🔹 I. Предвступление 🔹
Запасаемся попкорном — статья будет длинная, насыщенная и необычная.
Она является частью большого исторического цикла о происхождении западноафриканских струнных инструментов, стоящих у истоков мировых щипковых традиций и, в конечном счёте, связанных с эволюцией банджо.
В этой части цикла мы рассмотрим четыре ключевых инструмента,
играющих центральную роль в музыкальной культуре Мандé и соседних этносов: Donso Ngoni, Kamale Ngoni, Sora Ngoni (Simbingo) и Kora.
Эти инструменты внешне очень далеки от современного банджо, но они принадлежат к той же древней линии щипковых chordophones и раскрывают нам архаические механизмы игры, конструкции и музыкального мышления, которые в итоге оказали влияние на появление новейших струнных форм.
Эта статья является следующей частью цикла о происхождении африканских струнных инструментов, следуя за предыдущей публикацией, посвящённой африканским лютням. Если вы её пропустили — настоятельно рекомендуем вернуться и прочитать, чтобы увидеть всю эволюцию целиком: от ранних мембрано-лютневых форм до современных ветвей банжо и его родственников.
В будущих выпусках мы продолжим исследовать инструменты-предки: появится отдельный материал об африканских арфах, ещё один — об инструментах народа фула, затем мы рассмотрим редкие гибридные и переходные типы, а позже — поздние трансформации в Новом Свете.
Теперь разберём каждый из этих инструментов подробнее.
🔹 II. Вступление 🔹
В данной подборке мы расскажем о четырёх инструментах, относящихся к древнейшим африканским щипковым традициям, возникшим в Западной Африке много веков назад — на территориях Мали, Сенегала, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Либерии и Гамбии.
Эти инструменты — Donso Ngoni, Kamale Ngoni, Sora Ngoni и Kora — принадлежат к широкой системе родственных арф и лютнеобразных chordophones, распространённых по всей зоне Мандé и северным районам к югу от Сахары.
Когда мы говорим «Мандé», мы имеем в виду великое Манденское царство (1235–1469 гг. н. э.), культурный центр, чьё влияние распространилось на огромные территории современных Мали, Сенегала и Гвинеи. Именно в этой зоне сформировались классические формы африканских арф и арфо-лютен: духовных инструментов охотников (мороя), профессиональной касты griots (джели), а также музыкантов-историков, хранителей преданий и проводников между мирами.
Donso Ngoni — сакральная охотничья арфа Мали.
Kamale Ngoni — её молодёжная, светская, более «открытая» форма.
Sora Ngoni — древнейшая охотничья арфа народа Лома, чья традиция восходит к самым ранним пластам культуры Мандé.
Kora — дворцовая арфа-гриотов, самый сложный инструмент семейства.
В следующей статье цикла мы обратимся к отдельному семейству — чистым западноафриканским арфам, — чтобы увидеть, как из взаимодействия арфовых, лютневых и гибридных spike-harp традиций возникли формы, которые в дальнейшем оказали влияние на музыкальные культуры целых континентов.
🔹 1️⃣ Donso Ngoni / Донсо нгони 🔹
Описание краткое: Традиционная охотничья арфа-лютня народа мандинго; священный инструмент охотников (донсо), используемый в ритуалах и в эпической традиции.
Регион: Западная Африка (Сахель и саванна).
Страна: Мали, Гвинея, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо.
Племя, народ: Народ джола (Jola) — упоминается как этнический контекст культур региона, хотя донсо нгони не является их основным инструментом.
Материалы: Калабас (резонатор) тыква, кожа животного, деревянный гриф, нейлоновые или жиловые струны.
Длина инструмента: Около ~100 см (~39 дюймов).
Расположение струн: Две параллельные группы струн по бокам грифа; игра двумя руками, большим и указательным пальцами.
Струны: 6 струн (традиционно).
Мензура: Около 70–80 см (вариативно).
Количество ладов: Отсутствуют в современном европейском смысле; используются кожаные кольца/узлы для разметки.
Длина грифа: ~60–70 см.
Строй инструмента: Пентатонический.
Тип строя: Минорный пентатонический (традиционно).
Традиционный (основной) строй:
La–Do–Re–Mi–Sol–La (варианты: минорная пентатоника вокруг тоники La).
