Найти в Дзене
CINEMA

Какое отношение Юрий Гагарин имел к фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»?

Леонид Гайдай был по настоящему легендарным режиссером, чьи комедии давно уже стали классикой советского кинематографа. Его авторитет в СССР был непререкаем, однако цензура не обходила стороной и его. В фильмах Гайдая подрезали сцены, меняли реплики, но комедии всё равно оставались смешными и на злобу дня. Сегодня, когда худсоветов и цензуры нет, некоторые правки советских фильмов кажутся странными и чрезмерно придирчивыми. Это можно понять по одному из десятков примером цензурного ограничения, которое случилось в 1973 году при сдаче знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В советское время кинематограф жил под пристальным вниманием цензоров. Режиссёры и сценаристы нередко шли на компромиссы, чтобы фильм в итоге вышел в прокат. Иногда цензура действительно «перегибала палку», видя крамолу там, где её не было. Но зато такая придирчивость приводила к аккуратной работе режиссёров над фильмами: дубляж, монтаж и перезапись делались тщательно и внимательно, чтобы «комар н

Леонид Гайдай был по настоящему легендарным режиссером, чьи комедии давно уже стали классикой советского кинематографа. Его авторитет в СССР был непререкаем, однако цензура не обходила стороной и его. В фильмах Гайдая подрезали сцены, меняли реплики, но комедии всё равно оставались смешными и на злобу дня.

"Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973).

Сегодня, когда худсоветов и цензуры нет, некоторые правки советских фильмов кажутся странными и чрезмерно придирчивыми. Это можно понять по одному из десятков примером цензурного ограничения, которое случилось в 1973 году при сдаче знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Леонид Гайдай на съёмках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
Леонид Гайдай на съёмках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).

В советское время кинематограф жил под пристальным вниманием цензоров. Режиссёры и сценаристы нередко шли на компромиссы, чтобы фильм в итоге вышел в прокат. Иногда цензура действительно «перегибала палку», видя крамолу там, где её не было. Но зато такая придирчивость приводила к аккуратной работе режиссёров над фильмами: дубляж, монтаж и перезапись делались тщательно и внимательно, чтобы «комар носа не подточил». Возможно, поэтому в те годы и получались настоящие киношедевры.

Заседание художественного совета в СССР.
Заседание художественного совета в СССР.

Леонид Гайдай в этом смысле не был исключением. Его фильмы правились не меньше, а иногда даже и больше, чем картины других режиссёров. Потому что все понимали, что комедии Гайдая буду смотреть десятки миллионов человек!

Леонид Гайдай на съёмках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
Леонид Гайдай на съёмках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).

В основном правили эпизоды его кинокомедий для устранения каких-то политически нежелательных намёков, а иногда - чтобы просто смягчить шутку и сделать её более приемлемой.

Леонид Гайдай на съёмках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
Леонид Гайдай на съёмках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" (1973).

Например, сегодня забавно выглядит случай с переозвучкой всего одного слова в «Иване Васильевиче». Об этом в конце 80-х годов рассказал сам Леонид Иович Гайдай.

Речь идёт о сцене, в которой Зина (Наталья Селезнёва), оставив Ивана Грозного в квартире Шурика, уходит с Якиным в машину и, сидя на заднем сиденье, командует шофёром. В фильме зрители слышат обращённую к водителю фразу: «Трогай!».

"Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973).

Но, оказывается, первоначально Зина говорила: «Поехали!». И это, кстати, заметно на экране. Так как артикуляция актрисы не соответствует фразе «Трогай!»

Причем, по воспоминаниям режиссёра, на художественном совете эту фразу обсуждали долго и нудно. И не случайно.

Ведь это слово в советской истории навсегда связано с первым космонавтом Юрием Гагариным. Его возглас в момент старта космического корабля «Поехали!» стал сакральной фразой, символом великого события и триумфа советской страны. В те годы в СССР сакрализация образа первого космонавта была очень сильной. Поэтому любая ироническая или шутливая отсылка к этому символу расценивалась как нелепое и даже непристойное упоминание священного.

-7

В связи с этим Гайдай получил приказ вырезать из фильма эпизод отъезда Зины и Якина на машине. Тем более, что этот очень короткий эпизод (меньше минуты) не нёс смысловую нагрузку в сюжете.

"Иван Васильевич меняет профессию" (1973).
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973).

Но надо знать Гайдая, который боролся за каждую секунду экранного времени во всех своих картинах. Ведь именно из таких, на первый взгляд, ничего не значащих коротких эпизодов сшивалось всё полотно кинокомедии. Поэтому на следующее заседание художественного совета режиссёр принес переозвученный эпизод, в котором Зина вместо «Поехали!», говорит: «Трогай!». Члены худсовета спорить не стали, и эпизод в таком виде остался в фильме.

"Иван Васильевич меняет профессию" (1973). На этом кадре видно, что Зина собирается сказать фразу: "Поехали!"
"Иван Васильевич меняет профессию" (1973). На этом кадре видно, что Зина собирается сказать фразу: "Поехали!"

Парадоксально, но факт. Несмотря на нелепость подобных придирок и чрезмерную идеологическую «суровость», советская цензура часто способствовала кропотливой и тщательной работе над фильмами. И это тоже одна из причин того, что в советском кинематографе было создано много настоящих шедевров, которые спустя десятилетия не стареют и остаются любимыми у зрителей.

Андрей Немчинов.

____________

___________

Если заметка была интересной кликните 👍