним окружением, где формируются наши ожидания, желания и реакции, где мы осознаем свои эмоции и восприятие, где происходит удовлетворение наших нужд и завершение гештальтов.
Соприкосновение с внешним миром, взаимодействие с ним и самим собой, обмен информацией — все это и будет тем самым контактом, а процесс его развития — циклом контакта.
Контакт по П. Гудману — это процесс энергетического обмена между человеком и средой, в котором происходит получение нужного от среды и отвержение излишнего.
Контакт по Ф. Перлзу — это осознание и поведение, направленное в сторону привлекательного нового и отвержения непривлекательного.
Чтобы вступить во взаимодействие с тем, что нас окружает, у нас есть основные способы контакта: зрение, слух, соприкосновение, обоняние, вкус — а дополнительные способы контакта: речь, движение.
В гештальте выделяют два вида контакта со средой: пассивную адаптацию и творческое приспособление. Когда человек неосознанно тиражирует один и тот же способ поведения в различных ситуациях, невзирая на их различия. В данном контексте можно сказать, что он пассивно повторяет привычное.
Творческое приспособление предполагает присутствие новизны. Это взаимодействие со средой, связанное не с «автоматическим» воспроизведением старых паттернов поведения, а с созданием новой целостности, исходя из конкретной ситуации настоящего момента, с принятием и реализацией нового решения в «здесь и теперь». Даже если такое решение «внешне» сходно с тем, которое уже было в опыте человека, важно, чтобы оно осознанно соотносилось с новыми реалиями.
Таким образом, творческое приспособление — это способ как можно лучше адаптироваться к собственным потребностям и постоянно меняющейся среде. Причем творческое приспособление подразумевает активное и продуктивное взаимодействие человека с миром, а не пассивное приспособление к окружающей среде.
В своей же работе с симптомом чаще всего встречаюсь с различного рода нарушениями творческой адаптации. Вследствие чего, контакт прерывается, далее включаются защитные механизмы. Последствия у незавершенных гештальтов бывают разные: у человека возникают трудности в общении, он теряет связь со своими эмоциями и интересами, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье.
«В основе симптома лежит повторяющийся паттерн срыва контакта с фигурами среды, некая привычка, препятствующая полному и ясному осознанию ряда феноменов поля. Каждое медицинское и психологическое направление будет по-своему систематизировать симптом. Применяя метод гештальттерапии, удобнее искать в проявлении симптомов срывы цикла контакта». Или, на языке гештальта, какие сопротивления могут возникать у клиентов, испытывающих симптом, и как они могут проявляться при прохождении той или иной фазы цикла контакта?
В следующей статье — подробнее о цикле контакта и о том, что такое сопротивления.
экспертный проект Kate Pestova Therapy - www.katepestova.ru
vk.com/teloter - Ваш путь к гармонии через телесную терапию
для связи - wa.me/79528251717
Телесная терапия / Тюмень-Москва
Занятия проходят индивидуально по предварительной записи
Всё обо мне в ТГ канале t.me/astoldbykate