Найти в Дзене
Вечерка56

«Черный дельфин» и его обитатели

Из архива сайта "Вечерка 56" Исправительная колония № 6, известная как «Черный дельфин», является учреждением особого режима. Ее часто называют самой строгой тюрьмой в России. Здесь содержатся особо опасные преступники, такие как маньяки и террористы. Корреспонденты «ВО» побывали в колонии и своими глазами увидели условия содержания в этой самой строгой тюрьме. О том, как живут сидельцы колонии, рассказал начальник ФКУ ИК № 6 УФСИН по Оренбургской области полковник внутренней службы Юрий Коробов. Юрий Петрович в первую очередь остановился на том, как устроен быт и вообще условия проживания спецконтингента колонии. На ее территории действует четыре вида режима. Среди них особый режим – те, кто осужден на пожизненное лишение свободы, их в колонии сейчас содержится более 600 человек. Далее идут осужденные строгого режима, которые непосредственно обслуживают вышеназванный спецконтингент и занимаются производственно-хозяйственной деятельностью. Следующий вид режима – это колония-поселение
Оглавление

Из архива сайта "Вечерка 56"

Исправительная колония № 6, известная как «Черный дельфин», является учреждением особого режима. Ее часто называют самой строгой тюрьмой в России. Здесь содержатся особо опасные преступники, такие как маньяки и террористы. Корреспонденты «ВО» побывали в колонии и своими глазами увидели условия содержания в этой самой строгой тюрьме.

О том, как живут сидельцы колонии, рассказал начальник ФКУ ИК № 6 УФСИН по Оренбургской области полковник внутренней службы Юрий Коробов.

Трудотерапия

Юрий Петрович в первую очередь остановился на том, как устроен быт и вообще условия проживания спецконтингента колонии. На ее территории действует четыре вида режима. Среди них особый режим – те, кто осужден на пожизненное лишение свободы, их в колонии сейчас содержится более 600 человек. Далее идут осужденные строгого режима, которые непосредственно обслуживают вышеназванный спецконтингент и занимаются производственно-хозяйственной деятельностью. Следующий вид режима – это колония-поселение, здесь находятся 39 человек, и этот вид наказания считается мягким для заключенных. Также в колонии есть исправительный центр, данный вид наказания является новым. По сути, это полугражданские люди, которые могут пользоваться мобильной связью, проживают они в жилом секторе и находятся под контролем администрации ИК № 6. В дневное время трудятся на предприятиях, обычно туда их пристраивает также администрация колонии.

– Участок колонии-поселения рассчитан на 53 человека, но на данный момент здесь находятся 39 человек. Занимаются они в основном сельхозпроизводством – это животноводство и растениеводство. Для этого у нас есть свое фермерское хозяйство, которое насчитывает 511 голов КРС, 274 головы мелкого рогатого скота, есть свое свинопоголовье в количестве 238 голов. Продукция животноводства в основном идет на питание спецконтингента. Производство максимально механизировано, есть собственный жилой сектор на 20 человек. Выращиваем овощные культуры, 21 га пашни был занят у нас под тыкву, главным образом для корма скота. Возделываем картофель, томаты, лук, перец, капусту. Занимаемся мы и глубокой переработкой произведенной продукции. Так, два года назад с этой целью открыли колбасный цех, продукция реализуется внутри территориальных органов нашего учреждения, – рассказывает Юрий Коробов.

Без дела не сидят и те осужденные, которые находятся на строгом режиме. Их тут 101 человек. Заняты они в основном на обслуживании пожизненно осужденных.

– Данный спецконтингент трудится в промышленной зоне, а именно в металлообработке и в производстве корпусной мебели. Готовят пищу и разносят ее по камерам пожизненно осужденных. Выполняют обязанности грузчиков, уборщиков, – продолжает Юрий Петрович.

Что примечательно, в колонии не пользуются услугами и сторонних строительных организаций. При этом за последние пару лет здесь отремонтированы все старые корпуса. Кроме того, построены новые современные помещения, на них красуются большие цифры 2016 и 2024. Но самое интересное, все это построено заключенными.

