Найти в Дзене
Учёный КотоПëс

"Парадокс Тесея" Анны Баснер - роман о незаконном "врачевании" величественного города. И не только...

Всем привет! Сегодня обсуждаем роман Анны Баснер "Парадокс Тесея", совсем недавно ставший официальным выбором читателей на премии "Большая книга". Но для начала давайте познакомимся с личностью молодой писательницы.
Анна родилась в 1991 году в семье знаменитого советского композитора Вениамина Баснера. Да, да, того самого автора музыки к песням "С чего начинается родина", "Белой акации гроздья

Всем привет! Сегодня обсуждаем роман Анны Баснер "Парадокс Тесея", совсем недавно ставший официальным выбором читателей на премии "Большая книга". Но для начала давайте познакомимся с личностью молодой писательницы.

Анна родилась в 1991 году в семье знаменитого советского композитора Вениамина Баснера. Да, да, того самого автора музыки к песням "С чего начинается родина", "Белой акации гроздья пушистые" и "На безымянной высоте". По стопам отца - музыканта Анна не пошла - окончив Санкт-Петербургский государственный университет и Университетский колледж Дублина, более шести лет отработала в корпоративном университете Сбербанка: создавала программы обучения для руководителей и возглавляла просветительский проект SberKnowledge о новых технологиях и навыках XXI века.

В 2022 году Анна окончила литературные курсы Creative Writing School, начала печататься в периодике с короткими рассказами. Мы же сегодня читаем дебютный "полнометражный" роман, которым Лена, "Кот - книголюб", премировала меня за участие в первом туре годового марафона "Открой школьную Вселенную".

Анна Баснер - молодой, но уже обласканный критикой российский автор.
Анна Баснер - молодой, но уже обласканный критикой российский автор.
Книгу сегодня презентует Бэлка.
Книгу сегодня презентует Бэлка.

Сорокалетний петербургский керамист Дима Танельсон, или попросту, "Нельсон", по собственному признанию, занимается тем, что "помаленьку врачует" город. То есть собственными силами спасает величественный Петербург от обращения в прах, реставрируй он столетнюю напольную плитку или освобождай из - под толстого слоя советской краски дореволюционный витраж в парадной. Однажды Нельсон узнаёт о существовании чудом сохранившейся бальной залы заброшенного дворца и становится буквально одержим идеей восстановить её. В этой дерзкой акции к Нельсону присоединяется влюблённая в него студентка худакадемии Лиля, химик Денис, фотограф - пиарщик Кира, случайный знакомый копирайтер -оппозиционер Глеб, пережившая блокаду реставраторша, а ныне перекупщица антиквариата, по крупицам собирающая коллекцию картин деда, пенсионерка Лидия Владимировна...Так зарождается "ХАРМС" - Художественно - Анархическая Реставрационныа Мастерская Санкт-Петербурга. Но власти считают членов ХАРМСА преступниками - ведь свою акцию они проводят безо всякого согласования с ними.

Чтобы понять смысл романа Баснер, давайте вспомним, кто такой Тесей и почему его имя дало имя аж целому парадоксу.

Сын афинского царя Эгея решил бросить вызов критскому царю Миносу, обязавшему Афины платить ему жестокую дань - каждые девять лет город обязан был посылать на Крит по семь своих самых красивых юношей и девушек, которых там скармливали Минотавру - свирепому чудовищу с телом человека и головой быка, жившему в лабиринте. Тесей добровольно вызвался отправиться на Крит и убить Минотавра. Он отплыл туда на корабле с чёрными парусами, пообещав отцу в случае победы сменить их на белые. Одержав победу над чудовищем, Тесей с помощью Ариадны, дочери Миноса, выбрался из лабиринта, и в благодарность забрал её с собой в Афины. Однако, опьянëнный победой и красотой Ариадны, Тесей забыл об обещании, данном отцу, и тот, думая, что сын погиб, обезумел от горя и бросился в море.

Миф о Тессе, а точнее, о его корабле, стал предметом споров о самоидентичности многих великих мыслителей от античности, таких как Платон и Гераклит, до наших дней. Дело в том, что корабль Тесея, ставший для афинян символом мужества и победы, ежегодно снаряжался в очередную экспедицию. Естественно, нет ничего неподвластного времени, и корабль начал разрушаться, заставляя жителей заменять старые доски на новые, пока по прошествии десятилетий на нём не осталось ни единой подлинной доски. Вот тут - то и возник философский спор: это всë тот же корабль Тесея? Или совсем другой? Продолжает ли предмет оставаться самим собой, если большая часть его составляющих заменены? Так обычный корабль дал название целому философскому парадоксу, демонстрирующему, что самоидентичность - это не закостенение, а способность сохранять свою суть даже сквозь бесконечные изменения и обновления.