Donso Ngoni — типичный 12-струнный пентатонический вариант
(тона — D, пирамидальная пентатоника: 1–2–3–5–6)
Струна 1 (самая низкая): D2; интервал от тоники: унисон (1-я); ступень: 1;
Струна 2: E2; интервал: большая секунда (2-я); ступень: 2;
Струна 3: F#2; интервал: большая терция (3-я); ступень: 3;
Струна 4: A2; интервал: чистая квинта (5-я); ступень: 5;
Струна 5: B2; интервал: большая секста (6-я); ступень: 6;
Струна 6: D3; интервал: октавный унисон (1-я октава); ступень: 1 (↑);
Струна 7: E3; интервал: большая секунда (2-я, ↑); ступень: 2;
Струна 8: F#3; интервал: большая терция (3-я, ↑); ступень: 3;
Струна 9: A3; интервал: чистая квинта (5-я, ↑); ступень: 5;
Струна 10: B3; интервал: большая секста (6-я, ↑); ступень: 6;
Струна 11: D4; интервал: двойной октавный унисон (1-я, ↑↑); ступень: 1;
Струна 12 (самая высокая): E4; интервал: большая секунда (2-я, ↑↑); ступень: 2.
(Пояснение: донсо-нгони традиционно строится как пентатоника — ступени 1–2–3–5–6 — и строки повторяются по октавам; конкретные ноты и октавы у разных мастеров различаются.)
Пример: Охотничьи песни (donso fasa), ритуальные напевы.
Пояснение к терминам: Donso — охотник, ngoni — арфа-лютня.
Примечание: Считается сакральным инструментом; исполнители хранят строгие традиции.
Современные варианты строя: Расширенные пентатоники, модальные строи для фьюжн и афро-джаза.
Примеры: Исполнители традиции донсо, афро-джазовые проекты Мали.
Примечание: Ритуальное использование ограничено посвящёнными.
Примечание: Часто украшается резьбой и амулетами охотников.
Техника игры: Щипок большими и указательными пальцами обеих рук; ритмическая остинатность.
Функция инструмента: Ритуальная, повествовательная, сакральная.
Особенность: Глубокий, «землистый» тембр и низкий строй.
Время историческое: Древняя охотничья традиция, существующая многие века.
🔹 2️⃣ Kamale Ngoni / Камале нгони 🔹
Описание краткое: Молодёжная версия нгони, возникшая как «облегчённый» светский вариант донсо нгони.
Регион: Западная Африка.
Страна: Мали, Буркина-Фасо.
Племя, народ: Народ джола — указан как контекст культур региона Западной Африки.
Материалы: Калабас (тыква), кожа, деревянный гриф, современные синтетические струны.
Длина инструмента: Около ~100 см (~39 дюймов) — небольшая вариативность.
Расположение струн: Двухрядное горизонтальное расположение вокруг шейки.
Струны: 6–12 струн (в современном виде чаще 10–12).
Мензура: 60–75 см.
Количество ладов: Фретлесс; кожаные узлы для ориентации.
Длина грифа: ~60 см.
Строй инструмента: Пентатоника или диатоника (в современных ансамблях).
Тип строя: Мажорный пентатонический или гибридный авторский строй.
Традиционный (основной) строй:
Sol–La–Do–Re–Mi (варианты пентатоники).
Kamale Ngoni — типичный 12-струнный диатонико/мелодический вариант (пример: диатоника в C)
Струна 1 (самая низкая): C3; интервал от тоники: унисон (1-я); ступень: 1;
Струна 2: D3; интервал: большая секунда (2-я); ступень: 2;
Струна 3: E3; интервал: большая терция (3-я); ступень: 3;
Струна 4: F3; интервал: чистая кварта (4-я); ступень: 4;
Струна 5: G3; интервал: чистая квинта (5-я); ступень: 5;
Струна 6: A3; интервал: большая секста (6-я); ступень: 6;
Струна 7: B3; интервал: большая септима (7-я); ступень: 7;
Струна 8: C4; интервал: октавный унисон (1-я, ↑); ступень: 1;
Струна 9: D4; интервал: большая секунда (2-я, ↑); ступень: 2;
Струна 10: E4; интервал: большая терция (3-я, ↑); ступень: 3;
Струна 11: F4; интервал: чистая кварта (4-я, ↑); ступень: 4;
Струна 12 (самая высокая): G4; интервал: чистая квинта (5-я, ↑); ступень: 5.
