Жанр ужасов в последнее время пользуется популярностью: только в этом году он подарил нам такие хиты, как «Грешники», «Верни её » и «Оружие». Действительно, последние 25 лет принесли не только классику ужасов. В этом списке представлены самые важные из них, фильмы, которые стоит посмотреть каждому поклоннику ужастиков.
Представленные ниже книги охватывают широкий спектр стилей и тем: от психологических до брутальных, от философских до глубоко сверхъестественных. Все они достойны внимания, а некоторые всё же ускользнули от внимания мейнстрима.
____________________________
Понтипул / ‘Pontypool’ (2008)
«Это не конец света, это просто конец дня». «Понтипул» — один из самых необычных фильмов о зомби за долгое время. Действие фильма разворачивается почти полностью на радиостанции в маленьком городке. В центре сюжета — шок-ведущий (Стивен Макхэтти) и его команда, которые понимают, что лингвистический вирус распространяется по самому английскому языку. Слова — это зараза. Режиссёр Брюс Макдональд превращает разговорное радио в поле битвы за смысл и выживание, создавая клаустрофобное погружение в безумие.
Звуковое оформление наносит больше урона, чем любой монстр. «Понтипул» использует бестелесные крики, треск эфира и жуткую тишину, чтобы задеть зрителя. Это фильм ужасов для разума, а не для желудка, использующий язык как средство заражения, а коммуникацию — как средство разрушения. Здесь мало крови и расчленёнки. Превращая человеческую речь в источник апокалипсиса, «Понтипул» становится одним из самых интересных фильмов ужасов 2000-х. Апокалипсис, который шепчет, а не кричит.
____________________________
Сторожка / ‘The Lodge’ (2019)
«Раскайтесь. Господь грядёт». «Сторожка» — это ледяной кошмар о горе, чувстве вины и рушащейся вере в реальном времени. Женщина (Райли Кио), запертая с детьми своего жениха в заснеженной хижине, начинает сомневаться в реальности происходящего и в том, преследуют ли её призраки, наказывают или манипулируют ею. Игра Кио одновременно разрушительна, хрупка и дика. Она передаёт так много одним взглядом или движением лицевой мышцы. Вокруг неё режиссёры с хирургическим терпением нагнетают атмосферу ужаса: скрипящие половицы, забитые помехами телевизоры и снег, поглощающий все звуки. Эстетика фильма хорошо выстраивается на основе крепкого сценария.
В целом, «Ложа» напоминает «Сияние» и «Наследственность», но с присущей им ледяной сдержанностью, заменяя внезапные скримеры медленной, удушающей потерей контроля. Травма в нём изображается как своего рода чистилище, холодное пространство, где вера, вина и безумие сливаются, пока не становятся неразличимыми.
____________________________
Ублюдок / ‘Creep’ (2014)
«Простите. Я просто хотел вас напугать». К 2014 году жанр ужасов «Найденные кадры» казался практически исчерпанным, но Патрик Брайс и Марк Дюпласс переосмыслили его в фильме «Ублюдок» – мастер-классе по психологическому дискомфорту и чёрной комедии. Дюпласс играет Джозефа, эксцентричного мужчину, который нанимает видеооператора для записи своих последних посланий, но затем раскрывает более глубокие, зловещие мотивы. Далее следует замедленное разоблачение нарциссизма, одиночества и перформативной опасности. Во многом успех фильма обусловлен самоотверженной игрой Дюпласса. Он безумен, искренен и пугающе непредсказуем, что совсем не похоже на его более лёгкие и милые персонажи.
Эстетика лоу-файного стиля идёт фильму на пользу. Он кажется слишком интимным, слишком реальным. «Ублюдок» выжимает страх из неловкости, молчания и фальшивой интимности, превращая каждую улыбку в ловушку. По сути, фильм об ужасе незнания того, кто контролирует ситуацию, и осознания того, что человек напротив может быть причиной вашей гибели. Множество веселья и ужасов, втиснутых всего в 77 минут.
