Это было путешествие через всю Россию, от подъезда в Москве до берегов Тихого океана. Путь пролегал через бескрайние просторы, множество регионов, климатических зон и ландшафтов — от равнин Центральной России до гор Урала, сибирской тайги и сопок Приморья.
если хочется, чтобы дополнительно осветил какие-то моменты, пишите про что еще написать =)
трэки https://nakarte.me/#m=3/64.88627/91.23047&l=S&nktl=7C3VGFMwzn3jhCO7eamn0Q
Статистика и факты
- расстояние 9800 / 9900км
- время в пути - выехал 15 июня во второй половине дня, на острове Русский ночевал 6 августа. (52 дня)
- суточные расстояния:
- минимум при полном ходовом дне без поломок - 154 (пересечение Урала https://www.strava.com/activities/14903994817)
- дней отдыха - 0
- ночевки: в гостиницах - 8 или 9 раз; у знакомых - 1 раз; автобусные остановки - 3 или 4; площадки для отдыха дальнобойщиков - 1; арбузница - 1; лавка во дворе города - 1; остальное - палатка в поле
Видеоматериалы и фотки
видео плейлисты
- rutube: https://rutube.ru/plst/1163490/
Фотки
https://disk.yandex.ru/a/1dfH6MG1k4Hnmg
Дневник поездки в телеграм
Всякие разные впечатления
- участок Мухоршибирь-> Чита -> Могоча -> Сковородино - это 1000 км в сееро-восточном направлении по которому сильнее всего меняется климат. за неделю доезжаешь от степей и полей со стадами коров до зоны вечной мерзлоты с болотами и тайгой из лиственницы, посёлком БАМ и поворотом на Якутию. Обочины дорог за Чернышевском все прикрыты козырьками от солнца, чтобы вечная мерзлота не таяла. Долина реки Тугнуйки в Бурятии - это что-то невероятное, очень красиво. Степи в Читинской области - тоже огонь. Там же по дороге на Яблоновом хребте будет и водораздел между Северным Ледовитым и Тихим океаном.
- Топонимы за Байкалом прекрасны: Селенга, Мухоршибирь, Тахтамыгда, Магдагачи.
- ввиду всей этой красоты поездка из европейской части только до Байкала кажется совершенно бессмысленной, поскольку все самое красивое и интересное находится за Байкалом. При этом пока я ехал по Омской или Новосибирской области местные рядом с кафешками рассказывали про кучу людей едущих до Байкала, включая семьи с детьми, везущие детей в велоприцепах. Это меня удивило т.к. там сильно перегруженная фурами дорога и вот это не страшно им детей возить по такому...
- водители легковых машин 24 региона (Красноярск) - дурные совершенно
- водители фур с надписью ITECO - красавчики. явно проходят внутренний инструктаж про то, что надо избегать инцидентов с велосипедистами. держат боковую дистанцию, притормаживают вместо того чтобы на скорости втискиваться между велосипедистом и встречкой. А вот водители фур-автоперегона, которые везут по 8 автомобилей - наоборот. будто не им в тюрьме сидеть, если собьют.
- Байкал - это середина страны примерно. Т.е. за ним еще "столько же". Визуально по карте такого ощущения нет.
- С началом темноты на трассе в больших количествах появляется негабарит. Днем, видимо, спят.
Предпосылки к поездке
В майские праздники 2025г я вполне осознал свое желание сменить место работы, написал заявление, начал было ходить по собеседованиям и тут понял, что если выйду на новую работу сразу то этим летом ни в какой велопоход вообще не поеду, а тут появилась возможность вместо стандартного двухнедельного отпуска съездить немного дальше. К каким-то серьезным поездкам вдали от цивилизации я не готовился и думать о забросках и раскладках еды было лень. Поэтому напрашивался максимально банальный маршрут - обзорная экскурсия по стране, которая вся проходит по цивилизации, по вполне понятным дорогам, с доступом к ж/д, если чего и сойти несложно. Мой темп движения мне тоже вполне понятен, прикинул расстояние заложил запас, понятно было что за 2 месяца если не будет форсмажора уложусь.
