Найти в Дзене

Пластилиновая анимация: под другим углом

Мы уже писали о мультфильмах в технике «стоп-моушн». Их варианты – кукольная анимация, Lego-анимация и пластилиновая. Именно о последней мы расскажем сегодня. Эта история началась в 1890-х годах, когда английский художник и инженер Уильям Харбутт предложил ученикам своей художественной школы пользоваться для лепки не высыхающей и липнущей к рукам глиной, а новым материалом, который назвал пластицин. Рецепт пластицина держался в секрете, но он обладал свойствами современного пластилина – не застывал, легко разминался, но не растекался, был податлив, но не прилипал к рукам. Уже в самых первых стоп-моушн фильмах (Эдвин С. Портер, Стюарт Блэктон, Сегундо де Шомон) использовались возможности пластилина. Так что трудно сказать, кто был пионером в этой технике. Один из примеров старых мультфильмов, использующих пластилиновую анимацию, «Гамбазия», 1953 года, снят режиссёром Артом Клоки под впечатлением от «Фантазии» Уолта Диснея. Он же стал автором пластилинового персонажа Гамби, о котором сня
Оглавление

Мы уже писали о мультфильмах в технике «стоп-моушн». Их варианты – кукольная анимация, Lego-анимация и пластилиновая. Именно о последней мы расскажем сегодня.

Предыстория

Эта история началась в 1890-х годах, когда английский художник и инженер Уильям Харбутт предложил ученикам своей художественной школы пользоваться для лепки не высыхающей и липнущей к рукам глиной, а новым материалом, который назвал пластицин. Рецепт пластицина держался в секрете, но он обладал свойствами современного пластилина – не застывал, легко разминался, но не растекался, был податлив, но не прилипал к рукам.

Уже в самых первых стоп-моушн фильмах (Эдвин С. Портер, Стюарт Блэктон, Сегундо де Шомон) использовались возможности пластилина. Так что трудно сказать, кто был пионером в этой технике. Один из примеров старых мультфильмов, использующих пластилиновую анимацию, «Гамбазия», 1953 года, снят режиссёром Артом Клоки под впечатлением от «Фантазии» Уолта Диснея. Он же стал автором пластилинового персонажа Гамби, о котором снято несколько мультсериалов.

© Fox Entertainment, 1953
© Fox Entertainment, 1953

Расскажем подробнее о разных вариантах работы с пластилином на экране.

2D-анимация

Самый удобный вариант работы с пластилином – разложить фигурки на листе и снимать сверху, как будто это 2D-рисунок. Они не будут сгибаться под собственной тяжестью, для них не нужно будет делать каркасы, персонажи смогут летать, прыгать и плавать без дополнительных опор и подвесов.

© Merinov Animation School, 2011-2014
© Merinov Animation School, 2011-2014

Одна из самых известных анимаций в этой технике – заставка к передаче «Спокойной ночи малыши». Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса, как клип с наибольшим количеством трансляций. Её режиссёр – Александр Татарский. Он снял также другие знаменитые пластилиновые мультфильмы:

  • «Пластилиновая ворона», 1981
  • «Новогодняя песенка Деда Мороза», 1982
  • «Падал прошлогодний снег», 1983
  • «Гора самоцветов», 2004–2007 (разные техники, включая пластилиновую анимацию при участии разных режиссёров)
  • «Мульти-Россия», 2006–2007
© Творческое объединение «Экран», 1981
© Творческое объединение «Экран», 1981

Помимо него пластилиновые мультфильмы снимали и другие режиссёры. Например:

  • «Волк и семеро козлят на новый лад», 1975, Леонид Аристов
  • «Тяп-ляп, маляры», 1984, Гарри Бардин (3D)
  • «Брэк!», 1985, Гарри Бардин (3D)
  • «Серый Волк энд Красная Шапочка», 1990, Гарри Бардин (3D)
  • «Пластилинки. Азбука», 2011–2014, Сергей Меринов

В СССР и в России снимались в основном двухмерные мультфильмы (за исключением работ Гарри Бардина), а в Западной Европе и США – трёхмерные. Однако есть несколько двухмерных американских работ, которые хотелось бы отметить.

