Джон Анстер Фицджеральд (John Anster Christian Fitzgerald) — британский художник-романтик ирландского происхождения, крупнейший представитель викторианской сказочной живописи. Он остается одним из самых загадочных мастеров своей эпохи.
Несмотря на то, что он внес большой вклад в искусство, достоверных сведений о жизни художника сохранилось крайне мало. Он родился в 1819 году в Лондоне в семье ирландского происхождения. Эта связь с Ирландией, как полагают искусствоведы, оказала глубокое влияние на творчество юноши, познакомив его с мрачной и меланхоличной стороной кельтского фольклора. Трагичность его картин связывают с фольклорной традицией, где волшебный народ (фейри, сиды, баньши) часто ассоциировался с коварством, похищениями и смертью.
Фицджеральд был практически самоучкой. Он выставлялся в престижных институциях, таких как Королевская академия художеств (Royal Academy of Arts) и Британский институт (British Institution for Promoting the Fine Arts in the United Kingdom), но не был избран в члены академии, что говорит о его статусе аутсайдера в официальных художественных кругах. Его выставки продолжались более десятка лет, но он так и не получил широкой известности при жизни.
Художник вёл замкнутый и, по некоторым свидетельствам, затворнический образ жизни. К тому же, он редко датировал и подписывал свои работы, что создало значительные трудности для последующих исследователей и каталогизаторов его наследия. Многие из его картин известны под несколькими названиями, данными им торговцами и коллекционерами.
Стиль Фицджеральда уникален и легко узнаваем. Он сочетал романтическую любовь к сверхъестественному с викторианским интересом к детализации и психологической сложности.
Он создал особенный мрачный и трагический сказочный мир. В отличие от многих современников, которые изображали фей как изящных, невинных существ, Фицджеральд показывал их мир как опасный, хаотичный и часто зловещий. На его полотнах феи не танцуют, а часто мучают насекомых и мелких животных, ведут друг с другом войны, а их веселье имеет оттенок истерии и безумия. Картины полны скрытой и явной агрессии.
Художник виртуозно работал с цветом и детализацией на малых форматах. Используя в основном небольшие панели (30–36 см), Фицджеральд достигал невероятной, почти миниатюрной, детализации. Это заставляло зрителя вглядываться в картину, погружаясь в необычный и плотно населенный мир.
Его палитра часто построена на контрастах. Он мастерски изображал ночные сцены, выбирая глубокие, насыщенные тона, которые подсвечивались фосфоресцирующими крыльями фей, светлячками и лунным светом. Эта техника создавала ощущение таинственного, потустороннего свечения.
Фицджеральд писал многофигурные аллегорические и повествовательные сцены. Особенным источником художественного вдохновения являлась литература. Он обращался к Шекспиру ("Сон в летнюю ночь", "Буря"), но его трактовка была крайне вольной. Его интересовала не буквальная иллюстрация текста, а общая атмосфера магии и трансформации. Искусствоведы находят прямые отсылки к Иерониму Босху и Питеру Брейгелю Старшему в его переполненных странными гибридными существами композициях. Как и у Босха, фантасмагории Фицджеральда можно исследовать, обнаруживая новые, подчас шокирующие детали.
Существует неподтвержденное мнение, что сложная интенсивная образность могла быть связана с употреблением опиума, который был широко доступен в викторианскую эпоху. Картины Фицджеральда часто сравнивают с опийными сновидениями, где реальность искажается, а границы между прекрасным и ужасным стираются. Впрочем, не надо забывать и о том, что ирландский фольклор представляет собой такое смешение.
Есть и портреты его кисти, обычно это интимные, камерные работы. И натюрморты. Особенно известны его изображения цветов и фруктов, которые иногда включали в себя скрытые образы фей или насекомых.
Джон Анстер Фицджеральд был не просто иллюстратором сказок, а глубоко оригинальным художником, который исследовал темные, иррациональные стороны человеческой психики через призму фольклора. Его наследие — это уникальный сплав романтической традиции, викторианского интереса к детали и личного, почти сюрреалистического видения. Именно эта сложность и мрачная поэзия обеспечили ему репутацию крупнейшего и самого новаторского мастера викторианской сказочной живописи, чьи работы продолжают интриговать и восхищать зрителей по сей день.