Внезапно, не первый человек предположил что "ты работаешь в IT сфере, значит есть удалёнка, путешествуешь без отрыва от работы". Нет, это не так, такое мне кажется невозможно. Удалёнка существует не для того, чтобы работники расслаблялись, а чтобы они были всегда доступны и работали вместо 8 часов 10. Стандартный рабочий день при удалёнке это ты сел за комп как проснулся например в 8 и встал из-за него в 8 вечера. Режим велопохода же предполагает 12 часов ходового времени. Возможно у кого-то получается одновременно и мало работать и мало ездить по 50км в день, но это на мой взгляд вообще неинтересно. поэтому стандартный сценарий - берешь отпуск и едешь. Или накапливаешь деньги, увольняешься и едешь.
Финансы, бюджет
https://disk.yandex.ru/i/1ONpi4TjqHnKEg - Банковская выписка и построенная по ней сводная таблица - это то, что наел от подъезда и до острова Русский. В эти расходы не входят затраты на велопоход Хасан-Владивосток (но там немного, там кафе и гостиниц почти не было, только магазы с продуктами так что вышло дешево).
Отправка велика ПЭКом Владивосток -> Москва стоила 22тыс руб, сколько стоил билет на самолет домой - не помню, жена покупала.
Вся европейская часть и Сибирь по которым едешь плотно населены, везде есть доступ к супермаркетам. Поэтому там на усмотрение велосипедиста - хочешь ешь тушенку с гречкой (500-1000руб в день наешь наверняка), хочешь в столовках на трассе питайся (1500-2000руб в день).
За Байкалом населёнка становится менее плотной, да Читой вообще любой практически поселок не менее 5км от трассы по грейдеру. Там остаются только кафешки и они становятся дороже.
Теоретически можно по минималкам ехать питаясь одной гречкой, выйдет наверное 200руб в неделю. Получится ли при этом ехать - не знаю...
Налик с собой практически не нужен - везде принимают карточки (в оч. редких случаях реже чем 1 из 20 могут просить налик или перевод). Практически везде при населёнке работает интернет, большая часть кафе раздают wifi.
Соображения по тактике езды и по стоимости поездки
Чтобы вышло дешевле, надо ехать быстрее. Я изначально не целился в высокие стандарты типа такого вот мероприятия https://brevet10200.tilda.ws/, где по 200 каждый день и за 50д надо махнуть 10200км. Но при этом вполне осознавал, что ехать например 100 дней выйдет просто конски по деньгам, в первую очередь из-за недополученной зарплаты, но и еды за 100 дней наешь в 2 раза больше, чем за 50.
В начале, где-то до Омской области я ехал в режиме "туризм" т.е. перед сном и утром готовил себе еду на печке щепочнице из тушенки купленной в "пятёрочке". В Омской области начались болота и комары, полевая еда начала занимать очень много времени т.к.из-за комаров есть можно только внутри палатки, перед этим сжёгши там пластинку от фумигатора. Поэтому перешёл на кафе. Кажется, вплоть до Забайкалья ничего вообще сам не готовил, а в Забайкалье когда кафе пошли раз в 100км, использовал самостоятельную готовку еды чисто как резерв если с утра встал и до кафе более 50км. Но вообще за Читой и до Хабаровска ни тушёнки ни молока ни хлеба на трассе нет, все посёлки в 10км от дороги, подъездные дороги к посёлкам - грунтовки, такие крюки я уже не делал.
Здоровье велосипедиста
в ходе поездки похудел с 75 до 68кг. Так что всем жирухам желающим похудеть рекомендовано "закатить десяточку". Вообще физическое состояние в ходе поездки было лучшим в жизни. Т.е. мой 50летний организм гораздо лучше приспособлен к езде на велике на дальние дистанции, чем к офисной работе, от которой тут кольнёт, там больнёт. В начале поездки около недели "притирался" - несмотря на регулярную езду в гражданской жизни, переход в режим похода вызывал периодически pain in the ass или еще где..
Мышцы/связки/суставы не давали себя знать ниразу. Оно и понятно - ехал всю дорогу на расслабоне с высоким каденсом.
