Найти в Дзене
fifty shades of skaters

«Стоишь с каменным лицом, а сам думаешь: “Обалдеть, я всё это слышу первым!”»: волонтёр турниров по фигурному катанию

В этот раз участником спецпроекта «Лёд вне льда» стала волонтёр турниров по фигурному катанию Анна Рыжевская. На её счету чемпионат мира в Милане, финал Гран-при в Турине, чемпионаты Европы в Граце и в Таллине. В интервью Анна рассказала, как стала волонтёром, что происходит за кадром и почему за работу платят только эмоциями — и этого, оказывается, более чем достаточно. — Как вы пришли в волонтёрство и почему выбрали именно фигурное катание? — Фигурным катанием я, наверное, заинтересовалась тогда, когда сама научилась кататься на коньках. Меня мама научила лет в 6-7 лет. И с тех пор меня очень заинтересовал этот вид спорта. Я смотрела «Ледниковый период», представляла, как я вырасту и буду тоже в них участвовать. Ещё у нас была традиция по выходным ездить на массовые катания с родителями и друзьями. Тогда же начала смотреть первые турниры, завела папку с любимыми фигуристами, распечатывала странички с их фотографиями, хобби и так далее. С тех пор, получается, и зародилась любовь к фиг

В этот раз участником спецпроекта «Лёд вне льда» стала волонтёр турниров по фигурному катанию Анна Рыжевская. На её счету чемпионат мира в Милане, финал Гран-при в Турине, чемпионаты Европы в Граце и в Таллине. В интервью Анна рассказала, как стала волонтёром, что происходит за кадром и почему за работу платят только эмоциями — и этого, оказывается, более чем достаточно.

Фото: личный архив Анны
Фото: личный архив Анны

— Как вы пришли в волонтёрство и почему выбрали именно фигурное катание?

— Фигурным катанием я, наверное, заинтересовалась тогда, когда сама научилась кататься на коньках. Меня мама научила лет в 6-7 лет. И с тех пор меня очень заинтересовал этот вид спорта. Я смотрела «Ледниковый период», представляла, как я вырасту и буду тоже в них участвовать. Ещё у нас была традиция по выходным ездить на массовые катания с родителями и друзьями.

Тогда же начала смотреть первые турниры, завела папку с любимыми фигуристами, распечатывала странички с их фотографиями, хобби и так далее. С тех пор, получается, и зародилась любовь к фигурному катанию.

Фото: личный архив Анны
Фото: личный архив Анны

А волонтёрство первый раз я попробовала уже, когда училась в институте, чисто случайно обнаружила на страничке чемпионата мира 2018 года в Милане форму, чтобы стать волонтёром. Из интереса заполнила, решила просто попробовать — и меня с первой же попытки взяли. Но ответ пришел, конечно же, не сразу. Спустя, наверное, несколько месяцев. И я довольно долго думала, сомневалась, стоит мне ехать или нет. Но в итоге решила рискнуть и ни секунды не пожалела.

— Какие задачи выполняет волонтёр?

— Их можно выбрать ещё в процессе заполнения анкеты. Там будет раздел, в котором указываются области, которые вам интересны. Это может быть работа с аккредитациями, со зрителями, журналистами и фотографами в микст-зоне.

В этой анкете указываются именно ваши пожелания, а позже вместе с ответом вы уже получаете позицию, на которую назначены, и даты, когда необходимо присутствовать. Вы либо подтверждаете, либо отказываетесь от них. Можно попробовать поменять позицию, если она не нравится. Я пробовала так делать, но уже во время самого мероприятия.

— Какой турнир стал для вас самым запоминающимся?

— Думаю, чемпионат мира в Милане и стал самым запоминающимся, потому что, конечно, первый такой опыт. У меня вообще было состояние восторга всю ту неделю, когда я там находилась. Я как будто попала в телевизор. То есть всё, что до этого смотрела, я увидела изнутри. Это было очень здорово! Я находилась среди спортсменов и тренеров, видела воочию тренировки, процесс выхода на лёд и всё, что происходит сразу после него. Это было очень интересно!