Так и Петербург Баснер... Не тот Петербург с лоском парадных дворцов и золоченых фонтанов, привычный туристам, а именно Петербург Баснер - с воняющими аммиаком проссанными парадными, с бомжами, с заброшенными рассыпающимися в труху зданиями, предназначенными для реконструкции, до которых у подрядчиков десятилетиями не доходят руки. Вечный город - стройка, город - симулякр, "этакий подлатанный живой мертвец. Может и его надо, как Ленина перестать терзать и пассивно созерцать естественную гибель?"(с) Однако находятся люди, любящие и такой Петербург. Но стоит ли тратить силы и средства на то, что с течением времени всё равно придёт в упадок? Ведь именно осознание факта конечности ускользающей красоты и заставляет людей сильнее дорожить ей. Допустим, закончишь ты любыми правдами и неправдами начатое... Что дальше? Что останется от первоначального объекта? Что останется от самого тебя? Вот вам и главный нравственный конфликт романа, чётко соответсвующий его заголовку.

А сколько их ещё будет... В небольшой по объëму книге молодой автор поднимет великое множество актуальных животрепещущих тем, вытекающих одна из другой. Тут вам и:

- взаимоотношения классического и так называемого концептуального искусства : "нудистская" керамика, созданная Нельсоном "по приколу", неожиданно находит своего поклонника (тут, кстати, автор в очередной раз поднимает тему принадлежности к искусству работ современных художников типа Бэнкси).

- взаимоотношения художника и зрителя: кому - то нравятся кружки с гениталиями, а кто -то, включая мать Нельсона, категорически не приемлет это прущее из художника гипертрофированное чувство внутренней правоты "Я художник, я так вижу".

- принадлежность шедевров: государственная или частная? Где и как они должны храниться: хаотично в "загашниках" государственных музеев, постепенно обращаясь в труху, или бережно в руках частных коллекционеров, предоставляясь лишь на выставки?

- предназначение искусства: во что важнее вкладывать средства: в поддержание в надлежащем виде шедевра искусства или в лечение больного ребёнка?

- верность себе: Нельсон постоянно разрывается между желанием создавать никому не нужную керамику или окончательно разменяться на магнитики с корюшкой, так востребованные у туристов.

- современная коммерциализация всего и вся: как коробит Нельсона современный Невский - людный, суетный, с аляпистыми, как дешёвая бижутерия, новогодними огнями, назойливыми "коробейниками", живыми статуями и ряжеными аниматорами, он замечает, как вся эта мишура буквально высасывает из города его душу.

- нравственный выбор: какая же современная литература без него, но тут ничего рассказывать не буду, дабы случайно не соспойлерить.

Как всё это написано? Ну, во - первых "вкусно". Когда молодой автор сравнивает, например, скрипучий старческий смех с молодым снежком или свежим накрахмаленным пододеяльником, это, как минимум, красиво. А сколько ещё такой красоты вы найдете на страницах романа... Текст Баснер обволакивает, погружая в себя с головой, в авторе чувствуется потенциал (хочется верить, что это не местечковый успех).

Во - вторых, с любовью. Любовью к Петербургу и его многострадальной истории (мне очень импонировали фрагменты с военными воспоминаниями Лидии Владимировны об адском труде реставраторов, укрывавших позолоченные шпили тканью, чтобы они не были наводкой для врага во время фашистских авианалëтов, о восстановлении арт - объектов сразу после снятия блокады для того, чтобы показать, что петербуржцы не сломлены).

Любовью к человеку творческому и, как минимум, уважения к професии реставратора и живописца. Чувствуется, что Баснер не просто нахваталась верхушек, загуглив в Интернете процесс, а с головой погрузилась в тему - моменты, в которых Лиля пишет картину или Нельсон готовит смесь для реставрации стены, буквально завораживают.

Любовью к своим героям. Да, они несколько чудаковаты, да их "закидоны" порой противоречат человеческой морали и общепринятым в государстве нормам, но открытым финалом Анна как бы намекает, что у "Нельсона и Ко" всё сложится.

Ну, и наконец, это как минимум, нескучно. Я далёк от живописи и архитектуры, но видит Бог, буквально залип в книге. Может быть, из - за вышеупомянутого прекрасного языка, а может быть, из- за того, что Анна умело комбинирует жанры - производственный роман то неожиданно перерастает в роман взросления и преодоления себя, то вдруг становится авантюрным культурологическим детективом с фейковым "шедевром", а местами сквозь текст просвечивают мистические нотки. Хороший, добротный роман, достойный войти в десятку лучшего прочитанного в сегменте "Современная отечественная проза". Анну Баснер как автора однозначно беру на заметку и жду от неё чего -то подобного...

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! Если вы читали " Парадокс Тесея", предлагаю обсудить книгу, вм комментариях, подискутировать, поделиться мнениями. А если не читали, но планируете, пишите, не оттолкнул ли вас мой отзыв от ваших планов? Пишите, обсудим! Ну, а пока -👋! Всём только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на канале "Учëный КотоПëс"!