Мы уже писали о мультфильмах в технике «стоп-моушн». Их варианты – кукольная анимация, Lego-анимация и пластилиновая. Именно о последней мы расскажем сегодня.
Предыстория
Эта история началась в 1890-х годах, когда английский художник и инженер Уильям Харбутт предложил ученикам своей художественной школы пользоваться для лепки не высыхающей и липнущей к рукам глиной, а новым материалом, который назвал пластицин. Рецепт пластицина держался в секрете, но он обладал свойствами современного пластилина – не застывал, легко разминался, но не растекался, был податлив, но не прилипал к рукам.
Уже в самых первых стоп-моушн фильмах (Эдвин С. Портер, Стюарт Блэктон, Сегундо де Шомон) использовались возможности пластилина. Так что трудно сказать, кто был пионером в этой технике. Один из примеров старых мультфильмов, использующих пластилиновую анимацию, «Гамбазия», 1953 года, снят режиссёром Артом Клоки под впечатлением от «Фантазии» Уолта Диснея. Он же стал автором пластилинового персонажа Гамби, о котором снято несколько мультсериалов.
Расскажем подробнее о разных вариантах работы с пластилином на экране.
2D-анимация
Самый удобный вариант работы с пластилином – разложить фигурки на листе и снимать сверху, как будто это 2D-рисунок. Они не будут сгибаться под собственной тяжестью, для них не нужно будет делать каркасы, персонажи смогут летать, прыгать и плавать без дополнительных опор и подвесов.
Одна из самых известных анимаций в этой технике – заставка к передаче «Спокойной ночи малыши». Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как клип с наибольшим количеством трансляций. Её режиссёр – Александр Татарский. Он снял также другие знаменитые пластилиновые мультфильмы:
- «Пластилиновая ворона», 1981
- «Новогодняя песенка Деда Мороза», 1982
- «Падал прошлогодний снег», 1983
- «Гора самоцветов», 2004–2007 (разные техники, включая пластилиновую анимацию при участии разных режиссёров)
- «Мульти-Россия», 2006–2007
Помимо него пластилиновые мультфильмы снимали и другие режиссёры. Например:
- «Волк и семеро козлят на новый лад», 1975, Леонид Аристов
- «Тяп-ляп, маляры», 1984, Гарри Бардин (3D)
- «Брэк!», 1985, Гарри Бардин (3D)
- «Серый Волк энд Красная Шапочка», 1990, Гарри Бардин (3D)
- «Пластилинки. Азбука», 2011–2014, Сергей Меринов
В СССР и в России снимались в основном двухмерные мультфильмы (за исключением работ Гарри Бардина), а в Западной Европе и США – трёхмерные. Однако есть несколько двухмерных американских работ, которые хотелось бы отметить.
- Три пилотные серии мультфильма «Эй, Арнольд!» (1988-1991), Крейг Бартлетт – эти работы легли в основу популярного мультсериала, который впоследствии снимался в технологии целлулоидной анимации.
- «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» (1992), Джоан С. Гратц. Потрясающий фильм, где полотна знаменитых художников постепенно превращаются одно в другое. Современные технологии позволяют такое легко делать с помощью искусственного интеллекта, но в 1992 году это было возможно только в пластилиновой анимации.
- «Баллада о доме на острове Холланд» (2015), Линн Томлисон. Одна из самых известных и высоко оценённых работ американской художницы рассказывает реальную историю острова Холланд (восточное побережье США) и его последнего дома, который разрушился в 2010 году из-за повышения уровня моря и стихийных бедствий.
3D-анимация
При работе в этой технике персонажи и все окружающие их предметы располагаются на горизонтальной поверхности, как на сцене, и снимаются так же, как кукольные мультфильмы или фильмы с актёрами. Для большей прочности используется более густой пластилин, в качестве каркаса в него вставляются проволочки и другие элементы.
Огромную роль в развитии и популяризации этой техники сыграла британская студия Aardman Animations и её основатели Питер Лорд и Дэвид Спрокстон. Один из их первых пластилиновых персонажей – Морф, о нём и друзьях снят сериал «Морф» (1977–2022). Другие известные пластилиновые мультфильмы студии Aardman Animations:
- «Уоллес и Громит: Великий выходной» (1989)
- «Уоллес и Громит: Неправильные штаны» (1993)
- «Уоллес и Громит: Выбрить наголо» (1995)
- «Побег из курятника» (2000)
- «В мире животных», мультсериал (2003–2006)
- «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (2005)
- «Барашек Шон» (2007–2020)
- «Барашек Тимми» (2009–2012)
Есть сведения, что в полнометражных мультфильмах постепенно стали использовать вместо пластилина другие материалы на основе пенополиуретана или силикона. В более поздних работах используется компьютерная графика, но не в чистом виде.
Ещё несколько известных примеров пластилиновой анимации:
- мультсериал «Мио-Мао» (1974–2007), Италия
- мультсериал «Пингу» (1990–2006), Швейцария, Великобритания, Япония
- лауреат Оскара, мультфильм «Закрыто по понедельникам» (1974), США
- лауреат Оскара, мультфильм «Замок на песке» (1977), Канада
- эпизод, посвящённый «Травиате» из фильма «Воображаемая опера» (1993), Франция.
Кроме того, пластилиновая анимация использовалась в съёмках рекламы и при создании компьютерных игр, например, при разработке игры Magic and Mayhem и в рекламе Chevron. Также в этой технике снимаются музыкальные клипы, например, Sledgehammer Питера Гэбриела или Snowman певицы Sia.
Бонус
Есть ещё одна сложная техника работы с пластилином – страта-кат. Процесс работы в ней напоминает изготовление леденцов с рисунками (если не видели, посмотрите, очень увлекательно! ). Сначала художник раскатывает пластилин на очень длинные полоски. Затем в определённой последовательности складывает их вместе и скатывает в большую «колбасу». Далее «колбасу» разрезают, а каждый срез снимается на камеру. Готовые изображения собираются в видео в технике стоп-моушн, и получается что-то очень необычное.
Впервые анимацию в этой технике сделал Оскар Фишингер в 1920-х годах, а затем к ней вернулся в 1980-х Дэвид Дэниелс. Вот пример: «От 1 до 40 в двух ракурсах» (1989).
Смотрите также: