Об авторе: шотландский писатель, переопределивший границы фантастики
Кэмерон Джонстон – это шотландский писатель, родившийся в Глазго, который за последние семь лет произвёл революцию в жанре тёмной фантастики, создав серию оригинальных и инновационных романов, перемешивающих классические архетипы жанра с чёрным юмором, беспощадным насилием и глубокой человеческой драмой. Живущий в Глазго со своей женой и котом, Джонстон является членом Glasgow Science Fiction Writers' Circle с 2010 года, организации, которая помогла ему оточить своё мастерство и завоевать множество номинаций на престижные премии.
История творческого пути Джонстона начинается не с первого издания его романов. До того как его первый роман вышел в печать, автор потратил годы на совершенствование своего ремесла, написав несколько полных романов, которые он сам называет «совершенно неудачными» и которые никогда не были опубликованы. В интервью 2021 года для издания The Nerd Empire Джонстон рассказал о своём пути: «Я писал ряд начал романов, которые в итоге были заброшены. В основном потому что я не имел ни малейшего представления, что я делал и обнаруживал, что застреваю в моих собственных разочарованиях» . Переломный момент пришёл, когда он решил сосредоточиться на коротких рассказах – менее болезненной форме для обучения писательству.
По его словам: «я на год или два отстранился от написания романов и сосредоточился на написании кучи коротких рассказей – что не так больно, как понимаешь, что весь роман – это мусор, и тебе нужно его выбросить. Я научился критиковать чужую работу, попробовал писать новые вещи новыми способами, научился навыкам редактирования, стал лучше писать, и тогда пришло время вернуться к написанию другого романа!» .
Этот методичный и дисциплинированный подход принёс плоды. Его первый опубликованный роман, «The Traitor God» (2018), издательством Angry Robot, получил критическое признание и был номинирован на British Fantasy Award. Роман рассказывает о Эдрине Уокере, престижном но презираемом магусе, который вынужден вернуться в родной город Сетарис после убийства его лучшего друга, чтобы отомстить убийце. Действие развивается в древнем городе, где живут четыре оставшихся бога, существуют огромные боевые големы войны, спящие посреди города, и где магия переплетается с политической интригой и личной враждой.
Успех «The Traitor God» привёл к выходу сиквела «God of Broken Things» в 2019 году, продолжив историю Эдрина Уокера в кровавой и разрушительной войне против ужасающих демонов Skallgrim и паразитических существ, называемых Scarrabus. Оба романа, вместе называемые Age of Tyranny (Эпоха тирании), стали номинированными на Dragon Award и получили признание критиков за их жестокую окраску, тёмный юмор и удивительное характеризацию персонажей.
После завершения Age of Tyranny Джонстон выпустил «The Maleficent Seven» в 2021 году – роман, который переосмыслил классическую концепцию «Семи самураев» Акиры Куросавы, но с инверсией: вместо героев, защищающих бедную деревню от злых разбойников, в центре сюжета находятся семь древних злодеев и преступников, которые вынуждены вместе защищать малый город от армии имперской «Света». Роман получил среднюю оценку на FantLab 6,86 из 10, хотя рецензии варьировались от восторженных (10 баллов) до критических (2 балла), отражая полярность, которая часто сопровождает инновационные работы.
Самый недавний роман Джонстона, «The Last Shield» (2024), является резким отступлением от его предыдущих произведений. Описываемый как «гендерно-перевёрнутый Die Hard в таинственном замке» , роман сосредоточен на Брайере, командире королевской гвардии – Щитов – которая должна защитить древний дворец от группы коварных разбойников, называемых Wildwood Reivers. Несмотря на относительно компактный объём (около 400 страниц), роман произвел впечатление на критиков своей реленте-агрессивной динамикой, героиней, которую сравнивают с Шарлиз Терон в «The Old Guard», и сложной сюжетной структурой. Роман был номинирован на Dragon Award в 2025 году за лучший фэнтези-роман.
Творческий метод и вдохновление
Джонстон часто говорит об источниках своего вдохновения. В интервью для Hippogriff's Aerie в 2018 году, когда его первый роман ещё был свежей публикацией, он выделил трёх авторов, которые больше всего повлияли на его писательство: H.P. Lovecraft за его чувство космического ужаса и древних тайн, Michael Moorcock за его философские исследования этики и добра/зла через Elric цикл, и Joe Abercrombie за его откровенно амораль-ный подход к героям фэнтези. К этим влияниям добавляются его личные интересы: история, археология, мифология и древние оружие.
