Чаевые — явление привычное, но тема эта часто вызывает неловкость. Мол, если человек зарабатывает достаточно, он должен оставлять «на чай». А если не оставляет — значит, жадный. А сколько давать? Ну, «сколько принято». А сколько именно? В разных странах свои правила. Где-то мелочи достаточно, а где-то чаевые в 20% от суммы счёта могут вызвать недовольство.
Почему так? В некоторых сферах, например, в ресторанном бизнесе, чаевые составляют значительную часть заработка.
В последнее время оставлять чаевые стало возможным и в онлайн-компаниях. Речь идёт о Яндексе, Озоне и сервисах доставки.
Эти компании оптимизируют свои расходы за счёт цифровизации. Вместо того чтобы арендовать диспетчерскую, оплачивать связь и обновлять мебель, они создали приложения. Теперь можно указать маршрут и стоимость поездки, не звоня диспетчеру. Диспетчеры теперь работают в службе поддержки, многие из них трудятся из дома.
Онлайн-ритейлеры, такие как Ozon, конкурируют с обычными магазинами. Я заказываю там почти всё, кроме одежды и крупных покупок. Пункты выдачи этих компаний занимают меньше места, чем обычные магазины, но их обороты могут быть такими же. При этом они не сталкиваются с проблемой затоваривания склада.
Работники пунктов выдачи часто оформлены не по трудовому договору - только по ГПХ или как самозанятые, поэтому у них нет соцпакета. Больничные и декретные не оплачиваются, уволить могут в любой момент.
Компании также имеют возможность вытеснять конкурентов за счёт скидок для активных клиентов. Это достигается за счёт повышения цен в других регионах.
При такой доходности работники онлайн-компаний должны получать больше, чем их коллеги в традиционных сферах? Нет, примерно столько же. Зато есть чаевые. Если вы хотите поддержать работника, можете оставить чаевые.
Потом, правда, умный ИИ агрегатора посчитает, сколько в среднем оставляют чаевых клиенты, и немножко повысит оплату за проезд, чтобы в будущем меньше чаевых оставляли, чтобы агрегатору больше денег уходило.
А еще некоторые сервисы любят манипулировать вами - на окошке оплаты, рядом с выбором размера чаевых написано: "Водитель копит на досрочную выплату ипотеки", и перед глазами сразу появляются флешбэки, как сам выплачивал ипотеку, и сразу хочется помочь в ущерб себе.
Собственно, почему я вдруг об этом решил написать статью? Потому что в Озоне появилась возможность оставлять чаевые работникам пункта выдачи.
То есть мне предлагают оставить чаевые человеку, который пикнул на штрих-код из моего смартфона, пошел на склад, пикнул на коробочку, взял коробочку, принес её мне, подождал, пока я подтвержу что товар меня устраивает, и попрощался.
Нет, я не умаляю труд таксистов, курьеров и работников выдачи ПВЗ - их труд по-своему труден.
Я понимаю, допустим, что в дождь и непогоду таксисту и курьеру сложнее добираться до пункта назначения. А во время высокого спроса не получится отдохнуть между заказами. А работники ПВЗ не только работают на компьютере, но еще и часто перемещают довольно тяжелые предметы. Казалось бы - это стоит вознаграждения, да?
Конечно. Именно поэтому агрегаторы платят больше таксистам во время дождя и снега, именно поэтому стоимость доставки в час пик выше. А работникам ПВЗ выплачивают премию за быструю приемку товаров или за увеличенное время работы ПВЗ. Конечно, какую-то часть этой цены забирает агрегатор, но и работнику что-то перепадает. Так почему и я должен им доплачивать, раз им уже заплатил работодатель?
А что самое отвратительное - вот эти вот чаевые, проходящие через систему - агрегатор, маркетплейс, служба доставки, или даже банк/сервис перевода чаевых могут частично забирать себе. Допустим, вам понравилось что в салоне машины пахнет елочкой или как мелодично пропикал ваш заказ работник в ПВЗ, или как изящно курьер доставки распахнул сумку, и вы оставили ему 50 рублей через систему. А его работодатель берет и забирает себе 10 рублей - очевидно, за то, что интегрировал в своё программное обеспечение сервис для перевода чаевых от какого-то банка, дав возможность поблагодарить работника, а банк забрал еще 5 - за то, что придумал такой прекрасный сервис.
Вы понимаете, какая наглость? У работников зарплата не выше, чем в обычных магазинах/такси/курьерских службах, так еще и на чаевые покушаются.
Примечание: я не утверждаю, что все сервисы всегда так делают, но периодически я слышу или читаю о том, что какие-то сервисы внедряют или отменяют комиссии с чаевых, значит могут и иногда покушаются на эти крохи.
На мой взгляд, активное и повсеместное внедрение чаевых дает жадным работодателям замечательный повод не повышать зарплату работникам: "Если вам не оставляют чаевые - вы плохо работаете, работайте лучше и получите больше чаевых. Улыбайтесь, будьте вежливы. Всё зависит только от вас."
В развитых странах ситуация с чаевыми приобретает вообще гротескные формы. За обед по цене 50 фунтов мне как-то предложили заплатить 20 фунтов чаевых - нерасторопной сонной официантке. Причем чаевые уже сразу были вбиты в кардридер - сумма 70 фунтов - то есть от такого предложения сложно было отказаться. Я начал объяснять, что сумма слишком велика, и откуда-то появился мужик, который начал мне объяснять, что официантка вот работает из последних сил, она мать-одиночка, надо войти в её положение и так далее, на что я сказал, что больше 60 фунтов не заплачу и дальше уже молча игнорировал любые разговоры, пока они не перебили сумму на кардридере до 60 фунтов. Естественно, больше я в это заведение не ходил.
А в супермаркетах тогда, во время оплаты на кассе, предлагалось оплатить дополнительно какую-то сумму, типа 1 фунта для голодающих детей Анголы или еще чего-то такого, и чтобы не платить, нужно было отказаться. Это тоже манипуляция, когда приходится отказываться.
Вот нашим агрегаторам еще осталось сделать так же - по умолчанию поставить "благодарность 10% от суммы поездки/покупки/заказа", и чтобы поменять это можно было только во время заказа/выдачи, и чтобы курьер/таксист/работник ПВЗ видели ваш отказ. Тогда чаевые станут практически обязательными, а соцсети наполнятся историями о том, как работники случайно уронили заказ/плюнули в гамбургер/долго ехали к клиенту и отменили поездку - потому что клиент жмот. А клиенты будут платить те самые 10% из страха попасть в неприятности.
Кто будет в выигрыше? Ну конечно агрегаторы, особенно если не забудут о комиссии с чаевых. Копейка рубль бережет, как говорится.
А на этом у меня сегодня всё. Интересно было бы почитать ваши мысли по поводу чаевых - оставляете ли вы, и если оставляете - то сколько?