Найти в Дзене
PRO JAM

Почему организовать концерт проще чем джем?

Многие музыканты не понимают что такое джем, как он строится и тем более как его правильно организовать. Кажется - дай музыкантам инструменты и они начнут сразу джемовать … но не все так просто. Давайте разберем по пунктам с какими сложностями столкнётся создатель джема, который решит его провести. 1- Профессионализм музыкантов Тут все просто - чем сильнее подкованы музыканты, чем больше они разбираются в джеме, тем меньше им нужно что-то объяснять, как-то ими руководить. К сожалению таких музыкантов-джемеров не так много. Именно музыкантов-джемеров. Давайте сразу уточним понятия «джем» и «импровизация». Для многих разницы нет. Но она существенная. Импровизировать - это способность музыканта создавать музыку «на ходу», а джемить - это умение создавать музыку «на ходу» вместе с другими музыкантами. Это умение включает в себя не только способность импровизировать, это еще как минимум: -умение слушать других участников; -способность оценивать общий микс и грамотно «встраиваться» в него;

Многие музыканты не понимают что такое джем, как он строится и тем более как его правильно организовать. Кажется - дай музыкантам инструменты и они начнут сразу джемовать … но не все так просто.

Давайте разберем по пунктам с какими сложностями столкнётся создатель джема, который решит его провести.

1- Профессионализм музыкантов

Тут все просто - чем сильнее подкованы музыканты, чем больше они разбираются в джеме, тем меньше им нужно что-то объяснять, как-то ими руководить. К сожалению таких музыкантов-джемеров не так много. Именно музыкантов-джемеров.

Давайте сразу уточним понятия «джем» и «импровизация». Для многих разницы нет. Но она существенная. Импровизировать - это способность музыканта создавать музыку «на ходу», а джемить - это умение создавать музыку «на ходу» вместе с другими музыкантами. Это умение включает в себя не только способность импровизировать, это еще как минимум:

-умение слушать других участников;

-способность оценивать общий микс и грамотно «встраиваться» в него;

-умение объединять и усиливать других музыкантов;

-умение задавать джем, вести его, контролировать;

-понимание специфики текущего джема;

2- Сыгранность музыкантов и время вхождения в «поток»

Те, кто не раз принимал участие в музыкальных jam session, знают, что это процесс вхождения в некий коллективный транс, в котором каждый участник начинает со временем «чувствовать» общий музыкальный поток. Это сопоставимо магии - иногда получаются элементы, которые невозможно обьяснить логикой.

И если есть некое состояние потока, значит есть время вхождения в него.

Вот основные факторы, которые влияют на скорость синхронизации между участниками музыкального джема:

1)Музыкальный опыт каждого отдельного участника

2)Сыгранность музыкантов

3)Общая атмосфера джема

4)Понимание теории джема каждого отдельного участника

5)Количество участников

6)Качество звука на площадке

При среднем опыте музыкантов, отсутствии сыгранности всех участников, положительной атмосфере, небольшого понимания теории, среднем количестве участников (4-5 человек) и неплохом качестве звука НАЧАЛО синхронизации возникает примерно на 20ой минуте непрерывной джем сессии.

Часто ли встречается такие продолжительные сессии в джеме? Больше 20 минут - редкость. Обычно время джем сессии 7-15 минут. Потом музыканты меняются, так и не достигнув должной синхронизации…

3- Не понимание теории джема ни музыкантами, ни организаторами

Если мы говорим о кавер джеме - тут все проще. У кавер джемов есть ориентиры. Это нулевой уровень джема, самый простой. Сюда же добавим и классические джазовые джемы на стандарты. По сути те же кавера, только в джазе. Стиль музыки сложнее многих других, но суть джема та же - есть общий ориентир по гармонии, форме и мелодии. Для такого джема входной порог участников в синхронизацию значительно ниже, так как бОльшая часть музыкального материала уже есть (выше по времени имеется ввиду именно фри джем - полная импровизация). Но и магии тут меньше. Так как есть определенные ограничения в виде заданных музыкальных ориентиров. С одной стороны эти ориентиры упрощают синхронизацию участников, а с другой ограничивают их возможности.

Когда же мы имеем дело с фри джемом (полной импровизацией), то тут уже участникам нужно создавать всю композицию с полного нуля, да еще и всем одновременно. Если нет хоум бенда, а участники рандомным образом выходят на сцену - скорее всего получится не очень. Добавляем сюда отсутствие понимание теории и музыканты совершенно не понимают что им делать. Есть разные виды и типы джемов, поэтому в принципе кто-то скажет, что «ну норм у нас все, джемим». Но тут я оставлю два вопроса на размышление:

1)это джем между музыкантами или это джем между музыкантами и еще между музыкантами и слушателем?

2)то как получается - лучшее, что может быть в вашем джеме?

4- Звук

Чтобы настроить концерт достаточно саундчека перед началом (дальнейший контроль звука само собой разумеющееся). Но если мы говорим о фри джеме со свободным участием… Звукорежиссеру необходимо каждый раз подключать новых музыкантов и никакой саундчек это полностью не исправит. Добавляем сюда спонтанность посещения таких свободных джемов - и как результат мы даже не знаем кто и на каких инструментах придет. Именно поэтому многие джемы ограничивают и контролируют количество участников на джемах.

Отдельно хочется сказать про мониторинг, ведь зачастую он не очень качественный и музыканты либо плохо слышат друг друга, либо возникает множество различных проблем (барабаны задают высокий уровень громкости, заводятся микрофоны, скачет уровень различных элементов в миксе и тп)

5- Человеческий фактор

Джемы бывают очень разные. И участники тоже разные. Музыканты играют различные стили, у каждого свои вкусы, понимание, образование, возраст, инструмент, уровень его владения. Не все готовы экспериментировать в неизведанном поле. Если джем в понятной стилистике для музыканта - ему легче понять что и как делать. Но если это что-то новое - скорее всего музыкант начнет сопротивляться и синхронизация будет идти туго. Добавляем сюда нежелание большинства музыкантов учиться искусству джема. Ведь многие думают, что они все уже знают и понимают. Но как показывает практика это «понимание» не помогает им в качественном взаимодействии с другими участниками.

ВЫВОД: Организовать джем намного сложнее любого концерта, особенно фри джем, особенно со свободным участием рандомно пришедших музыкантов. Поэтому если увидите концерт, после которого запланирован джем на пол часа/ час - скорее всего джема как такового не будет в лучшем случаи, так как тайминг часто съезжает и на джем просто не останется времени. В худшем он состоится. Но там не будет ни организации процесса, ни понимания что кому делать, и тем более «потока»/ синхронизации и так называемой «магии джема».

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1)Подготовленная площадка (ограниченный набор инструментов)

2)Наличие хоум бенда

3)Наличие ведущего джема, дирижёра

4)Хороший звукорежиссер, а лучше с помощником

5)Прописанный понятный формат джема

-2