____________________________
Демон внутри / ‘The Autopsy of Jane Doe’ (2016)
«У каждого тела есть тайна». Вскрытие Джейн Доу начинается как процессуальный фильм и заканчивается как спиритический сеанс. Два коронера, отец и сын (в исполнении Брайана Кокса и Эмиля Хирша ), получают тело неопознанной женщины (Олуэн Келли), найденное на месте жестокого преступления. При вскрытии трупа обнаруживаются невероятные аномалии: несгоревшие лёгкие, рубцовая ткань без ран, странные символы под кожей. Тело Джейн Доу — одновременно и жертва, и сосуд. С этого момента фильм постепенно превращается в кошмар, где наука сталкивается со сверхъестественным.
Большая часть действия разворачивается в одном месте, что становится преимуществом повествования. Режиссёр Эндрю Овредал превращает стерильную комнату для вскрытий в комнату ужаса, освещённую мерцающими лампочками и шёпотом страха. В результате получился один из самых атмосферных и блестяще сыгранных фильмов ужасов десятилетия. К тому же, если вы когда-либо мечтали увидеть, как Логан Рой противостоит сверхъестественному, это ваш шанс.
____________________________
Девятая сессия / ‘Session 9’ (2001)
«Я живу среди слабых и раненых». «Девятая сессия» — это индустриальный хоррор в его самом мрачном проявлении. Сюжет повествует о бригаде специалистов по борьбе с асбестом (во главе с Питером Малланом и Дэвидом Карузо), которые убирают асбест в заброшенной психиатрической лечебнице. Там они постепенно поддаются паранойе, истощению и, возможно, чему-то гораздо более мрачному. Настоящий ужас фильма — не призраки, а само здание: настоящая заброшенная психиатрическая больница, стены которой гудят от пережитых травм. (Феноменальное место для съёмок фильма ужасов.) Большая часть фильма также разворачивается при дневном свете — необычный выбор, который отлично сработал.
Прежде всего, «Девятая сессия» хороша тем, что персонажи многогранны и хорошо прописаны. Их отношения и трудности выходят далеко за рамки непосредственного сюжета. Актёры тоже хороши. Маллан, в частности, великолепен в роли всё более неуравновешенного руководителя команды. Он — настоящий сосуд вины и подавленности. «Сессия 9» предшествует «Звонкам» и «Проклятию», но разделяет их тихое беспокойство, показывая, как места могут помнить боль ещё долго после того, как люди её забывают.
____________________________
Дом на другой стороне / ‘The Night House’ (2020)
«После смерти ничего нет. Просто ничего». В фильме «Дом на другой стороне» скорбь — это архитектура, которая перестраивается, когда вы отворачиваетесь. Ребекка Холл играет вдову, раскрывающую тайну жизни своего покойного мужа, но обнаруживает на другом берегу озера зеркальный дом, который словно переворачивает пространство, звук и смерть. Исходя из этой простой предпосылки, режиссёр Дэвид Брукнер создаёт жуткое сочетание истории о привидениях и экзистенциального ужаса, где сверхъестественное становится метафорой дезориентации, которую вызывает траур.
Визуальная грамматика фильма, включая негативные пространства, формирующие фигуры, и лживые отражения, представляет потерю как непреодолимое чувство. Речь идёт не о том, что снаружи, а о том, что осталось внутри. В основе фильма лежит одна из лучших ролей Холл в жанре ужасов 2020-х годов. Она то хрупкая, то злая, то отчаянно ищет смысла. В целом, «Дом на другой стороне» доказывает, что современный ужас может быть одновременно и интеллектуальным, и душераздирающим.
____________________________
Вопль / ‘The Wailing’ (2016)
«Зло повсюду. Оно просто спит». Немногие фильмы кажутся столь же космически проклятыми, как «Вопль» На Хон Джин. Этот масштабный, бросающий вызов жанрам шедевр, южнокорейский фильм начинается как полицейский процедурал и превращается в библейский ужас. Когда в сельской деревне происходит серия ужасных убийств, неуклюжий полицейский (Квак То Вон) берётся за расследование, но оказывается втянутым в войну между верой, суевериями и одержимостью демонами. Фильм длится почти два с половиной часа, но ни на секунду не теряет своей остроты. Каждый поворот сюжета лишь усугубляет тайну, а не раскрывает её.
