Найти в Дзене
Просто о жизни

Про диссертацию, которую я так и не написала

Только что с грустью узнала о кончине моего научного руководителя Светланы Николаевны Филюшкиной. Замечательный, необыкновенной интеллигентности и деликатности человек. Мудрая, умная, спокойная. Профессор! Во всех лучших смыслах этого слова. С 2007 по 2010 гг. я приезжала из Липецка в ВГУ к ней на встречи. Два часа на автобусе в один конец. Писала статьи, ездила на конференции в разные города. Мне нравилось! Мне нравилось приходить на кафедру и ожидать Светлану Николаевну в коридоре, разглядывая "молодняк" - студентов, которые еще такие дети... Я чувствовала себя почти преподавателем, который их "учит". В кавычках, это я поняла позже. В этой жизни мы все учим друг друга, возраст и уровень образования мало что значит. Приходила Светлана Николаевна, мы садились за стол в помещении кафедры и начинали обсуждать очередную часть диссертации или поездку. Британский автор Грэм Грин написал много всего, я занималась его публицистическими произведениями. Ради него я ездила в США, чтобы поработа
Светлана Николаевна Филюшкина. Фото из официальных источников
Светлана Николаевна Филюшкина. Фото из официальных источников

Только что с грустью узнала о кончине моего научного руководителя Светланы Николаевны Филюшкиной. Замечательный, необыкновенной интеллигентности и деликатности человек. Мудрая, умная, спокойная. Профессор! Во всех лучших смыслах этого слова.

С 2007 по 2010 гг. я приезжала из Липецка в ВГУ к ней на встречи. Два часа на автобусе в один конец. Писала статьи, ездила на конференции в разные города. Мне нравилось!

Мне нравилось приходить на кафедру и ожидать Светлану Николаевну в коридоре, разглядывая "молодняк" - студентов, которые еще такие дети... Я чувствовала себя почти преподавателем, который их "учит". В кавычках, это я поняла позже. В этой жизни мы все учим друг друга, возраст и уровень образования мало что значит.

Приходила Светлана Николаевна, мы садились за стол в помещении кафедры и начинали обсуждать очередную часть диссертации или поездку. Британский автор Грэм Грин написал много всего, я занималась его публицистическими произведениями. Ради него я ездила в США, чтобы поработать в библиотеке крупного университета. В те времена нужно было переписывать материалы от руки или делать ксерокопии. Сколько листов я привезла с собой, даже не знаю, счет на килограммы. Они и сейчас хранятся у меня в доме.

Грэм Грин
Грэм Грин

Научные конференции - отдельная тема. Это праздник! Встречаешь людей, влюбленных в творчество своих авторов. Слушаешь, задаешь вопросы, насыщаешься. Потом можно попить вместе чайку или сходить погулять по городу. Нижний Новгород, Москва, Петербург, Липецк, Воронеж... Столько воспоминаний связано с теми поездками!

В какой-то момент я узнала, что Грэм Грин страдал от большого аффективного расстройства (15 лет назад оно называлось маниакально-депрессивным психозом), и поняла, что особенности его творчества связаны именно с этим. Для него писательство было терапией, возможностью не сорваться и пустить свою энергию в мирное русло. Он еще и с Британской разведкой был связан. И вот я начала выстраивать работу именно в такой плоскости. Привезла первую главу на проверку. Наверное, я слишком рьяно взялась за дело, потому что меня попросили всё переписать. В те дни я только познакомилась с будущим мужем, поэтому переделать я ничего не успела. Время обучения в аспирантуре закончилось. Получается, что я сильно подвела своего научного руководителя.

Все эти годы я хотела что-то изменить, собиралась прям завтра поехать в университет, и обо всем поговорить, и принять обязательство.... Но мой поезд ушел. Я никогда не допишу ту работу. Светлана Николаевна ее не увидит. Ужасно стыдно и жаль.

Светлана Николаевна, спасибо Вам за те три года замечательной жизни. Даже когда казалось, что глаза сейчас вытекут и голова лопнет от напряжения (статьи же надо писать в свободное от работы время! То бишь ночью), это было здОрово! Я буду всегда помнить и благодарить Вас. Спасибо.

П.С. Через полгода после того, как закончилось мое обучение в аспирантуре, в США вышла книга о связи творчества Грэма Грина с выявленным у него большим аффективным расстройством.