© Крейг Бартлетт, 1988
© Крейг Бартлетт, 1988
  • Три пилотные серии мультфильма «Эй, Арнольд!» (1988-1991), Крейг Бартлетт – эти работы легли в основу популярного мультсериала, который впоследствии снимался в технологии целлулоидной анимации.
  • «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» (1992), Джоан С. Гратц. Потрясающий фильм, где полотна знаменитых художников постепенно превращаются одно в другое. Современные технологии позволяют такое легко делать с помощью искусственного интеллекта, но в 1992 году это было возможно только в пластилиновой анимации.
  • «Баллада о доме на острове Холланд» (2015), Линн Томлисон. Одна из самых известных и высоко оценённых работ американской художницы рассказывает реальную историю острова Холланд (восточное побережье США) и его последнего дома, который разрушился в 2010 году из-за повышения уровня моря и стихийных бедствий.

3D-анимация

При работе в этой технике персонажи и все окружающие их предметы располагаются на горизонтальной поверхности, как на сцене, и снимаются так же, как кукольные мультфильмы или фильмы с актёрами. Для большей прочности используется более густой пластилин, в качестве каркаса в него вставляются проволочки и другие элементы.

© Aardman Animations / BBC
© Aardman Animations / BBC

Огромную роль в развитии и популяризации этой техники сыграла британская студия Aardman Animations и её основатели Питер Лорд и Дэвид Спрокстон. Один из их первых пластилиновых персонажей – Морф, о нём и друзьях снят сериал «Морф» (1977–2022). Другие известные пластилиновые мультфильмы студии Aardman Animations:

  • «Уоллес и Громит: Великий выходной» (1989)
  • «Уоллес и Громит: Неправильные штаны» (1993)
  • «Уоллес и Громит: Выбрить наголо» (1995)
  • «Побег из курятника» (2000)
  • «В мире животных», мультсериал (2003–2006)
  • «Уоллес и Громит: проклятие кролика-оборотня» (2005)
  • «Барашек Шон» (2007–2020)
  • «Барашек Тимми» (2009–2012)
© Aardman Animations, 2005
© Aardman Animations, 2005

Есть сведения, что в полнометражных мультфильмах постепенно стали использовать вместо пластилина другие материалы на основе пенополиуретана или силикона. В более поздних работах используется компьютерная графика, но не в чистом виде.

Ещё несколько известных примеров пластилиновой анимации:

  • мультсериал «Мио-Мао» (1974–2007), Италия
  • мультсериал «Пингу» (1990–2006), Швейцария, Великобритания, Япония
  • лауреат Оскара, мультфильм «Закрыто по понедельникам» (1974), США
  • лауреат Оскара, мультфильм «Замок на песке» (1977), Канада
  • эпизод, посвящённый «Травиате» из фильма «Воображаемая опера» (1993), Франция.

Кроме того, пластилиновая анимация использовалась в съёмках рекламы и при создании компьютерных игр, например, при разработке игры Magic and Mayhem и в рекламе Chevron. Также в этой технике снимаются музыкальные клипы, например, Sledgehammer Питера Гэбриела или Snowman певицы Sia.

Бонус

Есть ещё одна сложная техника работы с пластилином – страта-кат. Процесс работы в ней напоминает изготовление леденцов с рисунками (если не видели, посмотрите, очень увлекательно! ). Сначала художник раскатывает пластилин на очень длинные полоски. Затем в определённой последовательности складывает их вместе и скатывает в большую «колбасу». Далее «колбасу» разрезают, а каждый срез снимается на камеру. Готовые изображения собираются в видео в технике стоп-моушн, и получается что-то очень необычное.

© David Daniels, 2025
© David Daniels, 2025

Впервые анимацию в этой технике сделал Оскар Фишингер в 1920-х годах, а затем к ней вернулся в 1980-х Дэвид Дэниелс. Вот пример: «От 1 до 40 в двух ракурсах» (1989).

Смотрите также:

12 принципов анимации
Мир мультипликации19 октября
Как делали самые первые мультфильмы: вы тоже так сможете!
Мир мультипликации13 октября
Мультфильмы в технике «стоп-моушн»: оживить сказку своими руками
Мир мультипликации16 октября
Перекладная анимация: секрет аниматоров
Мир мультипликации29 октября
Целлулоидная анимация: ещё один шаг вперёд
Мир мультипликации31 октября
Ротоскопирование: дай списать!
Мир мультипликации7 ноября
Классика кукольной анимации
Мир мультипликации11 ноября
Компьютерная анимация: основные технологии и где они обитают
Мир мультипликации16 ноября
Эволюция компьютерной графики в 11 корометражках Pixar
Мир мультипликации1 октября
Мультфильмы с Lego
Мир мультипликации16 сентября