Из всех военачальников времён Великой Отечественной Жуков является одним из самых мифологизированных. Ему часто приписываются фразы и поступки, которые на поверку оказываются не чем иным, как чёрным мифом. Надо сказать, Жуков был не один такой - разные фразы приписывались и Сталину, и Петру Великому, и многим другим историческим личностям.
Миф о Жукове появился в 1996 году в газете «Коммерсант». Журналист Максим Соколов, сравнивая Жукова с Наполеоном, написал: «...проблема сбережения своих солдат была отброшена им в принципе – “война все спишет”, а равно “бабы новых нарожают”».
Следом за Соколовым, этот нарратив начали ретранслировать другие журналисты, публицисты и режиссёры, ссылаясь, как правило, на мемуары главкома американских войск Дуайта Эйзенхауэра.
Следом за Соколовым, режиссёр и сценарист Эдуард Володарский в интервью газете «Московский комсомолец» утверждал:
«Генерал Эйзенхауэр в своих воспоминаниях пишет, как он увидел под Потсдамом огромное поле, устланное трупами русских солдат. Выполняя приказ Жукова, они штурмовали город в лоб под кинжальным огнем немцев. Вид этого поля поразил Эйзенхауэра. Ему стало не по себе, и он спросил Жукова: «На черта вам сдался этот Потсдам?». А Жуков ответил: “Ничего. Русские бабы еще нарожают!”».
В действительности ничего подобного в мемуарах Эйзенхауэра нет. И тогда, и сейчас этот источник подаётся в крайне искажённом виде. Даже в частных беседах Эйзенхауэр ни о чём подобном не говорил. Соответственно никем и никогда не упоминались циничные откровения военачальника о том, что минные поля он прореживает, просто пуская туда пехоту, ссылаясь на то, что армии у него ещё хватит.
В действительности подобных приказов Жуков не отдавал. И, тем более, не говорил подобных фраз. Авторы статей-разоблачений о Жукове обычно пытаются тем самым выставить одного из самых выдающихся маршалов человеком бестолковым, не заслуживающим всех почестей, которых он удостоился при жизни и после смерти.
Однако если посмотреть боевой путь Жукова, можно убедиться, что напрасной тратой личного состава он никогда не занимался. Любого военачальника, бездумно уничтожающего вверенные ему части, просто бы сняли с должности, а в 1940-е отдали бы под трибунал. Пример «маршала-катастрофы» Кулика, из-за которого в 1941 и без того трещавший по швам фронт просто рухнул, никого не должен обманывать.
Что касается Жукова, то у него, как и у любого военачальника, в послужном списке есть как славные победы, так и досадные поражения. Вверенные ему части действительно несли громадные потери в людях и технике. Однако не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что Жукову доверяли самые сложные и самые гиблые направления фронта. Маршал умел просчитывать возможные риски и был готов принимать на себя ответственность за итоги операций. Бестолковому военачальнику просто бы не доверили организацию столь масштабных операций.
Поэтому, оценивая потери вверенных Жукову войск, следует также оценивать и масштабы проводимых операций, чтобы понять: они были неизбежны. В зоне ответственности Жукова враг всегда держал огромные силы и самые боеспособные части. Разбить такие силы без больших потерь было невозможно, однако таковые, в целом, можно отнести к разряду приемлемых и даже ниже ожидаемых.
«У короля много»
Что же касается самой фразы, то Жуков не единственный, кому её приписывали. Приписывали её и Сталину, и даже Петру Великому. Отчасти произошло это благодаря советскому кинематографу, где в фильме граф Шереметьев, докладывая Петру о поражении под Нарвой, беспечно говорит близкую по смыслу фразу: «Бог милостив. Народу в России хватит», за что тут же получает от разъярённого царя оплеуху.
Впрочем, такую фразу приписывали не только отечественным правителям и военачальникам. Этот афоризм был в ходу ещё во времена Тридцатилетней войны. В Англии часто говорили «У короля много», объясняя, что потери в сражениях не критичны, ведь людей ещё много.
На страницах книг схожие по смыслу и звучанию фразы появлялись не раз, и самая известная - фраза про «одну ночь в Париже», которую Фридрих Шиллер приписывал принцу Конде. Согласно легенде, французы провели битву при Фрайбурге из рук вон плохо, понеся тяжёлые и необязательные потери. Это было отчасти ошибкой принца Конде, задержавшегося с приходом подкреплений. Ситуация была на грани катастрофы, но прибывшие войска принца спасли ситуацию. Победа эта стала пирровой, французы только убитыми потеряли свыше 8 тысяч штыков и сабель, после чего его вызвал на ковёр кардинал Мазарини. Кардинал потребовал от принца держать ответ, на что тот якобы заявил: «Одна ночь в Париже восстановит наши потери».
То есть никто из реальных исторических личностей подобных слов не говорил. И факт того, что зачастую эту фразу произносят вымышленные персонажи художественных произведений, лишь подтверждает версию о том, что ни Жуков, ни кто-либо ещё ни о чём подобном даже не заикались.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!