Найти в Дзене

Джон Анстер Фицджеральд – загадки живописного бестиария

Джон Анстер Фицджеральд (John Anster Christian Fitzgerald) — британский художник-романтик ирландского происхождения, крупнейший представитель викторианской сказочной живописи. Он остается одним из самых загадочных мастеров своей эпохи. Несмотря на то, что он внес большой вклад в искусство, достоверных сведений о жизни художника сохранилось крайне мало. Он родился в 1819 году в Лондоне в семье ирландского происхождения. Эта связь с Ирландией, как полагают искусствоведы, оказала глубокое влияние на творчество юноши, познакомив его с мрачной и меланхоличной стороной кельтского фольклора. Трагичность его картин связывают с фольклорной традицией, где волшебный народ (фейри, сиды, баньши) часто ассоциировался с коварством, похищениями и смертью. Фицджеральд был практически самоучкой. Он выставлялся в престижных институциях, таких как Королевская академия художеств (Royal Academy of Arts) и Британский институт (British Institution for Promoting the Fine Arts in the United Kingdom), но не был
Джон Анстер Фицджеральд. Предполагаемый автопортрет. "Сон художника" (1860)
Джон Анстер Фицджеральд. Предполагаемый автопортрет. "Сон художника" (1860)

Джон Анстер Фицджеральд (John Anster Christian Fitzgerald) — британский художник-романтик ирландского происхождения, крупнейший представитель викторианской сказочной живописи. Он остается одним из самых загадочных мастеров своей эпохи.

Несмотря на то, что он внес большой вклад в искусство, достоверных сведений о жизни художника сохранилось крайне мало. Он родился в 1819 году в Лондоне в семье ирландского происхождения. Эта связь с Ирландией, как полагают искусствоведы, оказала глубокое влияние на творчество юноши, познакомив его с мрачной и меланхоличной стороной кельтского фольклора. Трагичность его картин связывают с фольклорной традицией, где волшебный народ (фейри, сиды, баньши) часто ассоциировался с коварством, похищениями и смертью.

Фицджеральд был практически самоучкой. Он выставлялся в престижных институциях, таких как Королевская академия художеств (Royal Academy of Arts) и Британский институт (British Institution for Promoting the Fine Arts in the United Kingdom), но не был избран в члены академии, что говорит о его статусе аутсайдера в официальных художественных кругах. Его выставки продолжались более десятка лет, но он так и не получил широкой известности при жизни.

Художник вёл замкнутый и, по некоторым свидетельствам, затворнический образ жизни. К тому же, он редко датировал и подписывал свои работы, что создало значительные трудности для последующих исследователей и каталогизаторов его наследия. Многие из его картин известны под несколькими названиями, данными им торговцами и коллекционерами.

Стиль Фицджеральда уникален и легко узнаваем. Он сочетал романтическую любовь к сверхъестественному с викторианским интересом к детализации и психологической сложности.

Джон Анстер Фицджеральд. "Волшебный лес".
Джон Анстер Фицджеральд. "Волшебный лес".
Джон Анстер Фицджеральд. "Кот среди фейри".
Джон Анстер Фицджеральд. "Кот среди фейри".

Он создал особенный мрачный и трагический сказочный мир. В отличие от многих современников, которые изображали фей как изящных, невинных существ, Фицджеральд показывал их мир как опасный, хаотичный и часто зловещий. На его полотнах феи не танцуют, а часто мучают насекомых и мелких животных, ведут друг с другом войны, а их веселье имеет оттенок истерии и безумия. Картины полны скрытой и явной агрессии.

Джон Анстер Фицджеральд. "Пойманная малиновка".
Джон Анстер Фицджеральд. "Пойманная малиновка".
Джон Анстер Фицджеральд. "Раненная белка".
Джон Анстер Фицджеральд. "Раненная белка".

Художник виртуозно работал с цветом и детализацией на малых форматах. Используя в основном небольшие панели (30–36 см), Фицджеральд достигал невероятной, почти миниатюрной, детализации. Это заставляло зрителя вглядываться в картину, погружаясь в необычный и плотно населенный мир.

Его палитра часто построена на контрастах. Он мастерски изображал ночные сцены, выбирая глубокие, насыщенные тона, которые подсвечивались фосфоресцирующими крыльями фей, светлячками и лунным светом. Эта техника создавала ощущение таинственного, потустороннего свечения.

Фицджеральд писал многофигурные аллегорические и повествовательные сцены. Особенным источником художественного вдохновения являлась литература. Он обращался к Шекспиру ("Сон в летнюю ночь", "Буря"), но его трактовка была крайне вольной. Его интересовала не буквальная иллюстрация текста, а общая атмосфера магии и трансформации. Искусствоведы находят прямые отсылки к Иерониму Босху и Питеру Брейгелю Старшему в его переполненных странными гибридными существами композициях. Как и у Босха, фантасмагории Фицджеральда можно исследовать, обнаруживая новые, подчас шокирующие детали.

Джон Анстер Фицджеральд. "Несчастье дровосека".
Джон Анстер Фицджеральд. "Несчастье дровосека".
Джон Анстер Фицджеральд. "Фейри в снегу".
Джон Анстер Фицджеральд. "Фейри в снегу".
Джон Анстер Фицджеральд. "Неоперившийся птенец".
Джон Анстер Фицджеральд. "Неоперившийся птенец".

Существует неподтвержденное мнение, что сложная интенсивная образность могла быть связана с употреблением опиума, который был широко доступен в викторианскую эпоху. Картины Фицджеральда часто сравнивают с опийными сновидениями, где реальность искажается, а границы между прекрасным и ужасным стираются. Впрочем, не надо забывать и о том, что ирландский фольклор представляет собой такое смешение.

Джон Анстер Фицджеральд. "Приятная новость".
Джон Анстер Фицджеральд. "Приятная новость".

Есть и портреты его кисти, обычно это интимные, камерные работы. И натюрморты. Особенно известны его изображения цветов и фруктов, которые иногда включали в себя скрытые образы фей или насекомых.

Джон Анстер Фицджеральд был не просто иллюстратором сказок, а глубоко оригинальным художником, который исследовал темные, иррациональные стороны человеческой психики через призму фольклора. Его наследие — это уникальный сплав романтической традиции, викторианского интереса к детали и личного, почти сюрреалистического видения. Именно эта сложность и мрачная поэзия обеспечили ему репутацию крупнейшего и самого новаторского мастера викторианской сказочной живописи, чьи работы продолжают интриговать и восхищать зрителей по сей день.