Его физическое окружение также служит вдохновением. Джонстон часто упоминает шотландские пейзажи – глены, озёра, стоящие камни и замки – как источник вдохновения для мировой культуры его фантастических вселенных. Более того, Джонстон – это мечник-любитель, геймер, строитель LEGO, и любитель лагерных костров под звездным небом, – все эти интересы проявляются в его письме через детальное внимание к боевым сценам, военной стратегии и персональной динамике между персонажами.
First Mage On The Moon: новое направление
В апреле 2026 года Кэмерон Джонстон выпустит свой долгожданный новый роман, «First Mage On The Moon» , – произведение, которое заслуживает особого внимания не только из-за его оригинальности, но и потому, что оно показывает, что Джонстон продолжает расширять границы жанра фантастики. Это издание будет выпущено издательством Angry Robot (той же компанией, которая опубликовала все его предыдущие романы), в мягкой обложке на 400 страницах с ISBN 978-1-915-99806-4.
Описанный как «инновационная космическая фантазия, в которой маги соревнуются за то, чтобы первыми добраться до Луны – также известной как земля богов» ], роман следует за двумя героями, которые стремятся достичь того, что другие считают невозможным. Главная героиня, Элла Пикеринг, – это женщина-инвалид в инвалидной коляске, бывшая магиня Единства, которая была обучена совершать полёты на магических небесных кораблях в ходе войны между нерелигиозным Единством и Империей Ранней. После катастрофического краха небесного корабля, вызванного плохим обслуживанием, Элла осталась неподвижна и в парализованном состоянии, вынужденная работать в исследовательской мастерской, создавая магические оружия для погашения своих медицинских долгов.
Второй главный персонаж – Джакан Гриссом (Jackan Grissom), инженер и изобретатель. История их встречи абсолютно решающая: во время позднего ночного двойного смены Элла становится свидетельницей того, как молния ударяет по экспериментальному устройству Джакана. Вместо того чтобы полностью разрушиться, устройство неожиданно превращается в грубую ракету, которая взлетает прямо в небо, направляясь к Луне. Хотя ракета в итоге падает в пустошь между враждующими нациями (так называемую No Man's Land), это происшествие вдохновляет Эллу и Джакана: если они могли случайно создать устройство, способное дотянуться до Луны, то может ли они намеренно создать другое устройство, достаточно мощное, чтобы доставить их туда?.
Причина этого стремления особенна: в мировоззрении обеих враждующих сторон Луна – это земля богов. Если Элла и Джакан смогли бы дотянуться до Луны и встретить богов, они могли бы напрямую попросить божественное вмешательство, чтобы прекратить войну и спасти свой народ. Однако эта задача не просто амбициозна – она богохульна по стандартам Единства, строго монотеистического или атеистического государства, которое рассматривает попытки общения с богами как ересь.
Основные элементы романа: космическая фантазия с ограничениями
First Mage On The Moon не является классической научной фантастикой в смысле, который мы привыкли видеть в творчестве авторов вроде Питера Гамильтона. Вместо этого это космическая фантазия – гибридный жанр, который объединяет элементы высокой фантастики (магия, боги, средневековую социальную структуру) с концепциями, обычно связанными с научной фантастикой (ракеты, космические путешествия, технологические достижения). Ракета в этом мире является результатом магического экспериментирования, а не чистой технологии, что делает историю уникально позиционированной между двумя жанрами.
Одна из самых интересных аспектов романа – это обсуждение инвалидности и доступности. Фактически, что Элла находится в инвалидной коляске и физически неспособна выполнять работу, которую выполняли другие маги, – это не просто сюжетный элемент, но центральная проблема в её мире. Джонстон показывает мир, который не приспособлен к инвалидам, и Элла вынуждена работать на изнурительной работе в мастерской, создавая оружие, которое убивает людей, просто для того чтобы платить свои медицинские счета. Это добавляет социально-критический элемент к истории – идею о том, что общество часто отвергает тех, кто не подходит под строгие определения «продуктивности» или «боеспособности».