За месяц на руках образовались на кистях мозоли в местах в которых их раньше не было. двухнедельного отпуска для этого как оказалось недостаточно.
2 или 3 раза в ходе поездки загонял себя в недосып, стремясь до чего-то доехать, что сказывалось в итоге на общем темпе движения.
в середине поездки (восточная Сибирь) страдал от жары, в итоге ввёл на несколько дней дневной сон (сиесту) - в самое палящее солнце спал или на остановке или в палатке в кустах.
Сон на автобусных остановках при едущем мимо потоке фур - вообще без проблем. типа "если вам не спится, значит вы недостаточно устали" =)
В открытые водоемы не лазил вообще, мылся только в гостиницах т.е. примерно раз в неделю. на скорость движения не влиет, но козлом воняешь ппц. Велотрусы стирал при любой возможности в раковине кафешек, в речках, итд. состояние велотрусов на скорость движения влияет оч. сильно =) В целом - задница ощущалась почти всегда. Дождь прошел, трусы намокли - начали натирать. Жара пришла, вспотел, трусы намокли - начали натирать.
Спортинвентарь
- Велосипед "GT Grade Sora" выпуска 2017г.
- Колеса были новые, собраные в "каринином гараже" на втулках novatec и ободах alexrims - нареканий не вызвали.
- 3 цепи и кассету при выезде поставил новые, менял на новый комплект в Чите
- 3 покрышки (менял по ходу движения, износ, рваная боковина, обжёг об горячий асфальт)
- самое стрёмное - проблема с камерами перед Хабаровском. Влажный климат, роса, невозможность наклеить латки на убитые камеры. Результат - авто-подброс 50км до Хабаровска.
- ехал с байкпагинг сумками - что-то кайлер, что-то rackbag + авоська из ашана на руле.
- noname Палатка-пирамида на трэк-палку с али. сейчас такая стоит 4 или 5 тыс руб, я покупал в 2020м за полторы. Палатка - Огонь! Колышки конечно комплектные были заменены на подлиннее и алюминиевые. Для установки требует минимум 3 кола, для нормальной установки под дождь и штормовой ветер - 8. в каменистых почвах забайкалья иногда заколачивал колья в грунт камнем.
- квилт flames creed с алиэкспресс + флисовый вкладыш-одеяло в спальник оттуда же.
- контактные велоботинки tiebao - в ходе поездки я их докатал, полдороги ехал в изоленте, и во Владивостоке выкинул
- Солнечная батарея размером 3*A5 - не испытывал никакого дефицита электричества и спокойно набивал имеющиеся павербанки. Висела на ходу на подседельной сумке.
- Костюм из сетки (антимоскитный) - на мой взгляд строго обязателен при полевых ночевках (давай, попробуй на болоте в Сибири без накомарника =) и кофту от слепней надевал где-то в районе Тайшета.
Список снаряжения, по которому собираюсь размещён тут -https://disk.yandex.ru/i/jIi7QydW9Pr40A
Звери
хищников (медведи, тигры, волки) не видел, но все о них говорят, хотя что им летом делать на федеральной трассе с фурами - неясно.
в Башкирии видел в придорожной лесополосе очень смешной выводок лисят. Как только начал доставать телефон - свалили в кусты.
в Приморье видел на обочине очень много бурундуков. Как только начинаешь доставать телефон чтобы сфоткать - сваливают в кусты.
В западной сибири меня на каждой ночевке облаивали косули. Видимо вставал на их месте ночевки.
За поездку избрызгал 2.5 баллона антиклеща. От энцефалита я каждый год прививаюсь, но там еще борелиоз существует и еще куча всякого. Самих клещей не видел, видимо потому что велоформа залита антиклещом, ботинки, палатка и спальники тоже, портки в которых вхожу в лес тоже залиты антиклещом.
по гнусу: до омской области гнус был очень деликатен. От комаров ничего не стоило уехать, мошки практически нет. Если сравнивать с гнусом архангельской области или Коми или нао в июле месяце полный лайт. Сеточку от комаров я кнчн натянул, но мог бы и поотмахиваться. А печку щепочницу зажег - все, все разлетелись. В Омской области - стало уже много комаров. Без накомарника было бы туго. К новосибирску пропали, опять стало норм.
