Как Одиссей возвращался, но не вернулся.
Новосибирский театр «Красный факел» продолжает пополнять репертуар выдающимися произведениями мировой и отечественной литературы. Только за два недавних сезона — «Мертвые души» Гоголя, «Бесы» Достоевского и готовящийся «Дядя Ваня» Чехова (режиссёр, главный режиссёр театра Андрей Прикотенко), «Ромео и Джульетта» Шекспира (режиссёр Марк Букин), «Собачье сердце» Булгакова (режиссёр Роман Габриа), «Мещане» Горького (режиссёр Семен Серзин).
В новом сезоне «Сибирский МХАТ» представил эпическую поэму Гомера «Одиссею» в интерпретации режиссёра Марка Букина. Пьесу по мотивам древнегреческой поэмы, одного из главных произведений человеческой культуры, текста, которому больше 2, 5 тысячи лет, режиссёр написал в соавторстве с драматургом Ксенией Гашевой. Современный язык звучит здесь наряду с напевным гекзаметром поэмы в переводе Василия Жуковского, стихами Иосифа Бродского и Наталии Макуни.
Возвращающийся после десятилетней Троянской войны герой, царь Итаки Одиссей, вот уже десять лет как скитается по воле богов, не имея возможности вернуться домой. Последние семь из них он провёл на острове нимфы Калипсо (Екатерина Жирова/ Клавдия Качусова), находясь в сладком плену. Наконец посланник богов Гермес приносит добрую весть: Одиссей может вернуться домой. С этой сцены начинается путь к берегам Итаки, Одиссей кричит в лицо Калипсо, удерживающей его: «Я хочу домой...»
История странствий Одиссея на сцене «Красного факела» — это путешествие к себе, «попытка заглянуть в самые потаённые уголки своей души», — как объясняет замысел спектакля режиссёр Букин. Хитроумный Одиссей, сумевший выжить в беспощадной войне, в битвах с чудовищами и противостоянии соблазнам, пытается понять, «всё ли находится во власти богов, или человек сам вершит свою судьбу».
Дома его ждёт верная жена Пенелопа (Дарья Емельянова) — прекрасная, строгая и безутешная. Рядом с ней сын Телемах (Артём Малиновский), выросший без отца, инфантильный подросток-переросток. Пенелопу осаждают женихи, пируя и празднуя, они разоряют родовое гнездо Одиссея, требуя выбрать из них нового мужа, царя Итаки.
Одиссей здесь обычный человек, прошедший испытания, но сохранивший в себе жажду жизни, веру в правильность своих поступков и находчивость в, казалось бы, непреодолимых обстоятельствах. В исполнении Константина Телегина, с его кажущейся простотой, но вдруг озаряющей лицо искрой хитроумной улыбки, — один из тех предприимчивых мужей, что торопятся по нашим улицам в своих авто, стремясь сделать свой дом полной чашей. Нет, он не хотел воевать, ему нравилось ухаживать за виноградниками и стричь овец, преумножая своё благосостояние. Он притворился сумасшедшим, чтобы не идти на войну, и стал сеять на свои поля соль, но боги подложили ему новорождённого сына в пашню, когда он пахал. Так обман вскрылся...
Царь Итаки вынужден был собирать войско, снаряжать корабли, присоединив их к длинному списку кораблей ахейцев, которых перечисляет в своей «Илиаде» Гомер, описывая осаду Трои. Одиссей делил с товарищами военный быт, терял их, и именно он придумал ход с конём, который помог открыть ворота Трои и закончить эту страшную войну. Мы не видим её, но в песнях слепого певца Фемия (Вадим Гульсеников) Троя зримо присутствует как высокая нота вечной боли.
«Троя... Ты нас отучила брать пленных...
Троя... Твой горький пепел течёт в моих венах.
Троя... Всех нас взяла ты в плен на десять лет.
Троя... И возвращенья от стен твоих нет!»
Одна из центральных поэтических тем написана поэтом и драматургом Наталией Макуни, её «Троя», положенная на музыку Евгении Терехиной, в пронзительном исполнении Вадима Гусельникова звучит во мне и дни спустя после премьеры.
