Эта книга не выходила из уст большого кол-ва почитателей и любителей литературы. В моём списке книг долгое время находился Моби Дик, наверное, если мне не изменяет память, ещё до службы в армии. Вообще, если говорить откровенно, в какой-то момент пока я рос и двигался по течению я словил себя на мысли, что моя самая любимая литература - русская литература классиков, конкретно Чехов, Толстой, Щедрин, Гоголь, Достоевский и прочие. Конечно, перечисленные без сомнения являются высоким эшелоном этой самой классики, у меня так точно, и прочитав практически все произведения Достоевского, некоторые рассказы и пьесы Чехова, «Мёртвые Души» Гоголя, множество произведений Толстого и один роман Щедрина вдруг словил себя на мысли, что давно не читал зарубежную классику. Может быть русская и нравится мне больше, но я никогда себя не ограничивал и старался расширять свой кругозор.
И вот закончив службу в армии я заметил, что до её прохождения добавил на книжном сайте в избранное произведение Мелвилла, про которое неоднократно слышал от своих товарищей, но в первую очередь от популяризаторов литературы на интернет площадках.
Весь вес книги, её значение и роль в мировой литературе ощущается буквально с первых страниц, где автор, как кандидат докторских наук, приводит все упоминания о так называемых китах и кашалотах. Буквально ВСЕ упоминания, которые только мог найти: от местных Нантакетских заметок до изречений философов затерянной Древней Греции, которые ещё не дали этому Левиафану название. Левиафан, звучит весомо, верно? Именно так кита величают в Библии и святых писаниях. Начало, сопровождаемое, напомню, упоминаниями этих царей морского пространства, продолжается историей опытного моряка Измаила, который ищет на берегах Нантакета капитана корабля "Пекод" Ахава (взято также с Библии). В итоге Измаил оказывается на корабле, где узнаёт от своих товарищей о так называемых трёх помощников Ахава: Фласка, Стабба и Старбека, затем о том, что у капитана нету ноги, и что до сих пор многие из команды Пекода не встречали ещё его, удосужились лишь те, кто плавал с ним до этого огибая экватор раз за разом. В одной из поездок случилось непоправимое - огромный Белый Кит оторвал ему ногу, и теперь Капитан Ахав после небольшого отдыха на зелёных лугах промыслового берега Нантакета пал в уныние и непоправимо вообразился.
Противостояние Моби Дика и Ахава становится всеобъемлющим. На протяжении всего романа Ахав сходит с ума от полученной информации с других кораблей (рядом множество раз проплывали то китобойные, то почтовые судна), от ощущения, что Моби Дик может быть близко, что он не узнаёт себя и видит лишь дьявола с грязной длинной бородой, у которого во рту вместо свежих фруктов только привкус соли и спермацета. Моби Дик также становится символом гордыни в этом романе. Практически вся команда недовольна тем, что они до сих пор находятся в плавании находясь с таким кол-ом добычи только из-за безумия капитанского ума. Ахав признаётся своему главному помощнику Старбеку, кстати, единственного, кого он действительно начинает уважать в этом романе, у которого ранее увидел в глазах те нотки откровения и демонской язвительности, что были присущи речам Ахава нежели кому-либо ещё, ему наконец-то дали бой - его упёртость и оскорбления встретили соперника. Ахав видит в его глазах своё отражение, ведь глаза помощника прозрачны и полны самой настоящей эмпатии и эмоциональной тоски - он говорит Старбеку о том, что в погоне за китом, который оторвал ему ногу, Белый гигант нанёс ему ещё глубокую душевную рану, и теперь, глядя в глаза Старбека, его разум видит, что дома в Нантакете его ждёт жена и ребёнок, которому сейчас 9-10 лет. Свою жену он бросил как только женился - она фактически вдова, хоть даже он ещё ходит по проеденным половицам корабля и продолжает стоять на носу вельботов. Живой лишь снаружи. Он признаётся, что не заметил в себе этих дьявольских изменений, он так много времени смотрит в море, но только перед лицом своего архиврага он наконец-то видит себя как на ладони, но уже поздно, ведь он прекрасно отдаёт дань своим принципам и обещаниям, а что как не принципы важнее для моряка покоряющего бушующие волны на далёких-далёких морях?
В борьбе с собственной гордыней представшей перед ним в виде Белого Кита Моби Дика, он теряет свой корабль, свои вельботы и свою команду, за исключением Измаила, которого подбирает корабль "Рапид" (ранее его капитан искал на своих волнах своего сына, который пропал после столкновения с Моби Диком). Кстати, а ведь и не раз Ахав узнавал сведения о Моби Дике от других кораблей: сначала один говорил, что видели его тушу вдалеке, но не стали спускать вельботы и нагонять его, другие ехали весёлые и танцевавшие под форт-мачтами празднуя обратный путь домой на берега Англии, совершенно точно встречавшие описываемого крупного морского монстра, но лишь вдалеке, а третьи наоборот говорили, что встречали Моби Дика с гарпунами и поплатились за это не только уловом, но и человеческими жизнями.
В добавок! В одной из статей, где обсуждается фигура Мелвилла и роль Моби Дика в литературе, я прочёл, что это, хотел Мелвилл этого или нет, самая настоящая энциклопедия. В начале я говорил, что автор приводит целый список источников, где хоть как-то были упомянуты киты. А что же конкретно дарит нам, обитателям суши, Герман Мелвилл?