Ночевки, сamping
В основном ночевал в палатке или ставил накомарник в каких-то местах под крышу типа автобусные остановки, беседки на площадках отдыха, арбузницы итд. в целом с погодой везло, затяжных многодневных дождей не было. поэтому в придорожных отелях ночевал примерно раз в неделю.
в придорожные мотели в половине случаев с велосипедом не пускают, поэтому цеплял его на цепь куда нибудь рядом с входом. Первый раз по этому поводу очень переживал, но охранник с фурной парковки успокоил меня "кому твой велик тут нужен, тут фуры груженые алкашкой или сигаретами стоят".
Хронологическое описание
ежедневные посты тут t.me/omachulskiy - возможно со временем перекопирую ссылки на них в текст ниже (в основном он сгенерирован deepseek на основе речи в видеозаписях)
Старт: Москва и Подмосковье
Выехал из Москвы по Варшавскому шоссе, которое показалось наименее «противным» из всех выездов. Первые километры — это знакомые подмосковные пейзажи: многоуровневые развязки (Каширское шоссе), железнодорожное кольцо вокруг Москвы. Стараясь избегать федеральных трасс, свернул на второстепенные дороги, которые местами превращались в почти просёлочные грейдеры.
Центральная Россия: Рязанская область
Через Коломну с её древним кремлем и рекой Коломенкой. Дорога вела через Мещёрские леса, мимо комплексов по переработке отходов, знакомых деревень (Куплиям) и живописных речушек. Вскоре удалось наконец покинуть Московскую область и въехать в Рязанскую, отметив это событие у знака Спас-Клепиков.
Республика Мордовия
Дорога привела в Мордовию, которая встретила сначала грейдером, а затем — вполне приличным асфальтом. Проезжал мимо знаменитых исправительных колоний (посёлок Явас), мимо Теньгушевского района с его эпическими вывесками. Пейзажи сменились на бескрайние поля и леса. Посетил Саранск — чистый, ухоженный город с новым футбольным стадионом, построенным к ЧМ-2018.
Поволжье: Ульяновская и Самарская области
Столкнулся с необычными для июля дождями — тучи стояли на месте, и приходилось их буквально объезжать или пережидать. Ульяновск поразил своим расположением на двух реках, текущих в разные стороны — Волге (на юг) и Свияге (на север). Избегая большого крюка на Самару, поехал «огородами» через Димитровград, пересекая реку Большой Черемшан.
Приволжье: Республика Татарстан
На переезде из Ульяновской области в татарстам запёрся после дождя в полевые дороги, походил пешком, поочищал грунт с велосипеда веточкой. Въехал в Татарстан, пошел асфальт. Проехал через живописные Лениногорск и Бугульму с их нефтяными качалками и ухоженными центрами. В Лениногорске даже удалось найти роскошный номер в отеле «Оазис» за смешные деньги.
Урал: Республика Башкортостан
Пересёк границу Татарстана и Башкирии. Дорога на Уфу местами была широченной (три полосы в каждую сторону), а пейзажи становились всё более гористыми. Не доезжая до Уфы, свернул на объездную в сторону Белорецка — на одну из самых красивых дорог России: серпантины, перевалы (Инзер), горные реки (Большой и Малый Инзер), виды на хребты Южного Урала. Добрался до Белорецка, поел в лучшей бургерной города на центральной площади.
Великий водораздел: Граница Европы и Азии
Наборы высоты - более 1% от проеханной дистанции.
Попил кумыса у стелы на границе Европы и Азии, установленная у реки Урал. Здесь, у символического знака, выпил кумыс, купленный у местных жителей, и отпраздновал символичное пересечение границы между частями света.
Западная Сибирь: Челябинская и Курганская области, Тюменская и Омская области
Дорога по Челябинской области — это бескрайние степи, сильные ветра и внезапные шквалы. Вернулся на федеральную трассу М-5 («Урал») с её бетонными плитами и интенсивным движением фур. Посетил Челябинск, сфотографировался у знаменитого верблюда — символа города.
