Найти в Дзене

Всё чаще стала в семье звучать фраза: "Матвей, помолчи, пожалуйста!" Самая краткая суть методики запуска речи при СМА

Ребёнка с сенсомоторной алалией мы "вытягиваем" в речь, никакой лёгкости и естественности процесса не наблюдается. Поэтому достаточно долго он говорит скорее формально, чем живо общаясь с окружающими. Попробуйте тут мгновенно выдавать речевые реакции, если запуск шёл буквально в ручном режиме. Вот кратчайшее изложение сути методики, по которой я работаю. Она раскрыта полностью на канале Звук + предмет + буква + артикуляция = говорит. Слово звучащее + слово печатное + действие + жест-реакция = понимает. Даже желанный всеми родителями переход от 2-го уровня развития речи к 3-му поначалу не выглядит взрывом речевой активности. Не забываем, что малыш "технически" преодолел эту границу, то есть значительно подрос активный словарный запас и резко увеличилось количество слов во фразовой речи. Но его психологической готовности к использованию этого всего богатства ещё приходится немного подождать. А вот эта самая готовность может прийти скачкообразно. То есть реально, вчера родители ходи
Оглавление

Ребёнка с сенсомоторной алалией мы "вытягиваем" в речь, никакой лёгкости и естественности процесса не наблюдается. Поэтому достаточно долго он говорит скорее формально, чем живо общаясь с окружающими. Попробуйте тут мгновенно выдавать речевые реакции, если запуск шёл буквально в ручном режиме.

Вот кратчайшее изложение сути методики, по которой я работаю. Она раскрыта полностью на канале

Звук + предмет + буква + артикуляция = говорит. Слово звучащее + слово печатное + действие + жест-реакция = понимает.

Даже желанный всеми родителями переход от 2-го уровня развития речи к 3-му поначалу не выглядит взрывом речевой активности. Не забываем, что малыш "технически" преодолел эту границу, то есть значительно подрос активный словарный запас и резко увеличилось количество слов во фразовой речи. Но его психологической готовности к использованию этого всего богатства ещё приходится немного подождать. А вот эта самая готовность может прийти скачкообразно.

То есть реально, вчера родители ходили и подстегивали речевую инициативность ребёнка, а сегодня проснулся утром человек, которому порой хочется сказать "помолчи немного, пожалуйста".

Дальше привожу сообщение, которое пришло от мамы Матвея (4 г. 2 мес.) вечером 10 ноября. Видите, даже можно отметить день в календаре, когда проснулась естественная речевая активность мальчика.

Взгляд мамы

Добрый вечер. Простите, что так поздно пишу, но не могу не поделиться. Матвей сегодня резко дал рывок. Я немного задержалась на работе и приехала позже. Пока Матвей ждал, он и папу, и Эрика замучил фразой: "Мама ушла на работу и не вернулась." Причем его никто не учил, сам сформулировал свою тревожную мысль. Резко стал все читать, где видит надпись. В саду сегодня перечитал всё, что нашёл. Сели с ним заниматься, говорю, ну рассказывай, что тут: он без запинки выдал весь текст про Мишу и папу, как они моют посуду. И рассказал, и прочитал ещё раз. Потом пошел к Эрику, они играли в планшет. Прибегает и кричит: "Папа, там Эрик. Мы с ним играем!"

Матвей со старшим братом.
Матвей со старшим братом.

И убежал. Весь вечер сообщал всем, что и с кем делал. Оно как-то копилось и сегодня стрельнуло.

Матвей в осеннем парке.
Матвей в осеннем парке.

До сих пор не верится! Просто теперь стала чаще появляться фраза: "Матвей, помолчи, пожалуйста!" 😆

Да, еще что нового. Каждый вечер он исправно ждëт со мной занятия. Представляете, 20 минут позанимались, говорю, ну всë, пойдем, мама ужинать будет. "Нет! Еще заниматься", - отвечает сынок. Прошлую неделю я его уговаривала, теперь он меня. 🤣

Взгляд логопеда

Что же я увидела и услышала на очередном уроке с Матвеем.

Позитив

✅ Да, высочайшая речевая активность, говорит обо всём, никаких "Матвей, скажи" не требуется.

✅ Потрясающая структура фразы. Размер, как говорится, ничем не ограничен.

✅ Полностью встала слоговая структура.

✅ Мелькнула мысль в голове - тут же оформляется через речь.

Так что, ура! Пошёл мощный речевой поток!

Но мы же помним, что Матвей выбирается из сенсомоторной алалии. А значит, невозможно обойтись на 3-м уровне развития речи без следов её более позднего, чем положено, становления. Есть они и у Матвея

"Следы-следочки"

☑️ Прежде всего фонетика. Ставить и ставить звуки! Это задача "здесь и сейчас".

☑️ Забавный грамматический казус: не пропуск предлогов или союзов, а совместное употребление двух подряд. Типа, знаю, тут надо что-то поставить, я вам накидаю варианты, вы уж сами выберите.

☑️ Самый типичный след СМА - несколько отсроченная реакция на вопрос, если не все слова знакомы. Ответ все равно последует, но немного "не в ту степь". Но тут Матвей сам чувствует свою несостоятельность и нашёл прекрасный выход из положения.

Он просит всё для него рисовать или записывать! Семье нелегко, но послушно ходят с блокнотами и по необходимости рисуют жанровые сценки (уж кто как может) и "переводят" устное слово в письменную форму.

Вот такой необычный способ нашёл Матвей для преодоления следов непонимания речи. А так как ему только 4 года, то много шансов, что бóльшая часть его лексикона в будущем станет использоваться напрямую, без перекодирования в визуальной системе координат.

Всем успехов в развитии речи!