Сфера влияния одного из наиболее почитаемых богов восточнославянского пантеона – Велеса необычайна широка. На разных уровнях понимания он может быть и скотьим богом, и богом, отвечающим за материальный достаток людей, и богом мудрости, и богом переходов и трансформаций, и богом покровительствующим природе, и богом водной стихии, и богом смерти, и богом связующим три мира: богов, людей и покойников, и богом-трикстером, и всё это гармонично сплетается в единый узор. Главным символом Велеса и животным, больше всех связанным с ним, принято считать медведя. Однако, помимо него, со скотьим богом можно связать тура или быка, как наиболее значимого представителя скота, коему Велес и покровительствует. Также нередко можно встретить и другую форму имени этого бога – Волос, что как бы тонко намекает на его связь с волосами и шерстью. Таким образом, можно связать Велеса не только с медведем, но и с вообще любым зверем, обладающим волосами и шерстью, в особенности, если этот зверь обитает в лесу, так как Велес покровительствует природе в целом, и лесам в особенности. Но среди шерстистых лесных зверей, помимо медведя, есть ещё один, чья связь с Велесом значительно сильнее, нежели у прочих. Этот зверь – белка. Но что же позволяет связать белок с Велесом?
Помимо слова "белка", у этого зверя были и другие названия: веверица, вевёрка, векша, мысь, и каждое из них имеет связь с Велесом.
Изначально название "белка" появилось из словосочетания "бела веверица", указывающего на конкретную разновидность этих зверей, имеющую белый окрас. Общим же названием для них было слово "веверица" или сокращение от него – "вевёрка". Старославянское слово Вѣверица образовано от праславянского *věverica, образованного от ранней формы *věverь, происходящей от прабалтославянского *wēweris, которое в свою очередь происходит от праиндоевропейского *we-wer- – удвоенной формы корня *wer-.
Корень *wer- имел несколько значений: "белка", "жечь" (отсюда слово "варить", а также "ворон"), "охранять" (отсюда слово "гараж", заимствованное из французского, куда этот корень попал через германские языки), а также, скорее всего, от этого же корня образован корень *wert-, означающий "вертеться". Вероятно, как раз из-за высокой подвижности и вертлявости белок этим словом их и начали называть. От корня *wert- происходят слова "вращаться", "вертеться", "время", "врата", "верста" и другие. Функции Велеса, как бога переходов и трансформаций, очевидно, связаны с этим корнем. Он отвечает за переход во времени по вращающемуся колесу жизни, за перемещение в пространстве на какое-либо расстояние, которое измеряется в верстах, а также, через врата осуществляются переходы.
Помимо вевёрок, от корня *wer- происходит и название воронов, которые связываются с мудростью и хитростью и считаются спутниками Велеса. Также, в скандинавской мифологии, у Одина, бога, по многим функциям тождественного Велесу, есть два ворона – Хугин и Мунин (буквально "мыслящий" и "помнящий"), что также позволяет связать эту птицу, а вместе с ней и корень *wer- с Велесом.
Ещё одно название вевериц – "векша". Векша – это ещё и название денежной единицы Древней Руси, "белка" и "веверица" также использовались в этом значении. А раз Велес – это бог богатства, то векша напрямую связана с ним.
Помимо этого, Велес известен как вещий бог. В "Слове о полку Игореве" Велесов внук Боян также называется вещим. Слово "вещий" родственно слову "ведать" и слову "ведун". Женская версия слова "ведун" – "вещица" или же "ведьма". В Пермском крае известен такой вариант слова "вещица", как "векшица", имеющий очевидное сходство со словом "векша". Собственно, скорее всего, как раз в результате контаминации "вещицы" и "векши" и появилась "векшица". Велес однозначно связан с магией, колдовством и ведовством, а значит, покровительствует и векшицам, и вещицам, и векшам.
В ранее упомянутом "Слове о полку Игореве" Боян описывается фразой, от которой происходит фразеологизм "растекаться мыслью по древу". Однако изначально это фраза имела иной смысл. Полная цитата, из которой взят этот отрывок, звучит как: "Боянъ бо вѣщiй, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслiю по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы.". Здесь описываются три мира: верхний – небо или облака, нижний – земля и срединный – древо. Логично предположить, что под древом имеется в виду именно мировое древо, как символ всего нашего мира. Каждому из этих миров соответствует животное, с которым сравнивается Велесов внук: верхнему миру соответствует орёл, нижнему – волк, однако срединный мир на первый взгляд является исключением, так как в нём Боян сравнивается с мыслью. Однако, на самом же деле, изначально в тексте имелась в виду не мысль, а мысь, то есть белка. Так считали многие исследователи 19 века, и сейчас эта версия является общепризнанной. Тогда всё встаёт на свои места – Велесов внук сравнивается с белкой, растекающейся по мировому древу. Хотя само происхождение этой ошибки также весьма интересно, ведь Велес – не только бог, соединяющий 3 мира, но и бог мудрости, и то, что в вышеупомянутом сравнении мысь была заменена на мысль, выглядит вполне соответствующим образу Бояна. Вполне возможно, эта якобы ошибка, изначально и была игрой слов, объединяющей 2 символа Велеса – белку и мысль.
В контексте мыси, растекающейся, то есть путешествующей по мировому древу, нельзя не вспомнить самую известную мифологическую белку – Рататоска. В скандинавской мифологии это белка, бегающая по древу Иггдрасиль в качестве посланника между змеем Нидхёггом (змей, как символ нижнего мира) и ётуном Хресвельг в облике орла (символ верхнего мира). На древе Иггдрасиль располагаются 9 миров, и, таким образом, Рататоск путешествует между всеми мирами, что роднит его с Одином или Велесом, как богом переходов между мирами. Корень rata- в имени Рататоск по одной из версий означает "путешественник", однако по общепринятой версии он означает "сверлить". Интересно, что этот же корень используется в названии бурава Рати, при помощи которого, Один добыл мёд поэзии. Любое искусство, в особенности, поэзия находится под покровительством Одина, как бога, укравшего мёд поэзии, у скандинавов, а у славян – Велеса, ведь его внук Боян, как раз и был поэтом.
Также, белки часто забывают, где зарыли свои орехи, что приводит к тому, что из их запасов вырастают новые деревья. То есть они играют важную роль в распространении семян и, по сути, сажают новые деревья. Это опять же связывает их с Велесом, так как своими действиями они не просто способствуют развитию природы, но ещё и поддерживают круговорот жизни в ней.
Таким образом, белки и по функциям, которые они выполняют в природе, и по происхождению различных своих наименований, и по своей роли в мифологии тесно связаны с Велесом.