Курганская область встретила плоскими, немного унылыми ландшафтами с бесконечными полями и болотами. В Кургане прогулялся по набережной реки Тобол.
Дорога на Ишим и далее на Омск и практически до Новосибирска — отстой и скучища. Чисто тратишь время - увеличиваешь счетчик километров. Много дороги с узкой обочкой, кучи фур. В основном дороги прямые как стрела, всегда видишь следующий километровый столб, редкие населённые пункты и придорожные кафе. Смотреть кроме болота не на что. Вид один и тот же - как от Шатуры до Северной Гривы. только не 40км такого вида а 500, если не 1000 =)
набора высоты нет - полный плоскач.
часто слышал и от жителей Омска и от жителей других мест что Омск - такой себе город. не верил. по факту - так и есть =) не врали. Иртыш прекрасен, а внутри города рай автомобилистов и ад для всех остальных - везде парковка в три слоя, ни одного лежачего полицейского. аэрография, глушители под прямоток, весь колхозный тюнинг на улицах города. При этом прям в соседнем пригородном поселке Кормиловка всё нормально сплошные лежачие полицейские, везде знаки парковка и въезд запрещены, итд.
Восточная Сибирь: Новосибирская область и Красноярский край
Новосибирская область — это переход от болот к более холмистой местности. Добрался до Новосибирска, одного из крупнейших городов России. Далее путь лежал через Томск, Мариинск и Ачинск.
Красноярский край — это настоящая Сибирь: тайга, могучие реки и горы. Вид на Красноярск с высоты и мосты через Енисей были потрясающими.
От Байкала до Читы: Бурятия и Забайкалье
Одним из кульминационных моментов путешествия стало достижение озера Байкал. Спуск с Култукского перевала открывал захватывающие виды на «Славное море». Проехал вдоль южного берега через Слюдянку, Танхой, мимо Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В Бурятии пейзажи сменились на степные, с буддийскими ступами и дацанами). Дорога на Читу шла через бескрайние степи и отроги Яблонового хребта.
Еще один великий водораздел - между северным ледовитым океаном и бассейном реки Амур, текущей в Тихий.
Наборы высоты - более 1% от проеханной дистанции.
Дальний Восток: Амурская область и Еврейская АО
Пересек границу Забайкальского края и Амурской области. Не повернул на легендарную трассу «Лена» на развязке рядом со Сковородино, откуда начинается путь в Якутию - мой путь лежал на юг.
За сковородино пошли болота, за рекой "зея" равнина, поля. Дорога («Амур») местами была идеально прямой и пустой. Вспомнилась западная Сибирь. Проехал через Шимановск, Благовещенск пропустил, в него надо было делать крюк.
Еврейская автономная область встретила холмами и более оживлённой дорогой. Биробиджан, столица ЕАО, удивил остуствием камер на шосер в веломагазах. Еще забавная особенность - идеальные подъездные дороги к Биробиджану и другим населённым пунктам и укатанная в хлам федеральная трасса.
Финишная прямая: Приморский край
Въезд в Приморский край не был отмечен помпезно, но чувствовалось приближение цели. Дорога шла через Лучегорск с его угольными разрезами, Дальнереченск, мимо военных частей у границы с Китаем. Усурийск.
Наборы высоты - более 1% от проеханной дистанции.
Крушение иллюзий - 1) Уссурийская тайга это не тайга, а дубовые рощи 2) в самом Уссурийске тайги нет - там поля с соей и кукурузой 3) уссурийским тиграм в окрестностях Уссурийска делать нечего - там город, дачи, стройдворы, куча народу.
За три дня до приезда во Владивосток меня чутка накрыло ленью. оставалось 450 км, было понятно что за 2 дня я их не проеду, а за три проеду полюбому. Разленился, обошел все встреченные кафэшки и магазины.
Завершил послежний день на острове Русский в заброшке военного учебного корпуса.
После съездил в пятидневный поход от границы Северной Кореи (Хасан) до Владивостока обойдя все курортные места, мысы и бухты. Про это если не заленюсь напишу отдельный текст.