Железнодорожный кран — это подъёмный кран, установленный на платформе или ходовой части, передвигающийся по рельсовым путям железнодорожного типа.
1. Основное назначение и применение
Железнодорожные краны предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажных работ на объектах, связанных с железной дорогой, а также в других местах, куда можно проложить временные или постоянные пути.
Типичные задачи:
- Ликвидация крушений и аварий на железной дороге — подъем и установка на рельсы сошедших с путей локомотивов и вагонов.
- Погрузка и выгрузка тяжелых грузов (рельсов, шпал, железобетонных конструкций, оборудования) на станциях и складах.
- Строительно-монтажные работы на объектах промышленного и гражданского строительства, особенно когда стройплощадка имеет железнодорожный подъезд.
- Ремонт и обслуживание контактной сети, мостов и других инфраструктурных объектов.
- Сопровождение тяжеловесных грузов в составе поездов для выполнения промежуточных погрузочных операций.
2. Классификация
Железнодорожные краны классифицируются по нескольким признакам:
А) По типу ходовой части:
- Самоходные (на собственной платформе): Имеют собственную силовую установку и могут передвигаться самостоятельно как по путям общего пользования, так и по внутризаводским.
- Прицепные (несамоходные): Не имеют собственного двигателя для передвижения и перевозятся в составе поезда с помощью локомотива.
Б) По типу привода механизмов:
- Механические (с двигателем внутреннего сгорания): Наиболее распространенный тип. Дизельный двигатель приводит в действие генератор или гидронасосы, которые питают электродвигатели или гидромоторы лебедок и механизма передвижения.
- Электрические: Получают энергию от внешней сети (через контактную сеть или гибкий кабель). Чаще используются на стационарных или внутрицеховых кранах.
- Комбинированные (дизель-электрические, дизель-гидравлические): Сочетают преимущества разных типов приводов.
В) По грузоподъемности:
- Малой грузоподъемности: до 16 тонн.
- Средней грузоподъемности: 16-50 тонн.
- Большой грузоподъемности: 50-160 тонн.
- Сверхбольшой грузоподъемности: свыше 160 тонн (встречаются реже, часто являются специальными).
Г) По возможности поворота:
- Поворотные: Имеют вращающуюся платформу с грузовой стрелой. Это позволяет поднимать груз и поворачивать его в любую сторону от оси пути. Это самый распространенный тип.
- Неповоротные: Стрела закреплена жестко. Для изменения положения груза требуется перемещение всего крана.
3. Устройство и основные элементы
- Ходовая часть (тележки): Обычно две или более четырехосные тележки, позволяющие крану передвигаться по рельсовому пути и распределять нагрузку.
- Поворотная платформа: У поворотных кранов — это основа, на которой размещены все основные механизмы. Платформа опирается на опорно-поворотное устройство.
- Силовая установка: Дизельный двигатель с генератором (для электрического привода механизмов) или с гидронасосами (для гидравлического привода).
- Стреловое оборудование: Основная (и часто сменная) решётчатая стрела. Могут быть дополнительные гуськи (удлинители) для увеличения высоты подъема или вылета.
- Грузоподъемные механизмы:
Главная лебедка: Для подъема основного груза.
Стреловая лебедка: Для изменения угла наклона стрелы (изменения вылета).
Лебедка вспомогательного подъема: Для легких грузов. - Механизм поворота: Обеспечивает вращение платформы со стрелой.
- Механизм передвижения: Приводит кран в движение по рельсам.
- Опорные выносные домкраты (аутригеры): Критически важный элемент. Перед подъемом груза кран опускает эти домкраты на шпальные клетки по бокам от путей, чтобы разгрузить ходовые тележки, увеличить устойчивость крана и предотвратить его опрокидывание.
- Кабина управления: Место, откуда машинист управляет всеми операциями.
4. Преимущества и недостатки
Преимущества:
- Высокая мобильность по обширной сети железных дорог.
- Большая грузоподъемность.
- Универсальность применения.
- Высокая устойчивость при использовании выносных опор.
Недостатки:
- Привязанность к рельсовым путям. Не может работать там, где нет путей.
- Сложность и время на подготовку к работе (установка на упоры, раскладка балласта и т.д.).
- Ограниченная зона работы непосредственно вдоль железнодорожного полотна.
- Высокая стоимость и сложность в обслуживании.
5. Известные модели (на примере стран СНГ)
- КДЭ-163: Легендарный советский кран на железнодорожном ходу грузоподъемностью 160 тонн. Расшифровывается как Кран Дизель-Электрический, грузоподъемность 163 тонны.
- КЖ-922: Современный российский гидравлический кран грузоподъемностью 100 тонн.
- ГК-1 (Гусеничный Кран 1): Хотя и гусеничный, часто используется на железнодорожных строительных работах, но требует специальной платформы для перевозки.
Заключение
Железнодорожный кран — это мощный и специализированный инструмент, неотъемлемая часть железнодорожной и строительной инфраструктуры. Его ключевая роль — работа там, где есть рельсы, и там, где требуется поднимать исключительно тяжелые грузы, особенно в условиях, где другие типы кранов не справятся или не смогут добраться.
Эти и другие модели можно увидеть в профиле на АВИТО:
https://www.avito.ru/brands/dd7fc490819b1a8191424f1905c88ac5