-2

Пожизненники

Безусловно, меня и моих коллег из других СМИ интересовали условия проживания основного контингента ИК № 6 – это пожизненно осужденных. Их, как уже было сказано, здесь на сегодняшний день содержится более 600 человек. Сразу можно отметить, что самые безобидные, если, конечно, можно так выразиться, среди них те, у кого на счету одна или несколько безвинно убиенных жертв. Но большинство здесь сидят, судя по карточкам на каждой камере, за убийства, изнасилования, преступления террористического или экстремистского толка. Здесь есть каннибалы и создатели крупных ОПГ, на счету которых также десятки кровавых жертв. На их руках кровь десятков, а иногда и более жертв. Чего стоит самый молодой из них, это так называемый казанский стрелок Ильназ Галявиев, ему сейчас 24 года. Молодой человек 11 мая 2021 года устроил стрельбу в казанской гимназии № 175. Он ворвался в школу с охотничьим ружьем и расстреливал всех, кого видел. В тот день в стенах школы погибли девять человек: семь детей и два учителя. Еще 139 человек получили тяжелые ранения. Всего пострадавшими по этому делу признали 650 человек. А вот самому старшему из осужденных пожизненно в этом году исполнилось 85 лет. О его похождениях сведения нам не предоставили. Но тоже ясно, что не за ангельское поведение он оказался там. Есть тут и более известные лица, представители власти. Как пример, бывший мэр Махачкалы (1998–2013 гг.) был приговорен к пожизненному заключению в 2015 году. Суд признал его виновным в организации покушения на следователя СКР, а также в причастности к обстрелу торгово-развлекательного комплекса в Каспийске. В 2014 году он был осужден за подготовку убийства главы Пенсионного фонда Дагестана. Бывший сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков, он осужден на пожизненный срок по делу об организации заказных убийств и участии в преступном сообществе. Его дело стало одним из самых резонансных в практике привлечения высокопоставленных госслужащих к уголовной ответственности.

– Колонию для пожизненно осужденных открыли 1 ноября 2000 года. Лимит колонии для пожизненников составляет 658 человек. Сейчас в исправительном учреждении практически все места заняты. Основанная часть осужденных трудоустроена. Не работают заключенные только по объективным причинам – это пожилые пенсионеры, инвалиды и больные. В исправительной колонии особого режима содержатся осужденные за самые громкие преступления в современной истории России. Среди них – террористы, серийные убийцы и высокопоставленные чиновники, причастные к заказным убийствам. Работают пожизненно осужденные в швейных цехах. Шьют спецодежду, форменное обмундирование для личного состава пенитенциарной системы, обувь. Трудятся они в одну смену в новом трехэтажном здании и работают только днем. Все швейное оборудование за последние годы обновлено, на каждом участке действует система кондиционирования, душевые. Зарплатный фонд в среднем составляет свыше 17 000 рублей. Основная сумма заработка осужденных идет на погашение судебных исков, – рассказывает Юрий Коробов.

Начальник колонии отмечает, что согласно законодательству осужденные к пожизненному заключению через 25 лет могут подать ходатайство о досрочном освобождении. В исправительной колонии «Черный дельфин» таких заключенных немало.

– В России еще не сложилась практика условно-досрочного освобождения. Однако у нас в учреждении немало осужденных, которые отсидели по 25 лет. Подавали, но не освобождали.

-3

Опровергая легенду

Согласно популярной интернет-легенде, ИК-6 получила свое неофициальное название благодаря скульптуре дельфина, сделанной из папье-маше серийным убийцей и насильником Владимиром Криштопой. В 1996 году его осудили в Ростове-на-Дону за два убийства и изнасилование с попыткой убийства. Изначально ему был вынесен смертный приговор, который позже заменили на 25 лет лишения свободы. В течение года он отбывал наказание в ИК-6.

– Это неправда. Криштопа не имел отношения к созданию колонии. На самом деле председатель совета ветеранов Владимир Александрович Этманов с 1998 года работал в колонии. Он принимал первых осужденных на пожизненное лишение свободы. При нем на режимной территории уже были эти дельфины. Отсюда и пошло название «Черный дельфин». Идея украсить фасад режимного корпуса принадлежала Этманову и его команде. Они поставили двух дельфинов в виде статуй. Да, некоторые осужденные участвовали в создании статуй, но сейчас уже никто не вспомнит их фамилий. Тогда еще не было осужденных на пожизненное лишение свободы. Существовал особый режим для больных с открытой формой туберкулеза. Также был общий режим, который обслуживался хозяйственным способом. Но это совсем другая история, – делает вывод Юрий Коробов.

Автор: Константин Копылов

Фото: Александр Чердинцев

18+