Все мы знаем Кристофера Нолана по его мастерству, кино-проектам и заслугам в киноиндустрии. Его «Начало», «Тёмный рыцарь», «Интерстеллар», «Оппенгеймер», «Престиж» – уже классика современного кинематографа. В сентябре же американский кинорежиссёр был избран президентом Гильдии режиссёров Америки.
«Быть избранным президентом Гильдии режиссеров Америки — одна из величайших почестей в моей карьере. Наша отрасль переживает колоссальные перемены, и я благодарю членов Гильдии за то, что они доверили мне этот ответственный пост» – высказывается Нолан. Как сообщает Variety, режиссер уже активно работает в организации в качестве члена национального совета директоров.
К 2026 году постановщик готовит «Одиссею» с мощным кастом актеров: Том Холланд, Энн Хэтуэй, Мэт Деймон, Зендая, Роберт Паттисон, Шарлиз Терон – главные знаменитости киноиндустрии. Бюджет фильма составил 250 млн долларов, что делает «Одиссею» самым дорогим проектом в карьере Нолана. Ожидания зрителей имеют высокую планку: съёмки в разных странах, использование новейших камер и глобальный масштаб съёмок по мотивом древнегречкой поэмы Гомера. Но какие же фильмы являются реальными воплощениями Нолана на данный момент?
От идеи до семи оскаров
«Оппенгеймер» – культовый фильм 2023 года, который берёт за основу биографию жизни Роберта Оппенгеймера. Это картина-загадка. В нём нет ни выстрелов, ни погонь, ни кулачных боёв, редко кто-то ругается, и мы фактически не видим, как атомные бомбы сбрасываются на Хиросиму и Нагасаки. Нам остаётся огромное количество диалогов и очень мало действия. Тем не менее, фильм собрал 950 миллионов долларов по всему миру и теперь является самым кассовым биографическим фильмом всех времён.
Кристофер Нолан ответственно подошёл к созданию фильма. Начиная с написания сценария по книге Кая Бёрда и Мартина Дж Шервина и заканчивая новым методом съёмки. Режиссер поручил Kodak создать новый, особый тип чёрно-белой плёнки, соответствующий его любимому формату IMAX 70 мм. На протяжении всего повествования его режиссура чередует чёрно-белые и цветные фрагменты, помогая нам следить за развитием сюжета с разных точек зрения. Эффект настолько поразителен, а чёрно-белая съёмка в формате Нолана настолько безупречна, что другие захотят снова использовать эту технологию, столь эффективную для повествования об Оппенгеймере.
Медиатека воспоминаний
Фильм Кристофера Нолана «Помни» (2000) исследует хрупкую природу памяти и её связь с реальностью. Режиссёр использует сложные повествовательные приёмы — нелинейную структуру, флешбэки и неожиданные повороты — чтобы погрузить зрителя в сознание главного героя. Фильм переключается между разными временными плоскостями, перемешивая прошлое, настоящее и будущее, чтобы раскрыть историю главного героя.
Нолан умело погружает в водоворот смятения и ломает временнын рамки. В результате граница между объективной правдой и субъективным вымыслом исчезает. Этот интеллектуальный вызов и уникальный сторителлинг не только обеспечивают захватывающий просмотр, но и заставляют глубоко задуматься о механизмах человеческой памяти и поиске истины.
Гениальность в создании
Отдельная глава жизни Кристофера Нолана – «Интерстеллар» (2014). Мастер уделил немало времени тому, чтобы было всё максимально правдоподобно. Та самая Чёрная дыра Гаргантюа дала возможность по-новому взглянуть на её масштабы с научной точки зрения. Режиссёр вместе с командой работали несколько месяцев над созданием кадров Чёрной Дыры, на обработку которых ушло более ста часов и около восмисот терабайт памяти.
А кукурузные поля? Нолан демонстрирует свой режиссерский метод на контрасте: пока черная дыра создавалась цифровыми технологиями, земные сцены были построены на абсолютной реальности. Его перфекционизм дошел до того, что команда вырастила настоящее кукурузное поле специально для фильма. Более того, этот художественный приём оказался блестящим бизнес-ходом, так как продажа урожая помогла окупить затраты на картину.
Даже самый принципиальный автор готов отступить от правил ради гениального результата. Обычно Нолан избегает навязчивых крупных планов и дает музыке Циммера течь естественно. Но в ключевой сцене «Интерстеллара» он нарушил оба этих табу. Причина — неподдельные слезы Мэттью Макконахи, который впервые в кадре смотрел видеосообщения от «своих» детей. Ради силы этой подлинной эмоции режиссер позволил себе снять крупно и резко оборвать звук, создав один из самых пронзительных моментов в современном кино.
Отец кинематографа XXI века
Гениальность Нолана можно рассматривать бесконечно. И это всегда отражается в деталях, которые обычный зритель может даже не заметить. Подходы мастера – это адаптивность к идеям. Для него препятствий не существует: есть возможность и желание. Именно поэтому съёмки – масштабные, каст – лучший, а монтаж и саунд-дизайн – с нуля собраны воедино. Воплощения Нолана, его работы, говорят многое о нём самом. Не важен хронометраж: мы всегда знаем, что будем в фокусе до последнего.
Автор текста: Аделя Мингазова