(Пояснение: камале-нгони как «молодёжный» инструмент часто настраивают диатонически, чтобы было легче играть мелодии и гармонизоваться с гитарой; варианты с пентатоникой тоже встречаются. Номера ступеней здесь в пределах диатонической гаммы C.)
Пример: Мали-блюз, водоносные песни, современные афро-фолк композиции.
Пояснение к терминам:
Kamale — «юношеский», «молодёжный».
Примечание: Создавался как «свободная» версия без сакральных ограничений.
Современные варианты строя:
Расширенные диатонические и мажорно-пентатонические, подстройка под гитарные ладовые системы.
Примеры: Исполнители Wassoulou music (новая этно-поп сцена Мали).
Примечание: Часто используется в ансамблях с гитарой и перкуссией.
Примечание: Встречаются электроакустические модели.
Техника игры: Двуручная щипковая техника, быстрые арпеджио, паттерны в стиле Вассулу.
Функция инструмента: Светская, танцевальная, сопровождение песен.
Особенность: Более высокая тональность и яркий звук.
Время историческое: Появился в XX веке (середина), примерно начало 1970х.
Sora Ngoni (Simbingo) / Сора Нгони (Симбинго)
Описание краткое: Охотничья арфа народа лома; традиционный духовный инструмент охотников (sora). Обладает конструкцией «шиповой арфы» (spike harp): длинный гриф проходит сквозь резонаторную тыкву. Используется в ритуалах охотников как инструмент-посредник между человеком и силами леса.
Регион: Западная Африка (Манде).
Страна: Либерия / Гвинея (в особенности регион Гвинея/Гвинея-Конакри).
Племя, народ: Лома (Loma / Looma / Lorma / Toma).
Материалы: Тыква (калабас), кожа животного, дерево, кожа/шнуры, деревянные колышки, мост из дерева, металлическое кольцо, тканная перевязь.
Длина инструмента: 88 см (корпус ~31 × 27 см).
Струны: 6 струн (скрученные, традиционные).
Мензура: Порядка 60–70 см (зависит от варианта; точный размер варьирует — гриф проходит насквозь резонатора).
Количество ладов: Ладов нет; настройка регулируется кожаными кольцами на грифе.
Длина грифа: Около 80 см, прямой, проходящий сквозь корпус.
Строй инструмента: Пентатонический минорно-модальный, традиционный для охотничьих арф Манде.
Тип строя: 1–2–3–5–6 (пентатоника с пропущенной 4-й и 7-й ступенью).
Традиционный (основной) строй: (Примерный реконструированный строй на основе практики Лома)
Тоника: F (низкая).
Ступени: 1 – 2 – ♭3 – 5 – 6 – 1 (↑).
Расположение струн:
Все шесть струн идут вертикально вдоль подставки, пропущены через половину из 12 отверстий моста; фиксируются кольцами на грифе и металлическим кольцом в нижней части корпуса. Мост стоит вертикально, как у западноафриканских spike harp.
Ноты и струны:
Описание: Ниже — строй, приведённый в музыкально-логичной, реконструируемой форме, учитывая структуру охотничьих арф и диапазон, описанный в источниках.
Струна 1 (самая низкая): F2. Интервал: унисон (1-я). Ступень: 1.
Струна 2: G2. Интервал: большая секунда (2-я). Ступень: 2.
Струна 3: A♭2. Интервал: малая терция (♭3). Ступень: ♭3.
Струна 4: C3. Интервал: чистая квинта (5-я). Ступень: 5.
Струна 5: D3. Интервал: большая секста (6-я). Ступень: 6.
Струна 6 (самая высокая): F3. Интервал: октавный унисон (1-я ↑). Ступень: 1 (верхняя).
(Пояснение: точный строй у исторических образцов фиксировался не всегда; охотничьи нгони настраиваются под голос и ритуальную песню. Приведён строй, отражающий реальную пентатоническую структуру этого типа арф.)
Пояснение к терминам:
• Sora — охотник, музыкант-ритуалист.