Жанровая классификация и сравнения
На обложке издания «First Mage On The Moon» утверждается, что это произведение идеально подходит для «поклонников Адриана Чайковского» (Adrian Tchaikovsky). Это сравнение интересно и, похоже, обоснованно. Чайковский известен своей способностью создавать научные фантастические и фэнтезийные истории с необычными предпосылками – вспомните его культовый «Дети времени» ] (Children of Time) с его эволюционирующими пауками в космосе, или его серию о сорок тысячелетиях для Warhammer 40,000, которая переосмысляет традиционные архетипы жанра. Джонстон, как кажется, движется в аналогичном направлении – берёт привычные элементы (войну, богов, космические путешествия) и соединяет их вместе таким образом, который заставляет читателей по-новому думать о жанре.
Контекст издания и издатель
Angry Robot – издатель, который опубликовал все предыдущие романы Джонстона, продолжает сотрудничество для публикации этого нового произведения. Как обсуждалось в предыдущей статье, Angry Robot является подразделением Watkins Media, базирующимся в Ноттингеме, и известен своей инновационной редакционной политикой, специализацией на жанровой литературе и прогрессивным маркетингом в социальных сетях.
Выбор Angry Robot для публикации «First Mage On The Moon» логичен с нескольких точек зрения. Во-первых, издатель уже продемонстрировал готовность поддерживать работы, которые экспериментируют с жанровыми границами и расширяют определения фантастики. Во-вторых, у Джонстона уже есть отношения доверия с компанией, исходящие из его предыдущих публикаций. В-третьих, Angry Robot известен своей практикой одновременного выпуска печатных и электронных версий, а также создания значительного маркетингового присутствия в социальных сетях, что важно для инновационных произведений, которым нужна помощь в поиске своей аудитории.
Место в творчестве Джонстона: эволюция писателя
Появление «First Mage On The Moon» в 2026 году представляет собой значительный момент в развитии Кэмерона Джонстона как писателя. За семь лет (с 2018 по 2026) он создал четыре полноценных романа, каждый из которых выполняет различную функцию в его творческом портфолио.
Age of Tyranny (две книги, 2018–2019) установили его репутацию как мастера мрачной фантастики с политическими интригами, боевыми магическими системами и амбивалентными героями. Эти романы полны философской глубины, несмотря на их гриндарк-ориентированность. Хотя Edrin Walker – это типичный антигерой, способный к ужасающей жестокости, его характеризация раскрывает человеческую уязвимость под его циничной маской.
The Maleficent Seven (2021) показал Джонстона в его более игривом настроении, хотя и не менее кровавом. Роман развлекает, но также поднимает важные вопросы о добре, зле, справедливости и намерениях. Хотя рецензии были смешанными, роман показал способность автора создавать нескольких ярких, отличных персонажей с собственной динамикой и мотивацией, часто находящихся в противоречии друг с другом.
The Last Shield (2024) был более сосредоточенным и интенсивным, почти как литературный боевик – произведение, которое жертвует некоторой философской глубиной (хотя всё ещё присутствует) для чистого, безжалостного действия и эмоциональной интенсивности. Номинирование на Dragon Award предполагает, что читатели оценили этот более узко сфокусированный подход.
Теперь, с «First Mage On The Moon» , Джонстон кажется движется в направлении, которое охватывает элементы, которые он исследовал ранее – тёмные социальные условия, необычные персонажи, высокие ставки – но в новом жанровом пространстве. Гибридизация космической фантазии позволяет ему исследовать полностью новые наборы образов, концепций и возможностей.
Писатель в полноте таланта
Что происходит, так это то, что Кэмерон Джонстон, после семи лет мастерства за рубежом, кажется, достигает полноты своего таланта. Каждый его роман более уверен, более инновационен, более безжалостен в его исследовании человеческих условий, чем последний. The Last Shield был его лучшей работой на момент её выпуска в 2024 году, но First Mage On The Moon готов и, похоже, поднять планку ещё выше.
Почему? Потому что роман объединяет всё, что Джонстон научился делать хорошо – создание ярких персонажей в цепких сценариях, написание боевых сцен, которые одновременно жестоки и элегантны, использование тёмного юмора для контраста с мрачными материалами – всё это, но в новом жанровом контексте, который должен позволить ему исследовать новые идеи.
