Найти в Дзене
ex libris

Впервые посмотрел «Тегеран-43». Советская «бондиана», которую спас один актёр

И это не Ален Делон. Здравствуйте, уважаемые читатели!  Скажу сразу: я высоко ценю советское киноискусство и считаю, что редкий из современных отечественных фильмов дотягивает до заданного в СССР уровня.  Впервые «Тегеран-43» я посмотрел только в этом году, до просмотра считал его чем-то средним между «ТАСС уполномочен заявить» и «Семнадцать мгновений весны». Как же я ошибался.  Думается, выйди этот фильм в наше время, его бы в клочья разнесли многие зрители, критики и блогеры, типа BadComedian. Мне он напомнил фильмы про Джеймса Бонда в исполнении Дэниела Крейга.  Почему? Сейчас объясню.  Назвать фильм «Тегеран-43», заявить две политические сюжетные линии, а в итоге потратить львиную долю хронометража на мелодраму. Особенно притянутой за уши выглядит влюблённость героя Алена Делона и дочери главной героини (Наталия Белохвостикова). Я не против Наталии, да и понимаю, конечно, что режиссёр хотел снять жену в одной сцене с французской знаменитостью. Но всё равно считаю, что самая л
Оглавление

И это не Ален Делон.

Здравствуйте, уважаемые читатели! 

Скажу сразу: я высоко ценю советское киноискусство и считаю, что редкий из современных отечественных фильмов дотягивает до заданного в СССР уровня. 

Впервые «Тегеран-43» я посмотрел только в этом году, до просмотра считал его чем-то средним между «ТАСС уполномочен заявить» и «Семнадцать мгновений весны».

Как же я ошибался. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Думается, выйди этот фильм в наше время, его бы в клочья разнесли многие зрители, критики и блогеры, типа BadComedian. Мне он напомнил фильмы про Джеймса Бонда в исполнении Дэниела Крейга. 

Почему? Сейчас объясню. 

Нарушение приоритетов

Назвать фильм «Тегеран-43», заявить две политические сюжетные линии, а в итоге потратить львиную долю хронометража на мелодраму. Особенно притянутой за уши выглядит влюблённость героя Алена Делона и дочери главной героини (Наталия Белохвостикова).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Я не против Наталии, да и понимаю, конечно, что режиссёр хотел снять жену в одной сцене с французской знаменитостью. Но всё равно считаю, что самая лучшая сцена Алена Делона в этом фильме с Альбертом Филозовым. 

Фанатское творчество
Фанатское творчество

Сюжетные странности

В основе якобы детективной истории лежит попытка покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля во время Тегеранской конференции. Надо ли говорить, что интрига здесь отсутствует, поскольку ясно, чем всё закончится? Нет, примеры вольного обращения с историческими фактами нам показал Квентин Тарантино, но в режиссёрском кресле тут не он, а потому изначально ясно — покушение не состоится. 

Параллельно нам показывают, как в Европе, уже в 70-х бывший наёмный убийца (Армен Джигарханян) готовится опубликовать мемуары и продать уникальные киноплёнки с запечатлëнной на них нацистской верхушкой. Нам сообщают, что на одной из плёнок несколько раз попал в кадр организатор неудавшегося покушения, а ныне сидящий в тюрьме террорист Шернер (Альберт Филозов)

С вашего позволения, я буду называть персонажей по фамилиям сыгравших их актёров. 

Так вот, странности сюжета:

— В начале фильма Джигарханян говорит, что решился на продажу и публикацию материалов, потому что Филозов сидит в тюрьме за терроризм и вроде как перестал представлять угрозу. Уже к середине истории мы узнаëм, что сидеть Филозову оставалось всего лишь один месяц. Как об это мог не знать Джигарханян? Мне встречались версии, что, мол, Джигарханян пошёл на всё это специально, чтобы выманить Филозова и отомстить ему за что-то, но в это не слишком верится. Ведь в их последнюю встречу, вместо того, чтоб сразу пристрелить давнего врага (хотя причина вражды не раскрыта), Джигарханян сначала просит отпустить себя, а затем пытается взять Филозова в заложники. Это он-то — наёмный убийца высшего класса, пусть и на пенсии. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

— Также авторы совершенно не раскрыли тему опасности компромата для репутации Филозова. Да какая там репутация? Он — террорист, глава некой могущественной праворадикальной организации. Можно, конечно, предположить, что он опасается мести евреев, но если для его приспешников угон самолёта — небольшая проблема, то кого вообще может бояться этот тип? 

— Почти полное отсутствие информации о Филозове в СМИ. В сцене, когда Джигарханян смотрит новости об освобождении заложников диктор голосом Александра Белявского говорит о зловещей фигуре, о которой мало что известно. Вопрос: а за что посадили неизвестного человека, якобы главу какой-то якобы организации? При любознательности западных СМИ такая таинственность выглядит ленью сценаристов.

— Если же говорить о 1943 годе, то меня удивила сцена устранения Джигарханяном начавшего подозревать неладное адвоката убитого иранца. Нам показали, что мегакрутой киллер не подстроил несчастный случай и не попытался отравить адвоката, а просто пырнул его ножом! Ещё бы визитку рядом с трупом оставил, право слово. 

Кадр фильма
Кадр фильма

— Также меня удивила сцена передачи Филозовым оружия Джигарханяну. В сцене перед этим наш разведчик (Николай Гринько)с серьёзным видом предупреждал об этом главного героя (Игорь Костолевский). Ваш покорный слуга ждал какой-нибудь лихо закрученной сцены.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А показали: из автомобиля просто вышел Филозов и просто отнёс сумку с оружием в комнату за сидящим Джигарханяном. Отдельно отмечу, что рыжий Филозов, мягко говоря, привлёк бы к себе внимание среди брюнетов Тегерана. 

— Гибель главной героини (всё та же Наталия Белохвостикова) выглядит ещё страннее. Её дочери явно известно, что её хотят убить, но дочь спокойно отпускает её одну в церковь. Костолевский (вообще-то разведчик в прошлом) явно замечает, что за ней следят, и также отпускает её одну позвонить. Они точно её любили? 

Возможно, некоторые моменты я упустил. Пишу о том, что зацепило особенно сильно. 

Странные сцены

— Ну неужели нельзя было показать более трагично гибель персонажа Делона? Чтобы он, аки князь Андрей, лежал и смотрел в небо своими красивыми глазами, а не этот сумбур. 

— Непонятная сцена расстрела лавки то ли из сна, то ли из воспоминаний главной героини. К чему она? Я искал информацию, но так и не нашёл её значения. Но потрачено экранное время. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Конечно, «Тегеран-43» цепляет, с этим я не спорю — сам пересмотрел его несколько раз. Возможно, это прозвучит странно, но, после многочисленных просмотров, позиционирование этой картины вызывает у меня неприязнь. 

Дело в том, что почти в каждой статье об этой картине говорят лишь об Алене Делоне и его якобы каких-то особенно интересных сценах с Белохвостиковой, да о песне «Вечная любовь». Песня хорошая, спору нет, но она — фактически единственная музыкальная тема всего фильма. Маловато будет. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Для меня же «Тегеран-43» вытащил Альберт Филозов со своим холодным, пугающим нацистом-террористом Шернером. Я естественно против и нацизма, и терроризма, но именно этот персонаж показался мне наиболее интересным. Пожалуй, я бы даже посмотрел отдельный фильм про его жизнь. 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание! А как вы относитесь к фильму «Тегеран-43»?