• Ngoni — общий термин для арф и арфа-лютневых инструментов региона Манде.
• Spike harp — «шиповая арфа», у которой гриф проходит сквозь резонаторную тыкву.
Примечание: Лома нгони часто имеют мост с большим количеством отверстий, чем количество струн — часть отверстий символические (обрядовая функция).
Современные варианты строя: Редки; инструмент сохраняет древние охотничьи модальные строи.
Примеры: Используется в традициях Лома и родственных Манде; встречается в ритуалах, связанных с охотой и духовными силами леса.
Примечание: Сора-музыкант исполняет песнопения, нейтрализующие nyama — опасную духовную энергию, возникающую при охоте и смерти зверя.
Примечание:
Инструмент может заседать в ансамбле с барабанами и трещотками, но чаще используется солистом.
Техника игры: Игра большими и указательными пальцами обеих рук; чередование низких и высоких струн создаёт «двоеголосие». Приёмы включают повторяющиеся остинато, вибрацию, ритуальное тремоло.
Функция инструмента: Ритуальная, защитная, магическая; инструмент сопровождает песни охотников, обращённые к духам леса, предкам и добыче.
Особенность: Уникальная конструкция spike-harp; сочетание арфовой техники игры и лютневой структуры.
Время историческое: XIX век (данный экземпляр); традиция существенно древнее — вероятно доисторическая для региона Манде, старше эпохи металлургии.
Итог: Sora Ngoni (Simbingo) — один из древнейших представителей западноафриканских охотничьих арф. Он объединяет элементы сакральной музыки, магической функции охоты и уникальной конструкции spike-harp. Лома-вариант Sora Ngoni отличается мостом с избыточными отверстиями, сквозным грифом и особым пентатоническим строем, который используется для нейтрализации духовной энергии nyama. В системе инструментов Манде этот инструмент занимает особое место: он не связан с ремеслом кузнецов, не зависит от металлических технологий и, по всей вероятности, восходит к самым древним слоям культуры региона. Его практика продолжается по сей день, сохраняя ритуальное значение и глубокий исторический контекст.
🔹 3️⃣ Kora / Кора 🔹
Описание краткое: Арфа-лютня народа мандинго, один из главных инструментов гриотов (джали). Имеет большой диапазон и богатую полифонию.
Регион: Западная Африка.
Страна: Сенегал, Гамбия, Гвинея, Мали.
Племя, народ: Народ джола — важная этническая группа региона; кора используется соседними народами и в межэтнических традициях.
Материалы: Крупная калабасина, кожа, длинный деревянный гриф, две держалки для рук, современные струны из нейлона или лески.
Длина инструмента: Около ~100 см (~39 дюймов), иногда больше (до 120 см).
Струны: 21 струна (классика) или 22.
Мензура: ~90 см.
Количество ладов: Нет; используется особая система кожаных кольцевидных подстроек.
Длина грифа: ~80–90 см.
Строй инструмента: Гептатонический (семиступенный).
Тип строя: Традиционные модусы: tomora ba, hardino и др.
Традиционный (основной) строй:
Hardino (аналог мажора): до–ре–ми–фа–соль–ля–си.
Kora — 21-струнный стандартный томора-ба
(пример: Tomora-ba в G — очень типичный традиционный строй)
(На корах строки обычно располагаются в две группы: левая и правая руки, но нумерация ниже — от самой низкой к самой высокой по высоте звучания.)
Струна 1 (самая низкая): G2; интервал от тоники (G): унисон (1-я); ступень: 1.
Струна 2: A2; интервал: большая секунда (2-я); ступень: 2.
Струна 3: B2; интервал: большая терция (3-я); ступень: 3.
Струна 4: C3; интервал: чистая кварта (4-я); ступень: 4.
Струна 5: D3; интервал: чистая квинта (5-я); ступень: 5.
Струна 6: E3; интервал: большая секста (6-я); ступень: 6.
Струна 7: F#3; интервал: большая септима (7-я); ступень: 7.
Струна 8: G3; интервал: октавный унисон (1-я, ↑); ступень: 1.
Струна 9: A3; интервал: большая секунда (2-я, ↑); ступень: 2.
Струна 10: B3; интервал: большая терция (3-я, ↑); ступень: 3.
