Андрей МУСАЛОВ
Одним из наиболее показательных и мрачных примеров сотрудничества американских корпораций с гитлеровской Германией является история IBM. Если другие компании могли, в своё оправдание сказать, что не знали о преступном характере нацистского режима, то представители этой фирмы знали всё до последней детали. Ведь именно оборудование IBM использовалось в концентрационных лагерях для каталогизации узников. И именно вычислительные машины IBM присваивали жертвам массового уничтожения те самые номера, которые мы видим на архивных фотографиях.
Статистика «нового порядка»
Гитлер, задавшись целью «очистить Европу от всех расово неполноценных» людей, отчётливо понимал, что задача предстоит непростая — нужно было убить миллионы евреев, цыган, славян, чернокожих и представителей ещё множества неправильных народов. А ещё были подлежавшие ликвидации гомосексуалисты, коммунисты, представители упаднической культуры, да и просто — всех, кто не был лоялен «новому порядку».
Это означало, что требуется повести массовую перепись населения и создать систему идентификации людей, с учётом их происхождение, политических предпочтений и много другого. Да так, чтобы никто не мог укрыться от карающей машины третьего рейха. Но кто сможет обработать столь огромный объём статистических данных? На тот ни в Германии, ни в Европе не было структуры, способной с ним справиться. Зато она была в США.
Речь идёт о компании IBM, которая в то время контролировала около 90 % мирового рынка вычислительных машин, оснащённых перфокартами. Основанная 1896 году выдающимся инженером и статистиком Германом Холлеритом, к 1930-м годам IBM сумела стать «официальным поставщиком Белого дома», ведя статистику занятости более 25 миллионов американцев. Кроме того, фирма обслуживала статистические учреждения и различные предприятия ещё в 79 странах, где на неё работало 11 000 человек. Было у неё подразделение и в Германии — дочерняя структура Dehomag (Deutsche Hollerith Maschinen Gesellschaft).
В 1933-м Третий рейх предложил главе IBM Томасу Уотсону проведение в Германии статистических исследований. К тому времени в США уже было хорошо известно, что собой предоставляет гитлеровский режим. Американские газеты были полны сообщений из Германии о происходящих там погромах и убийствах, о сжигании книг, о тридцати тысячах человек, брошенных в концентрационные лагеря. Но это не остановило Уотсона, и он дал добро на техническую поддержку нацистской перепись населения 1933 года (позже она повторилась в 1939 году и также при посредничестве IBM).
Главной задачей переписи 1933 года было выявление евреев, даже если те не знали, что они евреи (например, когда их предки крестились или смени фамилию). Для этого была хитро составленная анкета, которая с помощью невинных на первый взгляд вопросов, позволяла выявить иудейские корни опрашиваемого за несколько поколений. Перфокарты с данными загружались в счётно-вычислительные машины IBM и те в процессе обработки выявляли кто есть, кто.
Уотсон лично контролировал ход переписи. В 1933-м он, как минимум, дважды был в Берлине, контролируя работу дочерней структуры Dehomag. А когда глава компании работал в Нью-Йорке, то внимательно изучал всю корреспонденцию из Германии, делая персональные комментарии по ключевым вопросам,
Расовая перепись, проведённая в Германии с помощью специалистов и оборудования IBM выявила около 600 тысяч евреев. Многие из них считали себя стопроцентными немцами, но статистика и машинная обработка указала, что в их жилах текла еврейская кровь. бабушек или прабабушек. Причём не только в третьем рейхе, но и в тех странах, которые немцы планировали завоевать в грядущей войне.
По результатам переписи нацисты провели массовое изъятие имущество у евреев. Тысячи из них были отправлены в тюрьмы и концлагеря, десятки тысяч бежали из Германии – тогда это ещё было возможно. За эти «заслуги» перед третьим рейхом Томас Уотсон был награжден орденом «Заслуг Германского Орла».
Кодировка смерти
Следующую перепись нацисты провели в 1939 году, после того, как 1 сентября Германия напала на Польшу, развязав вторую мировую войну. Уже 9 сентября 1939 года главный руководитель Dahomag Герман Роттке отправил в Нью-Йорк письмо, в котором просил Уотсона начать поставку алфавитных табуляторных механизмов.
На этот раз попавшие под перепись евреи не могли убежать, путь был только один — в гетто, а затем — в концлагерь. Сохранился документ от 21 сентября 1939 года, под названием «Еврейский вопрос на оккупированной территории». В нём начальник тайной государственной полиции рейха (гестапо) Рейнхард Гейдрих, давал инструкции по поиску и депортации евреев в гетто (эти мероприятия обозначались как «эвакуация»).
В нём, в частности, было сказано: «Я хотел бы подчеркнуть раз и навсегда, что главные меры (т.е. конечная цель) должны храниться в секрете. Первым шагом является контроль населения через перепись и регистрацию. Далее следует эвакуация. В основе эвакуации лежат документы переписи. Эти документы являются также и карточкой, дающей разрешение остаться. Поэтому всем должны быть вручены карточки до того, как их депортируют. Любой, у кого не окажется карточки, будет казнен… перепись будет проведена 17 декабря 1939 года».