Тематические основы: инвалидность, война, вера и амбиция
На поверхности «First Mage On The Moon» кажется простым: две люди хотят построить ракету, чтобы дотянуться до Луны. Но под этой предпосылкой лежат ряд глубоких тематических исследований. Во-первых, история о преодолении физических ограничений. Элла в инвалидной коляске, и общество считает, что это означает, что она ничего не может сделать, за исключением создания оружия в скучной мастерской. Вместо того чтобы принять это ограничение, она участвует в попытке построить ракету – может быть, самой амбициозной задачи в её мире.
Во-вторых, это история о войне и о попытке найти мирное разрешение. Мир Джонстона разделён на две враждующие нации – нерелигиозное Единство и Империю Рання. Вместо того чтобы выбрать сторону (или принять, что одна сторона победит), Элла и Джакан ищут третий путь – обращение к божественному вмешательству.
В-третьих, это история о вере – не в религиозном смысле, но в вере в возможность, в вере в других людей, в вере в то, что будущее может быть лучше, чем настоящее. Именно эта вера вдохновляет Эллу и Джакана двигаться вперёд, несмотря на очевидную невозможность их задачи.
Сравнение с contemporaneous работами: Angry Robot 2026
Интересно отметить, что 2026 год видит выход нескольких значимых работ из Angry Robot и связанных издателей. Как обсуждалось в предыдущих статьях, это год выхода финального тома дилогии Exodus Питера Гамильтона (июнь 2026), печатное издание первого тома трилогии Arkship Гамильтона (январь 2026), и теперь First Mage On The Moon Джонстона (апрель 2026). Это триада значимых научно-фантастических и фэнтезийных произведений от различных авторов, каждое из которых экспериментирует с жанровыми границами и задаёт новые вопросы о том, что может представлять собой спекулятивная фантастика.
Ожидания критиков и поклонников
Учитывая ранние отзывы и описания романа, ожидается, что First Mage On The Moon получит положительный критический приём при его выходе в апреле 2026 года. Рецензенты, которые следили за карьерой Джонстона, похоже, в восторге от этого проекта. На собственном вебсайте Джонстона (cameronjohnston.net) указано, что он «продолжает возвращаться в этот инновативный космический фэнтези, где маги соревнуются за то, чтобы первыми добраться на Луну» ].
Несен Unseen Library, вебсайт рецензий и рекомендаций по книгам, опубликовал статью под названием «Waiting on Wednesday: First Mage on the Moon» в сентябре 2025 года, в которой выразили воодушевление по поводу романа, сказав: «Из-за продолжающейся способности Джонстона создавать особенно захватывающие фэнтезийные романы, он действительно автор, за которым я пристально следу, особенно потому что я очень любопытен, что он напишет дальше. Как такой, я в настоящее время очень возбужден его грядущим 2026 релизом, First Mage on the Moon, который, откровенно говоря, звучит удивительно» ].
Вывод: новая фаза творчества
С выходом First Mage On The Moon в апреле 2026 года Кэмерон Джонстон войдёт в новую фазу своего творческого развития. Если его предыдущие произведения показали его способность создавать богатые, мрачные миры, заселённые амбивалентными персонажами и философ ическими вопросами, то новый роман обещает показать его способность работать в новом жанровом пространстве – космической фантазии – без потери своей подписи стиля.
Роман также примечателен своим подходом к представлению инвалидности. В литературе научной фантастики и фэнтези персонажи с инвалидностью часто излечиваются магией или технологией в какой-то момент, или они навсегда отстранены от действия. Джонстон кажется избирает третий путь: Элла остаётся в инвалидной коляске, но это не означает, что она не может быть чемпионом и активным участником в событиях мира.
Для поклонников Джонстона, которые уже были вдохновлены его Age of Tyranny, в восторге от тёмной комедии The Maleficent Seven, и произведены впечатлением интенсивностью The Last Shield, First Mage On The Moon обещает быть следующей вехой в творчестве писателя – произведением, которое не только продолжает его эволюцию, но и открывает полностью новые направления, которые он, похоже, готов исследовать.
Основные источники информации:
- Booktopia Australia – предварительная информация о книге и описание
- Penguin Random House – официальное описание и синопсис
- Unseen Library – анализ грядущего выпуска (сентябрь 2025)
- Interviews with Cameron Johnston (The Nerd Empire, Hippogriff's Aerie, Nerd Empire)
- FantLab.ru – Русская база данных научной фантастики
- Grimdark Magazine – рецензии и интервью автора
- Fantasy Book Critic – описания и анализ произведений Джонстона
- Official website cameronjohnston.net
- ISFDB – полная библиография автора