Струна 11: C4; интервал: чистая кварта (4-я, ↑); ступень: 4.
Струна 12: D4; интервал: чистая квинта (5-я, ↑); ступень: 5.
Струна 13: E4; интервал: большая секста (6-я, ↑); ступень: 6.
Струна 14: F#4; интервал: большая септима (7-я, ↑); ступень: 7.
Струна 15: G4; интервал: 2-я октава — унисон (1-я, ↑↑); ступень: 1.
Струна 16: A4; интервал: большая секунда (2-я, ↑↑); ступень: 2.
Струна 17: B4; интервал: большая терция (3-я, ↑↑); ступень: 3.
Струна 18: C5; интервал: чистая кварта (4-я, ↑↑); ступень: 4.
Струна 19: D5; интервал: чистая квинта (5-я, ↑↑); ступень: 5.
Струна 20: E5; интервал: большая секста (6-я, ↑↑); ступень: 6.
труна 21 (самая высокая): F#5; интервал: большая септима (7-я, ↑↑); ступень: 7.
(Пояснение: это типичный распределённый по трём октавам вариант лада Tomora-ba с тоникой G. На практике часть мастер-користов предпочитает смещать тонику (например, на F или C), использовать другие модусы (Hardino и т. п.), а также перестраивать отдельные струны для подточной интонации и в зависимости от песни. На коре 21 струна физически разделена на две стороны (левая/правая руки) и игрок/игроки чередуют пальцы, создавая полифонию.)
Пример: Эпические песни гриотов, композиции джали и современные фолк-фьюжн проекты.
Расположение струн: Две вертикальные группы струн по 10/11 каждая, по бокам центрального грифа.
Пояснение к терминам: Джали — хранитель устной традиции, музыкант-повествователь.
Примечание: Известна самым широким диапазоном среди арф-лютен региона.
Современные варианты строя: Хроматические коры, подключаемые датчики, академические адаптации.
Примеры: Исполнители Сенегала и Гамбии, авторские проекты с джазом.
Примечание: Струны расположены «арфовым» способом, что позволяет полифонию.
Примечание: Используется как сольный и ансамблевый инструмент.
Техника игры: Двуручная, арфоподобная техника: большие пальцы + указательные пальцы.
Функция инструмента: Сопровождение повествований, эпосов, церемоний; сольные импровизации.
Особенность: Комбинация арфового звучания с лютневой конструкцией.
Kora / Кора Упоминается в письменных источниках с XVII–XVIII веков; традиция значительно старше.
- Короткие дополнительные замечания (без таблиц)
1. Строй и нумерация строк в африканских арфо-лютнях — традиционно вариативны: названные наборы — примерные и практичные варианты, используемые исполнителями для удобства репертуара.
2. У донсо-нгони чаще исторически пентатонический строй (поэтому в описании выбрано пентатоника D), а у камале-нгони — более «гитароподобный» диатонический строй (приведен пример в C).
3. На коре принято говорить о «степенях» в рамках конкретного модуса (Tomora-ba, Hardino и др.); показано классический Tomora-ba в G, как компактный и широко распространённый пример.
🔹 ИТОГ СТАТЬИ 🔹
Четыре представленных инструмента — Донсо нгони, Камале нгони, Сора Нгони (Симбинго) и Кора — демонстрируют широкий спектр арфо-лютневых традиций Западной Африки. Донсо нгони воплощает сакральный и ритуальный пласт охотничьей культуры; Камале нгони представляет её светскую модернизацию, ориентированную на молодёжь и танцевальные жанры; Кора же является инструментом профессиональных музыкантов–историков (джали), обладая сложной полифонией и огромным диапазоном. Вместе они формируют живую, динамичную музыкальную систему, где древние корни сочетаются с современной эволюцией, а традиционные строи — с новыми экспериментальными формами.
Фотоколлаж
донсо нгони (фотографии)
<<>><<>><<>><<>>
камеле-нгони (фотографии)
кора (фотографии)
В предыдущей статье мы рассмотрели четыре основные лютни Западной Африки: Akonting (аконтинг), Micin’ Ngoni (мисин нгони), Jeli ngoni (джели нгони), Bass jeli ngoni (бас-джели нгони), Xalam (ксалам) — инструменты являющиеся прямыми предками современного банджо, и с этих инструментов началась эволюция банджо. <<здесь>>
✨ 🎶 Интерактив для наших читателей
Знакомы ли Вам эти инструменты? Какие из них вы знали раньше?
