Аннотация.
Короткий концептуальный жанр фантастики. Размышление о природе сверх цивилизаций и мотивации разумных существ. Проекция взглядов на развитие.
Пустота.
При строительстве сверхглубокой подземной инфраструктуры землеройная машина уперлась в странную пустоту.
Оказалось, что внутри сдавленной породы была вырезана идеальная сфера, испускающая по поверхности среза голубоватое свечение.
В ее центре, без всякой опоры, висела светящаяся форма, напоминающая спираль. Поверхность была цельной, без единого отверстия.
Войти внутрь самой пустоты было невозможно. Техника упиралась в невидимую стену и работала вхолостую. Люди могли проникнуть на небольшое расстояние – погружаясь словно в тягучую жидкость. Хотя по ней нужно было идти как по дну, а не плыть. Любая связь полностью пропадала.
При погружении во внутреннее пространство появлялось чувство тревоги, боли, жжения и выталкивающая, словно течение воды, сила.
Наличие на такой глубине большого давления, температуры и малого количества воздуха приводило к высоким рискам для исследования и строительства.
Исследование.
Но находка заинтересовала государство, и на следующий год структуру начали изучать, выделив финансирование.
Сама область пустоты была размещена недалеко от других сетей тоннелей, и было странно, что ее не обнаружили раньше.
К сожалению, длительные исследования ничего не дали. Проанализировать внутреннюю часть было невозможно. Хотя быстро выяснили, что в некоторой области от шара температура была ниже.
Много вызывало споров – что является самим объектом: шар или спираль.
Температуру объект поддерживал на уровне окружающей среды, звуков не производил. Пустое пространство имело диаметр 2 километра, глубина – десятки километров под поверхностью. Все туннели ранее непроизвольно огибали это образование.
Под пустотой сферы пытались осторожно делать подкоп, но вниз она не смещалась.
Никакая защита не позволяла блокировать воздействие, распространяющееся от спирали. Оно не подходило ни под какое известное. Для ученых это было открытие, но не имевшее обоснований.
Из-за отсутствия результатов через несколько лет исследования были прекращены. К тому же людям постоянно приходилось превозмогать боль и негативные ощущения. Обезболивающие препараты помогали совсем немного. Структуру было решено законсервировать, оцепив ее ограждениями от всех тоннелей.
Потеря.
Но через некоторое время к объекту начали пробираться энтузиасты.
Сделать это было не так уж и сложно – ведь к пустоте пробурили огромное количество шахт.
Некоторые из любопытных, продвинувшиеся достаточно глубоко, исчезали.
Ключевым моментом стало исчезновение сына одного из высоких чиновников, который также отправился к пустоте. Он попытался проникнуть внутрь, закрепившись тросом. Но, со слов тех, кто был с ним, после продвижения чуть меньше четверти расстояния, он исчез. А трос был отрезан.
Было решено провести спасательную операцию, совместив ее с исследованием.
Отправить одного человека – потому что при входе внутрь терялись ориентиры, и групповая помощь не имела смысла.
Войти в пустоту вызвались несколько атлетов. Отбор прошел спортсмен по имени Джун Хи.
Дальнейшая подготовка заключалась в ознакомлении с функциями специального костюма, напоминающего скафандр, в который спасатель должен был быть одет.
Костюм, кроме защиты от окружающего давления, с помощью датчиков снимал показания жизнедеятельности и данные о среде, а также имел запас ресурсов.
Первый месяц.
Джун Хи кивнул провожавшим его людям и начал медленно продвигаться внутрь пустоты.
По мере движения боль становилась нестерпимой. Неведомая сила выталкивала его назад, и приходилось сильно сгибаться, чтобы хоть немного двигаться. Было ощущение, что тысячи игл впиваются в тело, из кожи вырывают куски и под ними горит плоть. Какая-то сила раздавливала голову, выкручивала суставы.
Время двигалось также медленно, как двигался человек. Все вокруг было залито желто-красным оттенком боли. Спираль иногда надолго пропадала из вида, кутаясь в туман.
Джун Хи начал терять чувство времени. Обернуться он боялся, чтобы сила не отнесла его назад.
В какой-то момент он понял, что теряет сознание. И на мгновение боль исчезла.
Когда вернулась, Джун понял, что висит. Течение прекратилось. Но двигаться стало еще тяжелее. Каждое действие вызывало противоположную реакцию тягучей среды.