«Одиссея», конечно, прежде всего мужская история, рассказывающая о том, как мужчина действует и как должен поступать в сложных обстоятельствах. На песнопениях из Гомера юноши древности постигали науку мужественности, благородства и находчивости.
Однако не всё так однозначно, и Одиссей «благородный и богоравный» может быть коварным. Одноглазый циклоп Полифем (Александр Жуликов) здесь только кажется великаном, — огромную тень отбрасывает обычный человек, мелкий пакостник с амбициями, сын Посейдона. «Прямо сын-сын?», — спрашивает Одиссей, представившийся именем Никто. «Прямо сын-сыночка», — отвечает Полифем. «Ты прости нас, ребята включились. Ну, ты сам виноват. Шаг тяжелый, тень от тебя выше горы. Шутки у тебя дурацкие насчет того, не чёрствы ли мы?», — увещевает его Никто. «Ну, и ты меня пойми. Живу один, гостей не жду, а тут вы с мечами, кричите "людоед". Вот я и подыграл немножко...». И ходит он с трудом, как будто весь на шарнирах, на понтах. И опасен разве что кознями, но комичная сцена оборачивается трагедией. Одиссей лишает циклопа единственного глаза, за что разгневанный Посейдон, шлёт на него бурю, всё дальше отгоняя корабль от берегов родной Итаки.
Для Константина Телегина роль Одиссея знаковая, и теперь можно с уверенностью сказать — одна из лучших в его немалом «списке кораблей». Большой актёр в нём открылся в таких спектаклях, как «Сильвестр», «Макбет», «Дети солнца», «Дело», «Смерть Тарелкина», «Мещане». Лауреат и номинант «Золотой Маски». И в личной театральной одиссее Телегина эта роль стала новой вершиной мастерства. Прекрасен и актёрский ансамбль «семьи», самые сильные сцены — это встречи Одиссея с Пенелопой и с Телемахом, когда зал замирает, стремясь услышать каждое слово.
Пенелопа не прощает, сколько ни просит её Одиссей: «Прости меня...». Не прощает своей утраченной молодости и любви, унесённых временем и морем. Муж, которого она так стоически ждала, вернулся совсем другим человеком. Чужим. И ей проще уйти и по-прежнему ждать своего милого Одиссея.
Появление отца и его неожиданное признание Телемах принимает бурной сценой, не в силах сдержать упрёки: «Где ты был 20 лет? Пока мама ждала богоравного, хитроумного, красноречивого и отважного Одиссея, пока я 20 лет ждал отца. Я делал первые в жизни шаги, я учился говорить, учился держаться в седле, учился держать в руках копьё. Где ты был? В детстве мне мой первый лук сделала мама. Показывала, как стрелять по мишени. У меня не получалось. Никто не учил меня давать сдачи. Быть мужчиной...»
Не богиня Афина, как в поэме Гомера, а сам Одиссей предлагает сыну хитроумный план с обращением к гражданам Итаки вместе изгнать женихов. И предвещая провал, отправляет его на корабле в море, испытать себя, потому что это и есть путь мужчины.
Одиссей понимает, что изгнать, засевших в его доме женихов, мирным путём не получится. Его соперники (Денис Казанцев, Андрей Черных, Олег Майборода) — наглые и уверенные в себе люди. Желая вернуть свой мир, он устраивает жестокую бойню. Красная текучая ткань покрывает сцену, красными пятнами обагрены одежды Телемаха. Сын уходит из родительского дома, не в силах перенести опустошение, но уходит с любовью — царевной Навсикаей (Анастасия Плешкань), которую встретил в своём путешествии...
У сожжённой Трои сквозь пепел земля уже проросла травой и цветами. Всё однажды зарастёт и забудется. Только Одиссею не забыть этих страшных лет и потерь. И будут вечно снится ему друзья, с которыми воевал. И Сцилла с Харибдой будут рвать сознание. Но он будет жить, потому что это его путь, который он проложил через годы, моря и странствия.
Маленький Одиссей в финале выходит на сцену, Константин Телегин берёт его за руку, и в этом коротком рукопожатии помещается целая жизнь, путь обычного человека в необычных обстоятельствах судьбы.
Марина ШАБАНОВА