Найти в Дзене
Бумажный Слон

Кадзуо Исигуро "Клара и Солнце"

Всем привет, други-вуки. Не могу не поделиться мнением, уж больно подмывает. Мнением о книжке, ничего такого. Дочитал тут давеча, хочу рассказать. Ахтунг, впереди спойлеры! С автором я раньше знаком не был. Оказывается, это прям крутой писатель, лауреат Нобелевской и Букеровской премий, почетный сэр и прочая-прочая. Читал я его последний роман, называется «Клара и Солнце». Причём тот факт, что Солнце пишется с большой буквы, я осознал только в процессе. Ну это понятно, что наша звезда так называется. Но в книге некоторые существительные становятся именами собственными. И это очень даже необычно. Книга рассказывает историю Клары. Время действия неизвестно, но Клара – это современный антропоморфный робот, а из этого можно сделать вывод, что мы видит некоторое не очень далёкое будущее. Ну потому что роботы обладают сознанием, памятью, учатся проводить анализ и делать выводы. И умеют во что-то верить. А да, там ещё детей генно модифицируют. Краткая завязка в следующем. Клара ожидает своего

Всем привет, други-вуки.

Не могу не поделиться мнением, уж больно подмывает.

Мнением о книжке, ничего такого. Дочитал тут давеча, хочу рассказать.

Ахтунг, впереди спойлеры!

С автором я раньше знаком не был. Оказывается, это прям крутой писатель, лауреат Нобелевской и Букеровской премий, почетный сэр и прочая-прочая.

Читал я его последний роман, называется «Клара и Солнце». Причём тот факт, что Солнце пишется с большой буквы, я осознал только в процессе. Ну это понятно, что наша звезда так называется. Но в книге некоторые существительные становятся именами собственными. И это очень даже необычно.

Книга рассказывает историю Клары. Время действия неизвестно, но Клара – это современный антропоморфный робот, а из этого можно сделать вывод, что мы видит некоторое не очень далёкое будущее. Ну потому что роботы обладают сознанием, памятью, учатся проводить анализ и делать выводы. И умеют во что-то верить. А да, там ещё детей генно модифицируют.

Краткая завязка в следующем. Клара ожидает своего часа в магазине с такими же роботами. Их называют ИП (Искусственная подруга) и ИД (Искусственный друг). Сто́ят они, видимо, недёшево, т.к. не каждый может себе позволить. И служат простой задаче – оберегать своего подростка от одиночества. Ибо будущее же ж, обучение дистанционное, социализация ограничена, и дети сычуют по своим домам, а с другими детями общаются очень мало.

Более подробный сюжет и лор романа можно почитать в википедии (тыц). Я сам туда залез на всякий случай и понял, что сюжет пересказывать – это прям викицитатник получится. А посему отражу личное мнение.

Во-первых, подача. В силу ограниченных знаний Клары об окружающем мире повествование ведётся очень простым языком, практически детским, с похожим на детский взглядом, образностью и причинно-следственными связями (это прям объясняется, когда Клара говорит про себя, что она «ещё совсем новая»). Поначалу такая наивность кажется ненатуральной, но постепенно привыкаешь и дальше текст входит прекрасно.

Во-вторых, очень понравилась интерпретация сознания Клары. Как она видит окружающий мир (оценивает качество костюмов, возраст с точностью до полугода, разделение поля зрения на сегменты разной степени важности, коррелирующие с эмоциональной нагрузкой), как она себя ведёт, как воспринимает отношение к ней окружающих.

В-третьих, этические вопросы. Есть моменты, над которыми я даже размышлял. Решение о генной модификации детей, которые принимают родители, но за которое расплачиваются дети: «форсирование» повышает способности ребенка, но ставит под угрозу его жизнь. Дискриминация по факту наличия форсирования: сосед Джози (подростка-подопечного Клары) – Рик – не форсированный юноша, и его за это слегка гнобят, невзирая на талант. Мистер Капальди (который делает ИП в виде Джози, чтобы в случае смерти Джози можно было имитировать девочку, заменив её сознание сознанием Клары, которой предстояло максимально подробно изучить характер и поведение девочки) утверждает, что в человеке нет никаких особых качеств, которые нельзя было бы воспроизвести, а, значит, и заменить человека роботом.

А в-четвертых – жертвенность. Клара настолько ответственно подходит к своей задаче, что готова пожертвовать собой ради Джози. И жертвует, добиваясь своей цели, при этом утрачивая некоторую часть интеллектуальной мощности. И уже здесь виден контраст между человеком, который вроде как должен любить, в отличие от робота, и роботом, который по-своему любит человека, в отличие от этого самого человека.

Финал. От финала я получил двоякое ощущение. Вроде бы и хэппи-энд, никто не умер. Но последняя сцена ярко отражает нынешнее общество потребления. И от этого хэппи-энд не кажется таким уж хэппи. Кларе искренне сочувствуешь. Она, несмотря ни на что, сохранила своё наивное и детское мышление, и осталась довольна прожитой жизнью. Хотя её выбросили, как отработанный механизм. И от этого как-то горько.

По вышесказанному и для тех, кто добрался до конца и не побоялся спойлеров: прочитать советую. Это одна из тех книг (а их я встречаю очень нечасто), которую хочется продолжать читать, когда существует более приятная альтернатива времяпрепровождению (навроде фильмов, компьютера, сна, пиццы, вискаря и прочее – нужное подчеркнуть).

Засим откланиваюсь. Ваш Хэд.

Автор: HEADfield

Источник: https://litclubbs.ru/posts/8060-kadzuo-isiguro-klara-i-solnce.html

Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!

Оформите Премиум-подписку и помогите развитию Бумажного Слона.