Что такое смирение? В христианском учении говорится о нем как об одной из высших добродетелей. Но познать, что такое смирение, на собственном опыте – не так-то просто. У многих на это уходит целая жизнь. Смириться – не значит покориться. Смириться – не значит стать безучастным. Смирение дает большую силу, оно раскрепощает энергию, а не сковывает ее, как иногда кажется тем, кому оно неизвестно. Смириться – значит обрести мир в душе, внутри себя. Смиренный – это тот, кто живет с миром.
Смирение – это ключ к решению многих психологических проблем. Без смирения не получится совладать с собственной агрессией. Без смирения сложно прожить расставание без травмирующего осадка. Без смирения не увидеть собственные ошибки в общении, не научиться смотреть на себя глазами окружающих людей. И многое другое невозможно без смирения. Думаю, каждый читающий эти строки способен отметить в своей жизни те ситуации, события, проблемы, которые не разрешались до тех пор, пока не произошло смирения или, говоря иначе, осознанного принятия.
В основе смирения лежит свойство принятия. Жить с миром – значит уметь принимать: сложившиеся обстоятельства, общество, в котором живешь, других людей с их достоинствами и недостатками, свой путь, провалы и достижения на нем, своих близких и, главное, самого себя. Самое трудное бывает именно в этом – в умении принять самого себя. Целиком, без остатка, со всем теневыми сторонами своей души, со всеми своим страхами, пристрастьями, дурными наклонностями и несовершенствами. Мы все несовершенны. Принимать – не то же самое, что бездействовать. Смириться – не то же самое, что сдастся.
Смирение как принятие самого себя – это когда ты готов сказать «Да!» реальности. Да, я таков. Да, моя жизнь такова. И это то, что открывает путь к преображению. Для того, чтобы преображение совершилось, прежде нужно принять то, что преображается. Если это гнев, значит следует принять гнев. Если зависть, значит следует принять зависть. Если похоть, сексуальное желание, значит следует принять его. Принять без осуждения. Без оценок. Когда происходит принятие без оценок, без суждений, открывается позитивная сторона того, что ты принимаешь.
И тогда гнев из силы разрушительной превращается в освобождающую. Зависть превращается в здоровую амбициозность. А сексуальное влечение, находя свое естественное выражение, приносит чувство удовлетворенности. Принятие – это начало, а не завершение. Но без начала нет следующего шага. Если мы нечто принимаем осознанно, то есть стремимся увидеть его в истинном свете, таковым каком оно есть по природе, которая в сущности своей блага, тогда то, что мы принимаем внутри себя, под воздействие такого взгляда меняется, оно приобретает иное, более высокое качество.
Для того, чтобы это качество вошло в нашу жизнь, необходимо не только принимать и понимать, но и действовать, достигать, бороться в этом новом качестве. И в этом тоже есть смирение. Борьба не противоположна смирению. Если бороться необходимо, ты должен бороться. Но мы можем бороться так бьется рыба об лед, без шансов на успех. Это происходит тогда, когда направление движения и борьбы выбрано неверно. Если у нас есть смирение, жизнь подсказывает верное направление и дает силу для победы на этом поприще. Но успеха не бывает без труда. Для труда же необходима воля. И, на самом деле, только волевой человек способен быть смиренным. Безвольный податлив, но не смирен. Податься легко соблазнам, смирить себя – весьма трудно.
С точки зрения христианства, смирение – это когда ты соотносишь свою волю с волей Бога. Когда ты живешь по воле Бога. Однако, жить по воле Бога – далеко не всегда означает следовать каким-то формально зафиксированным моральным предписаниям. Волю Бога следует научиться обнаруживать применительно к своей жизни. Никто другой не скажет, в чем она заключается для тебя, конкретно для этой ситуации, из которой ты ищешь выход, или в которую просто погружен. В лучшем случае другой человек может дать подсказку, намек, но не решить за тебя. Только ты несешь ответственность за свою жизнь. И за реализацию намерений собственной души.
Смиряясь, мы не противопоставляем свои намерения мудрости жизни, мы согласуем их. Мы принимаем жизнь, мы принимаем целое как то, что значительно превосходит нас по своей силе и по своему сознанию. Мы не боремся, чтобы утвердить собственное «я» в противовес «иному». Мы движемся к своей цели, чтобы воплотить в жизнь мечты о лучшем. И мы знаем, что мир, как целое, помогает нам в этом, даже если отдельные люди или некоторые внешние условия противостоят нам. Но в этом тоже есть испытание. Проверка на зрелость. Принимая этих людей и эти условия, мы проходим мимо них, продолжаем движение, несмотря на них. И так достигаем. Успех начинается с этого. С умение принять. Сказать реальности «Да!».
Бог открывает свою волю тому, кто хочет, действительно хочет ее знать. И в этом конечная цель всех молитв. Обнаружить волю Богу. А вовсе не в том, чтобы нечто вымолить, выпросить у Бога. Но даже если идея Бога вам чужда, это не значит, что смирение вам не будет полезно. По-моему, это самая полезная вещь на свете. Для того, чтобы обрести его, не обязательно молиться Богу. Можно пойти другим путем. На какое-то время перестать следовать за своими желаниями. Не оценивая их, не подавляя их. Просто не следовать. Перестать бежать за ними вдогонку. Побыть наблюдателем. Посмотреть на них со стороны.
И тогда обнаружится, что многие из них вам не нужны. А другие, ваши настоящие желания, были когда-то оставлены, запрятаны в угоду ложных, чужеродных. То подлинное, что живет у вас в сердце, то истинное намерение, которое вдохновляет вас на созидательный труд, приносит радость, когда мы думаем о нем и его реализации, это есть и воля Бога, того Бога, который у вас внутри, а не где-то «на небесах». И принимая Его, свою сокровенную суть, мы смиряемся, то есть творим мир.
Иван Угрин @ivanugrin10, психолог, философ, преподаватель