Действительно, «Вопль» с хирургической точностью сочетает ужас, трагедию и абсурд, за считанные минуты переходя от фарса к чистому ужасу. Вместо обычной для этого жанра простоты, фильм тяготеет к двусмысленности, отказываясь сообщать нам, кто или что является злом. К концу фильм уже не столько о демонах, сколько об отчаянии от незнания, какой истории верить. Это духовная паника, ужас как моральный лабиринт.
____________________________
Пустой человек / ‘The Empty Man’ (2020)
«То, что мы считаем сознанием, — всего лишь сон Пустого человека». Фильм «Пустой человек», снятый с проката сразу после выхода, стал культовым, и не без оснований. Это фильм-городская легенда, который превращается в метафизическое погружение в нигилизм. Джеймс Бэдж Дейл играет скорбящего бывшего полицейского, расследующего пропажу девушки, но вскоре обнаруживает тайный культ, посвящённый воплощению самой мысли. По мере того, как он копает глубже, фильм переходит от процедурного к космическому ужасу, одновременно перекликаясь с творчеством Лавкрафта, Финчера и Тарковского.
Динамика гипнотическая, визуальные эффекты масштабные и точные. Некоторые из них по-настоящему жуткие. Один только этот пролог, 20-минутный мини-фильм в Гималаях, лучше большинства полноценных фильмов ужасов. И всё же, здесь стиль не преобладает над содержанием. Страхи служат темам. Они отражают нашу эпоху онлайн-мифотворчества, когда идеология распространяется словно проклятие. Всё это означает, что «Пустой человек» недооценён большинством зрителей фильмов ужасов.
____________________________
Приглашение / ‘The Invitation’ (2015)
«Мы здесь не для того, чтобы причинить кому-либо боль». «Приглашение» Карин Кусамы — мастер-класс по медленному нарастанию паранойи. Мужчина (Логан Маршалл-Грин) посещает званый ужин, устроенный его бывшей женой (Тэмми Бланчард), и понимает, что за вежливой беседой кроется нечто зловещее. Но вместо того, чтобы быть сочным и мелодраматичным, повествование восхитительно сдержано. Кусама заставляет зрителя гадать, реальна ли опасность или воображаема, пока не становится слишком поздно. Каждый тост, каждый звон бокала становится потенциальным триггером. Финальный акт, когда раскрывается истинная природа «приглашения», наносит удар под дых, за которым следует один из самых мрачных финальных кадров в истории современных ужасов.
И снова, это хоррор с утончёнными темами. Это высказывание о горе, газлайтинге и культовом мышлении, создающее ужас из социальной напряжённости. Здесь Кусама превращает домашнее пространство в экзистенциальную ловушку, доказывая, что зачастую самые страшные антагонисты ужасов — не сверхъестественные существа, а люди, улыбающиеся и ожидающие вашего обеденного стола.
____________________________
Озеро Мунго / ‘Lake Mungo’ (2008)
«Элис хранила секреты. Она хранила в тайне тот факт, что хранила секреты». Немногие фильмы ужасов могут похвастаться таким же тихо-опустошительным действием, как «Озеро Мунго». Эта австралийская жемчужина, представленная как псевдодокументальный фильм, рассказывает историю семьи, скорбящей об утоплении дочери-подростка (Талия Цукер), но лишь для того, чтобы обнаружить тревожные подсказки в её видеозаписи. Это история о привидениях, но также и семейная драма, исследование воспоминаний, чувства вины и невозможности по-настоящему узнать любимых людей. «Озеро Мунго» поразительно реалистично. Актёрская игра, монтаж и фальшивые интервью настолько достоверны, что фильм кажется настоящей трагедией, запечатлённой на плёнку.
Его пугающие элементы едва заметны, но пробирают до костей (хотя есть один мощный скример). Но самое пугающее здесь — это эмоции. Речь идёт о том, как само отсутствие становится реальностью, о том, как часто нет ответов или откровений. Темы открыты для бесконечного количества интерпретаций. Финальный монтаж, полный скрытых призраков, — один из лучших эпизодов в хорроре XXI века.
Мы в MAX - https://max.ru/filmoclub Подписывайся и не пропусти ни одного ТОП-а.