Для проведения переписи и «эвакуации» IBM предоставила оборудование и изготовила множество перфокарт для фиксации входящей информации и для четкой табуляции исходящей. Перфокарты имели различные серии для различных категорий учёта. Одна серия позволяла учитывать религиозные предпочтения, другая — национальность, третья — родной язык. Таким образом, каждый человек на территории рейха был статистически учтён и не мог выпасть из-под бдительного ока гестапо. По мере захвата новых территорий в Дании, Голландии, Норвегии, Франции, проживавшее там население проходило через статистическое сито сотрудников IBM. А следом шли гестаповцы, осуществлявшие этническую чистку.
К концу сентября 1941 года при помощи IBM была проведена идентификации евреев большинства стран Европы, оккупированных к тому времени рейхом. Компании сформировала для главного статистика рейха Корхерра общую таблица евреев, подлежащих уничтожению, которая вошла в историю под названием «Таблица 11 миллионов». Именно это число — 11 миллионов людей, подлежали ликвидации для «окончательного решения еврейского вопроса».
Мероприятия по «окончательному решению» начались ноябрю 1941 года. Благодаря «таблицам» евреи системно отлавливались повсюду, где это было возможно. Спрятаться и ускользнуть из статистической сети было практически невозможно. Например, в Кракове существовал департамент польских железных дорог, который с помощью машин IBM вёл учет всех поездов, грузов и пассажиров. Работавший там Леон Кржеменьенски позже вспоминал, что сортируя информацию о евреях, рискнувших воспользоваться железной дорогой, он фактически отправлял их в газовые камеры. Но не понимал этого, как и сотни других сотрудников, работавших на IBM.
Переписью дело не ограничивалось. Пытливый мозг Томаса Уотсона постоянно придумывал новые сферы для деятельности своей компании в системе третьего рейха. Например, счётные машины IBM использовались в Комитете рейха по статистике. С их помощью фашисты подсчитывали всю статистику Третьего Рейха.
Одной из инноваций стала система учёта заключённых концлагерей. Специалисты IBM создали для этого удобную кодировку: Code 8 – евреи, Code 11 – цыгане, Code 3 – гомосексуалисты. Другая группа цифр указывала на то, в каком концлагере содержится узник. Цифры складывались в личный номер заключённого, нашивавшийся на одежду. В некоторых лагерях, например — Освенциме, номер вытатуировался на предплечье. У совсем маленьких детей номера размещались на бедре, так как на предплечье могло не хватить места. Номера учитывались вычислительными машинами IBM и позволяли отслеживать все перемещения узника, также его трупа.
Просто бизнес
Когда США вступили во Вторую мировую войну, IBM начала активно работать на оборонительную программу Штатов. Машины компании использовались для различных математических расчетов, логистики и других военных задач. Помимо всего прочего, на них работали учёные, задействованные в проектом «Манхэттен» — создании атомной бомбы.
IBM активно задействовала свои мощности для создания не только информационной, но и вполне физической продукции — автоматических винтовок Browning Automatic Rifle, карабинов M1, прицелов для бомбометания, запчастей для двигателей и т.д.
Чтобы продемонстрировать свой патриотизм, Томас Уотсон установил на данную продукцию номинальную прибыль в 1%. Её он направлял в фонд помощи вдовам и сиротам, потерявшим в войне своих близких. Однако, он ни разу не забывал о и своём немецком проекте. Хотя после вступления США в войну контакты с Германией были вне закона, сотрудники IBM поддерживали контакты с Dehomag через женевский филиал компании.
После поражения Германии в 1945 году многие компании поплатились за работу на рейх. Но не IBM. Когда в августе 1945 года в Лондоне между СССР, Великобританией и США было подписано соглашение об учреждении Международного Военного трибунала, то вопрос сотрудничества этой фирмы с нацистами было решено не затрагивать. Поговаривают, что причиной стала дружба Томаса Уотсона с президентом США Рузвельтом и его женой. К тому же, компания продолжала оказала неоценимые услуги для армии и государства и в послевоенный период.
О неприглядной теме сотрудничества IBM и нацистов вспомнили в феврале 2001 года, когда исследователь Эдвин Блэк написал бестселлер «IBM и Холокост». Автор — сын польских эмигрантов, переживших холокост, много лет посвятил работе в архивах США, Британии, Германии, Франции и Израиля. Он сумел найти документальные свидетельства о связях IBM и нацистов.
После выхода книги, разразился скандал. Многие пострадавшие от войны и Холокоста, коих в 2001 году оставалось немало, потребовали у IBM официальных извинений. Компания отказывалась их приносить и сняла с себя всякую ответственность за деятельность своих подразделений на территории Германии за период войны с 1941 по 1945 года.
Исследуя тёмную сторону IBM, Эдвин Блэк пришёл к выводу, что хотя германское руководство считало главу IBM сторонником своих идей, в реальности того интересовала исключительно прибыль. По этой причине IBM не продавала свои вычислительные машины гитлеровцам, но сдавала их в лизинг — так было выгоднее. Также компания отвечала за обслуживание, ремонт и пополнение перфокарт, запчастей. Если другие американские компании, сотрудничавшие с нацистами могли сказать, что они не знали, как клиенты используют их продукцию или оборудование, то в случае с IBM этот довод не работает — руководство фирмы знало малейшие детали происходящего геноцида и лично участвовало в нём. Также стоит отметить, что к 1948 году годовой оборот IBM утроился, по сравнению с довоенным, достигнув огромной по тем временам суммы в 140 миллионов долларов.
Фото из сети интернет