А так как большинство спортсменов и тренеров ещё говорят по-русски, ты всё понимаешь, стоишь с каменным лицом и пытаешься делать вид, что тебе всё равно. Волонтёришь, а сам думаешь: «Обалдеть, я всё это слышу первым!». То, что тренер говорит, например, спортсмену. Конечно, не стоит встревать в такие разговоры или глазеть на них. Просто тихо слушаешь и уже знаешь наперёд то, что будет потом в новостях.

— А был ли момент, когда ваше вмешательство как волонтёра реально помогло или спасло ситуацию для спортсмена, тренера или даже зрителя?

— Да, такой момент был. Это произошло на чемпионате Европы в 2020 году в Граце. Тогда золото взял Дима Алиев, а серебро — Артур Даниелян. И, видимо, никто не ожидал столько медалей в мужской одиночке, потому что организаторы не подготовили флаги.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Так получилось, что ребята уже выехали после награждения на круг почета и фотосессию, а флаг только один. И стоит Дима Алиев, смотрит по сторонам и думает, что делать. Камеры уже направлены на него, все с флагами, а он один стоит без. И по счастливой случайности мы с подругой стояли рядом. Она тоже волонтёр, мы познакомились как раз на турнире в Милане. И у нас оказался с собой наш флаг. В этот момент мы просто хором крикнули: «Дима!». Он увидел нас, взял флаг и с ним уже поехал на круг почёта и фотосессию. Флаг, кстати, Дима потом вернул, и он до сих пор где-то у меня дома лежит.

— Что вам больше всего нравилось в работе? И наоборот, выводило из себя?

— Больше всего нравилась, конечно, возможность быть причастной к большому турниру, к миру фигурного катания, проживать всё, что там происходит наравне со спортсменами, тренерами, судьями. Также нравилось работать в таком многонациональном коллективе, потому что собираются волонтёры из разных стран. По-любому вы с кем-то знакомитесь, общаетесь, узнаёте много нового. С некоторыми я до сих пор поддерживаю связь.

Выводило из себя, возможно, поведение некоторых волонтёров, потому что не все, конечно, разделяют личную заинтересованность и профессионализм. Есть те, кто просто бегает за спортсменами, преследует их. Юдзуру Ханю, например, уходил всегда с охраной, чтобы его не беспокоили, потому что некоторые не могли сдержать эмоции.

— Встречали ли вы фигуристов или, может, удавалось даже поговорить с ними?

— Фигуристов, конечно же, встречала. Причём началось это прям с «порога». Я только сделала свой первый шаг на арену в Милане и сразу встретила Алину Загитову. У меня тогда уже был шок, потому что я поднималась по лестнице и она спускалась прямо мне навстречу. Я раньше никогда не видела так близко известных фигуристов.

Мне ещё тогда очень нравилась пара Валентины Маркеи и Ондрея Хотарека. И это их был домашний чемпионат мира, так что с ними тоже удалось и увидеться, и сфотографироваться, и пообщаться. Я как раз только начинала учить итальянский, и появилась возможность потренироваться.

Фото: личный архив Анны
Фото: личный архив Анны

А так, обычно первые дни соревнований все довольно закрытые, и уже ближе к концу обстановка становится теплее, все начинают фотографироваться, общаться, как-то свободнее себя ведут. И в целом царит дружная атмосфера между волонтёрами и фигуристами.

— Поделитесь главным лайфхаком для будущего волонтёра: что обязательно нужно знать и чего делать категорически нельзя?

— Категорически нельзя, как я уже сказала, приставать к спортсменам, преследовать их, снимать тогда, когда это неуместно, разглашать какую-то информацию, потому что она может быть конфиденциальной. Ещё обязательно нужно знать — я бы посоветовала хотя бы на начальном уровне — тот спорт, в котором собираешься волонтёрить. Просто чтобы не попасть в неловкую ситуацию и знать, кто есть кто: кто спортсмен, кто тренер, кто на что претендует. И тогда всё будет хорошо.