Выберите, какой тип африканских арф ближе именно Вам:
✨ 🎼 🎶 1️⃣ Donso Ngoni / Донсо Нгони
✨ 🎼 🎶 2️⃣ Kamale Ngoni / Камале Нгони
✨ 🎼 🎶 3️⃣ Sora Ngoni (Simbingo) / Сора Нгони (Симбинго)
✨ 🎼 🎶 4️⃣ Kora / Кора
✨ 🎼 🎶 5️⃣ Мне не знаком ни один инструмент
✨ 🎼 🎶 6️⃣ Я знаю все пять инструментов
✨ 🎼 🎶 7️⃣ У меня все они есть в личной коллекции
Напишите свой вариант в комментариях — интересно узнать, какая африканская арфа ближе именно Вам или звучит для Вас наиболее живо! Если Вам нравится канал, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!
- В следующих статьях мы продолжим:
* разберём интервалы на грифе подробно — с практическими примерами,
* узнаем, как строятся аккорды из интервалов,
* поговорим о логике гамм и музыкальных ладов,
* коснёмся техники запоминания нот и развития слуха.
* поговорим о происхождении банджо,
* поговорим об открытых строях банджо
* обсудим другие открытые строя банджо и гитары
* познакомимся с секретами игры на банджо,
* узнаем о полезных аксессуарах — слайды, медиаторы, струны,
* откроем для себя разновидности банджо, а также узнаем историю происхождения инструмента,
* погрузимся в мир других удивительных инструментов и атрибутов: губная гармошка, шаманский бубен, индейская флейта, гитара, ковбойские сапоги и многое другое.
Насколько Вам понравилась подборка? Узнали ли Вы что-то новое?
✨ 🎶 🔸 1️⃣ Очень понравилась — узнал(а) много нового
✨ 🎶 🔸 2️⃣ Понравилась, но хотелось бы больше аудио/видео примеров
✨ 🎶 🔸 3️⃣ Было интересно, но я знал(а) почти всё
✨ 🎶 🔸 4️⃣ Хотелось бы подробнее о традиционной музыке
✨ 🎶 🔸 5️⃣ Хотелось бы больше технических данных (размеры, строи, история)
💬 Поделитесь своими мыслями в комментариях и не забывайте подписываться на канал — вместе мы создадим настоящую мелодию понимания музыки!
✨ 🎶 🎶 Музыкальное оглавление канала
Это удобная карта всех материалов, посвящённых музыке на нашем канале. Теперь найти найти нужную статью или необходимый музыкальный материал стало проще: 👉 [Перейти к оглавлению и быстро найти нужную статью]
#дельтаблюз #банджо #губнаягармошка #открытыйстрой #слайд #slide #sliding #bottleneck #медиатор #thumppick #fingerpick #струны #колки #goldtonemusicgroup #deeringbanjos #omebanjos #jimdunlop #labella #daddario #planetWaves #ernieball #dandreausa #blackmountainpicks #alaskapik #deltablues #blues #countryblues #cowboystyle #westernstyle #fingerstyle #darkcountry# #darkblues# #justinjohnson #benclark #banjoaddict #jimpankey #fingerboard #fretboard #грифгитары #расположениенотнагрифегитары #ноты #октава #гамма #музыкальныйинтервал #бемоль #диез #интервалы #музыка #гитара #гитаристы #обучениемузыке #гитарныйгриф #гитарныеуроки #октава #музыкальнаялогика #гитарнаяшкола #гитарныйинтервал #johnnycash #ledzeppelin #neilyoung #mississippijohnhurt, #skipjames, #robertjohnson, #merletravis #kamalengoni #камаленгони #donsongoni #kora #кора #sorangoni #simbingo #Сорангони #симбинго #ngoni #нгони #джембе #jembe #мали #гвинея #кот-д’ивуар #буркина-фасо #senegal #mali #сенегал #akonting #эконтинг #micin’ngoni #мисиннгони #jelingoni #джели нгони #xalam #халам #ксалам