Я за последний год услышал, что самые просматриваемые сериалы – аж восемь штук на четырёх он-лайн платформах и четырёх телеканалах! Самые любимые рекордсмены по просмотрам – пять штук! Самые запрашиваемые – три штуки. А на вопрос: «Какой сериал лучший в России за уходящий год», ВЦИОМ получил подавляющее большинство ответов респондентов — «СЛЕД»!
Наконец, у нас мозги стали фильтровать фоновый шум, называемый рекламой от реального положения вещей. Как работает внушение – вдалбливанием. Если на рекламу не обращают внимания, то её надо повторять до тех пор, пока не заметят. Я жаловался, что трансляции на Смарт-ТВ перебиваются теперь в рекламных паузах своей рекламой. Я думал, что повторы по пять-шесть раз одного рекламного ролика глюк, а оказалось, что от безысходности. Нам теперь рекламу в буквальном и прямом смысле вдалбливают в голову.
На днях нарвался на опрос, который проводил робот. В переписке бот пытался мне доказать, что случайный выигрыш в лотерее это приз. Я же ему доказывал, что приз даётся за достижения, а не по воле случая. В лотерее выигрыш, а в соревновании приз. Его заслужить надо, а не угадать. Меня робот послал умничать с самим собой. Они так пытаются не только вдолбить рекламу в мозг, но и внушить новые значения слов. Вот им хочется, чтобы сотовый оператор определённого цвета был с самым большим покрытием и самым быстрым интернетом, так они заставляют в опросах это подтверждать, потому что реклама так сказала. А если не подтвердил, не получил денег.
Я повторял и повторять не устану – этот мир погубит не жара, не атомы с химией и не пустыни с наводнениями. Этот мир погубит реклама с её адептами маркетологами. И так радостно, что конец света откладывается! На таком простом примере, что сколько зрителям в рекламе не внушали какой сериал любимый, они выбрали своё.
А «След» – достойный сериал, чтобы о нём написать целую диссертацию. Потому что здравый смысл там из серии в серию гуляет своими неведомыми нейро-связями, часто уступая место откровенному бреду. И ведь количество серий из года в год не уменьшается, а количество поклонников постоянно растёт. Пятый канал благодаря ему держит пальму первенства по дневному смотрению третий год подряд!
В чём феномен сериала «След»?
В простоте. Хотя создатели утверждают, что секрет долголетия сериала в особом балансе традиционных ценностей с новаторством и экспериментами. Но я уверен, что это им напели маркетологи. На самом деле успех любого фильма, сериала, песни, сказки, байки – в простоте для понимания и узнаваемости. Даже небылицы рассказывают через призму привычного, знакомого. «След» как раз и есть такая небылица, рассказанная талантливым рассказчиком на жизненных примерах. И главное, что там есть свой мир, который нравится зрителям. Там дружный коллектив без интриг, без подковёрных схваток – сказка. Там ватные палочки рассказывают всё про ДНК, уровень родства по слезе, вес гири по запаху пота, вкус отравы по цвету тени, мысли преступников по количеству сот пройденных смартфоном.
Человечество нуждается в добрых сказках не меньше, чем в предсказаниях денег, мира и достатка. Чем добрее богатыри и чем дружнее рать, тем больше хочется жить в этом идеальном мире, в котором всяк плохиш свой срок получит. Этим «След» и подкупает. Создатели в последних сериях так глубоко ушли в свой сказочный мир, что уже в открытую призывают создавать клубы и сообщества имени себя. И ведь на этом сериале с количеством серий более трёх с половиной тысяч, уже подросло целое поколение!
Но ведь ругать сказку не за что. Все посылы в каждой серии правильные, мудрые, толковые. И причины для историй понятные, в реальной жизни, встречающиеся на каждом шагу. И все герои настоящие, с юмором, с отношениями, с симпатиями и антипатиями. Всё в сериале до поверхностного просто, но вместе с этим глубоко интересно. И пусть там методы раскрытия преступлений на грани женитьбы мистики, науки и техники, но результат-то правильный, ожидаемый, без разочарований. Вот это и есть секрет. Голливуд его вывел на заре становления мирового кинематографа – happy end называется – счастливый конец.
Все концы «Следа» хорошие и ведут к успокоению душ сериал смотрящих. И посмотрите, как бы не старались креативить современные продюсеры, как бы не вкладывались в грим, в глубину роли, в раскрытие образов, в беседы перед камерами о будущем сериале, а милая сказка-безделушка их делает третий год подряд. Значит секрет успеха и народной любви не в бюджетах на рекламу!
Вина маркетологов в том, что они внушают миру веру в рекламу. А реклама не работает, если за ней нет достойного, а главное, понятного продукта. Я писал уже, повторюсь – хлеб не рекламируют, потому что это базовая потребность. Можно рекламировать пекарню, но не сам продукт, потому что он итак всем знаком и нужен. Иначе и воздух можно было бы рекламировать. Так же с кино и сериалами. Посмотрите на «Горыныча» – сарафан помог фильму собрать миллиард. Не внушение, что это лучший фильм, а факт, что фильм достойный. Так же и со «Следом» – зритель врать не будет, ему за это не платят. А вот маркетологи свою горбушку по дороге на Олимп сгрызли зря.