— Как вы думаете, волонтёрство — это вклад в резюме, искренняя любовь к спорту или что-то другое? Что оно лично вам дало?

— Для меня — искренняя любовь к спорту. Многие вообще не представляют, зачем волонтёрить, если это не оплачивается, а наоборот, на это тратятся собственные средства, так как, как правило, предоставляется только питание во время работы и билеты именно по городу проведения соревнований. Всё остальное оплачиваешь сам: авиабилеты до места проведения и жильё. Но тот опыт, который ты получаешь, это окупает.

— Работаете ли вы всё ещё на турнирах? Или волонтёрство — уже в прошлом?

— Я надеюсь, что оно не только в прошлом, но и в будущем. Хотя в моем прошлом уже 4 турнира: чемпионат мира в Милане, финал Гран-при в Турине, чемпионаты Европы в Граце и в Таллине. Сейчас я прохожу отбор на участие в качестве волонтёра на Олимпиаде. Петя с Аделией уже прошли отбор, я ещё нет, только в процессе. Около года назад я подала заявку, в августе этого года состоялось интервью, и сейчас я жду ответ.

Фото: личный архив Анны
Фото: личный архив Анны

— Что бы вы хотели, чтобы каждый зритель знал о работе волонтёров?

— Как минимум, то, что такая работа существует, и то, что каждый может стать волонтёром, независимо от возраста. Например, в Европе очень часто среди волонтёров можно найти бабушек и дедушек. Это очень мило и интересно. Они работают наравне с молодыми.

— Что бы вы посоветовали человеку, который хочет повторить ваш путь и стать волонтёром на крупном турнире?

— Я бы посоветовала не сомневаться и попробовать хотя бы раз, потому что это, повторюсь, очень крутой опыт. Это одновременно и возможность путешествовать, и быть частью такого крупного события. Особенно если вы увлекаетесь фигурным катанием, то тут вы получите максимально яркую и полную картину того, как оно на самом деле выглядит.

И, конечно, сможете посмотреть турниры бесплатно с самых хороших мест. Если повезёт, то прям во время выступления. У меня так было в Турине: я дежурила прямо у борта, и в тот момент произвольную программу катали Саша Степанова и Ваня Букин под Cry Me A River. Я, как сейчас помню, вижу на расстоянии вытянутой руки, как они проносятся, — это прям нереальные эмоции!

Фото: личный архив Анны
Фото: личный архив Анны

Также есть возможность посмотреть, что происходит на тренировочной арене: как спортсмены тренируются, что катают, как идут дела. Можно посетить и послушать пресс-конференцию, а вечером — пойти в центр и снова встретить там всех тех же фигуристов, тренеров. Особенно когда соревнования проходят в небольших городах и вечером вы оказываетесь в одном кафе за соседними столиками — это тоже прикольно.

Кстати, у волонтёров, как правило, есть допуск на все объекты соревнований. И даже был случай, когда Алёна Савченко выиграла чемпионат мира и к ней в раздевалку рвался муж с цветами. Охрана его ни в какую не пускала. Я следом шла, и они передо мной двери распахнули. Говорят, мол, проходите, вам можно, ему — нельзя.

Ещё очень интересно наблюдать, как спортсмены готовятся к выходу на лёд, как разминаются, настраиваются на прокат. И если в этот момент они просят чем-то им помочь, то, конечно, бежишь с удовольствием это делать, чтобы у них прошло всё гладко.

А если вам пришел отказ, отправьте анкету ещё раз, напишите на все адреса, которые там только указаны, разошлите мотивационные письма. В общем, сделайте всё, чтобы увидели ваш энтузиазм, который там очень ценится, и тогда вас точно возьмут.

Резюмируя, скажу, что это очень классный опыт. Это возможность пожить в другой стране, попрактиковать языки, познакомиться с волонтёрами из разных стран и спортсменами. Это постоянная атмосфера праздника на льду. Обычно в последний день, когда заканчиваются показательные, на лёд выходят все волонтёры, и для них устраивают мероприятие, что-то наподобие фотосессии. Это очень здорово!

Фото: личный архив Анны
Фото: личный архив Анны