Боль теперь наплывала яркими рывками – окатывала словно кипятком. Она была мучительна.
В скафандре он не мог поднять руку и не мог понять, что течет по его телу – кровь или пот. Иногда он даже переставал чувствовать, есть ли у него тело. Боль заглушала все ощущения. Терялось чувство ориентации в пространстве.
Джун Хи понимал направление лишь потому, что никогда не менял его.
Шаг.
Собрав остатки воли, он начал протискиваться дальше.
Когда-то добиваясь успехов в спорте, он видел лишь финиш. Боль вызывала в нем желание сопротивляться. Добиться победы.
Мучение то усиливалось, то начинало стихать, чтобы усилиться вновь. Оно вызывало исступленный гнев, раздражение, скорбь, безысходность. Пути не было конца.
Туман приобрел красное свечение, и любое действие откликалось сопротивлением.
В какой-то момент Джун почувствовал приближение конца. Сил больше не было. Двигаться нельзя было ни вперед, ни назад. Он остановился в тишине. Мысли были едва слышны.
Последнее, что он почувствовал, – желание сделать еще шаг вперед.
Свет.
В этот момент цвет окружающего пространства изменился, и его окутала теплая волна. Дышать стало легче, тело парило в свете. Он моментально наполнился силой. Прошлого больше не было.
В окружающем мире разливались радужные искристые белые реки, текущие вверх лучи света. По телу скользили волны умиротворения. Джун начал совершать движения телом, и при некоторых из них – удовольствие усиливалось. Не понимая своих действий, он пытался «нащупать» те движения, которые вызывали наибольшую радость.
Оглядев себя, Джун увидел, что его тело совершенно другое. Он не мог понять его форму.
Он испытывал эйфорию, выполняя простые функции – не понимая их смысл. Смысл был неважен. Что-то перекачиваешь, толкаешь – и получаешь удовлетворение. Вокруг тебя другие такие же – ты чувствуешь с ними единение. Возникает чувство гордости, благодушия.
Ты приносишь большую пользу и нужен всем. Все признательны тебе.
Джун снова потерял счет времени, упиваясь чувствами. Но сквозь эту приятную пелену он все время помнил о задаче, о своем долге. Он нес личную ответственность перед человечеством, перед наукой, перед тем, кого спасал.
Он начал пытаться разобраться в мире, который его окружает. Джун понял, что находится внутри начала спирали – и она огромна. Попытавшись двигаться, ощутил, что может перемещаться вперед.
Познание.
Он начал понимать, что чувства меняются. Слепая эйфория сменилась влекущей тайной. Он осознает что-то об этом мире. Его ум начал становиться яснее и больше, а мысли понятнее.
Снова вспомнил о долге, о том, что ему нужно выйти наружу и рассказать о том, что он узнал. Это было очень важно – выполнить долг.
Мысль становилась настойчивее, думать о другом было уже невозможно.
И Джун сделал шаг назад.
Полет.
В ту же секунду свет погас, чувства остыли. Джун Хи увидел перед собой изумленные лица тех, кто его провожал. Он оказался в самом начале.
Чувство было такое, что он отправился отсюда только что.
Он ощутил, что его тело не было одето в скафандр, но при этом не ощущал неудобств.
Не успев сделать и шага, он услышал нарастающий гул.
Он и все другие обернулись к пустоте.
Ограничивающая породу сфера резко дернулась и, беззвучно раздвигая кору планеты, устремилась ввысь.
Было видно, что вдалеке она достигла поверхности Земли и исчезла в небе.
Вслед за этим раздался чудовищный грохот, и порода начала сжиматься и вваливаться внутрь пустоты.
Люди бросились убегать по туннелю от грохота. Сзади обрушивалась земля – в том месте, где они только что были. Кричали те, кто не успел.
Рай.
Джун Хи всё понял. Он выбрался из организма, где был частью целого. Со всеми остальными.
Кто они были? Он помнил, что любил их.
Они могли выбраться с ним? Он ведь никого не спас.
Он вспомнил чувство единения и признания. Вспомнил, что его продвижение давало ему знания, – которые он теперь не может вспомнить. Что он совершал действия, – которые забыл.
Кроме того, что они были во благо для всех.
И это чувство было приятным.
Иван Смоловский 2025