Сегодня я хочу начать рассказ о святой, чьё имя с особым чувством произносят не только в граде Петровом, но и по всей нашей земле. О блаженной Ксении Петербургской. Путь к этому повествованию был долог, более двадцати лет я собирался посетить её часовню на Смоленском кладбище, прикоснуться к святыне, которую почитаю так же глубоко, как и Матронушку Московскую.
И вот, это случилось. Оказавшись там, среди множества людей, я не стою в долгой очереди — так выходит, что меня проводят внутрь. Я считаю это добрым знаком и своего рода приглашением к рассказу. Я побывал во многих местах, связанных с её земной жизнью, и ныне готов поделиться с вами не просто пересказом жития, но и размышлениями о глубинной сути её великого подвига.
Гром среди ясного неба: как Ксения становится Андреем Фёдоровичем
Всё начинается внезапно. Ксении всего двадцать шесть лет — возраст цветения и земного счастья. Она замужем за полковником Андреем Фёдоровичем Петровым, который служит певчим в придворном хоре. Брак их исполнен любви и согласия. Но скоропостижная кончина супруга, умершего без христианского покаяния, переворачивает её мир.
В день похорон молодая вдова поражает всех: она берёт и облачается в мундир своего мужа. С этого момента она перестаёт отзываться на имя Ксения. Всем, кто обращается к ней, она говорит: «Ксения Григорьевна умерла, а здесь Андрей Фёдорович, он жив». Для окружающих это — знак великого горя, помутившего рассудок. Но для самой Ксении это — первый шаг на пути великого самоотречения, на пути юродства Христа ради.
Эзотерическая суть подвига: смерть своего «Я»
Что же такое юродство с точки зрения духовных законов? Это не просто отказ от благ. Это добровольная смерть своей личности, своего эго, во имя высшей цели. Ксения, «похоронив» себя вместе с мужем, берёт на себя его имя и, что важнее, его грехи. Она решает отмолить его душу, принося в жертву самое дорогое — собственную жизнь, честь, разум в глазах людей.
Представьте себе этот акт. Вселенная, Высшие Силы не могут не откликнуться на такую жертву. Когда человек полностью обнуляет себя, отказывается от всех земных привязанностей — дома, имени, денег, — он становится чистым проводником. В нём не остаётся ничего «своего», что могло бы исказить поток божественной энергии. Он превращается в пустой сосуд, который Господь наполняет своей благодатью и силой.
Именно в этот момент и происходит чудо. Тело, освобождённое от диктата эго, начинает жить по иным законам. Оно подстраивается под окружающую среду. Ксения носит лёгкую одежду в лютые морозы и не болеет. Она спит на голой земле под открытым небом и остаётся невредимой. Её организм переходит на иной уровень, где законы физического мира уже не имеют полной власти. Она питается тем, что подадут добрые люди, но часто отказывается от милостыни, если чувствует, что человек даёт её с нечистым сердцем. Так в ней просыпается духовное зрение — способность видеть невидимое, чувствовать истинные помыслы людей.
Она умирает для мира, чтобы родиться для Духа. И мир, сначала смеющийся над ней, вскоре начинает замечать, что слова безумной нищенки сбываются, её прикосновение исцеляет, а её молитва творит чудеса.
Итак, Ксения умирает для мира, чтобы родиться для Духа. И мир, поначалу смеющийся над ней, вскоре начинает замечать: слова безумной нищенки сбываются, её прикосновение исцеляет, а её молитва творит чудеса.
Благословение на пороге
Проходит время, и отношение к «Андрею Фёдоровичу» меняется. Теперь её не гонят, а ищут. Торговцы на рынке, извозчики, простые ремесленники — все начинают подмечать удивительную закономерность. Туда, куда заходит Ксенюшка, приходит удача. Если она заглянет в лавку — торговля в тот день идёт бойко. Если возьмёт калач у булочника — вся выпечка расходится до последней крошки. Если присядет отдохнуть на ступени чьего-то дома — в этом доме воцаряются мир и покой.
Её появление на улице становится событием. Матери выносят ей своих хворающих детей, и она, возложив на голову ребёнка свои худые руки, что-то тихо шепчет, и хворь отступает. Люди наперебой зовут её к себе в дом, считая за великую честь и благословение, если она примет их приглашение. Но Ксения заходит далеко не ко всем. Её ведёт не разум, а дух. Она безошибочно чувствует, где её помощь нужнее всего, где в доме скорбь или нужда, скрытая от чужих глаз.
«Царь на коне» и язык притчи
Благодарные люди пытаются дать ей денег, тёплую одежду. Но она остаётся верна своему обету нестяжания. Одежду она не берёт, а из милостыни принимает лишь самые малые монеты — медные копейки с изображением Георгия Победоносца. Она называет их «царь на коне». И даже эти гроши у неё не задерживаются: она тут же находит другого нищего, ещё более обездоленного, и отдаёт ему монету. В этом простом действии — глубочайший смысл. Она не копит земное, а служит лишь передаточным звеном для божественной щедрости, пропуская через себя поток благодати и направляя его дальше.
Её помощь никогда не бывает прямой, её предсказания — это всегда загадки, шарады. Она говорит иносказательно, чтобы не лишать человека свободы выбора и не ввергать его в панику. Вот она подходит к одной благочестивой женщине, своей знакомой, и протягивает ей медный пятак со словами: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет!». Женщина в недоумении, не понимает, что может потухнуть. Она берёт монету, благодарит Ксению и идёт по своим делам. Но слова блаженной не выходят из головы. Что-то заставляет её ускорить шаг и поспешить домой. Подходя к своему кварталу, она видит дым и бегущих людей. Оказывается, в её доме начался пожар! Но благодаря тому, что она пришла раньше времени, огонь успевают заметить в самом начале и быстро потушить, спасая и дом, и всё имущество. Лишь тогда до неё доходит смысл странных слов: «потухнет». Ксения не кричала «Пожар!», сея страх. Она дала тонкий намёк, который услышало сердце, а не разум.
Или вот другая история. Приходит она в дом семьи Голубевых, где подрастает дочь-красавица. Ксения смотрит на девушку и вдруг говорит её матери: «Ты тут кофе варишь, а твоя дочь мужа хоронит». Мать в ужасе, дочь в слезах — что за страшные слова? Но Ксения тут же уходит. Проходит совсем немного времени, и к девушке сватается молодой и достойный человек. Они играют свадьбу, но вскоре после венчания молодой муж заболевает и скоропостижно умирает. И снова все вспоминают пророчество блаженной. Она видела грядущее горе, но как могла сказать о нём прямо? Её странные слова были не проклятием, а предупреждением, подготовкой души к грядущему испытанию. Впоследствии эта молодая вдова нашла своё счастье в другом браке и прожила долгую жизнь, всегда помня о первом, горьком уроке судьбы.
Так, через притчи, через медные монетки, через тихие, непонятные на первый взгляд поступки, Ксения врачует души, направляет судьбы и учит людей главному — слышать не только слова, но и тихий шёпот Провидения, который всегда звучит в нашем мире для тех, кто готов его слушать.
Продолжение следует...
Дорогй читатель и мои добрые подписчики, не скупитесь на лайки и комментарии. Это некая обратная связь и оценка моих трудов...
Мира и Здравия!
ВашБелозер!😉