Найти в Дзене

М.А. Булгаков и А.Ш. Мелик-Пашаев

"Общение с Асафьевым — крупным композитором и критиком, теоретиком и педагогом — было интересно и полезно для молодого дирижера, но особое очарование этой работе придало знакомство с автором либретто новой оперы Михаилом Булгаковым. Правда, отец был знаком с ним и раньше: Булгаков часто бывал в Большом, особенно любил «Фауста» и «Аиду» — спектакли, которыми дирижировал Александр Шамильевич. А дома показывал,— говорят, очень смешно,— как «маэстро Мелик» прогуливается по улице Герцена, поигрывая ненужной тросточкой. Но за время совместной работы это знакомство перешло в близкую дружбу. Часто, закончив спектакль, Александр Шамильевич надевал пальто поверх фрака и отправлялся, один или с женой, в гости к Булгаковым. В образе жизни, в личности Михаила Афанасьевича отца пленяло сочетание бедности — и щедрости, душевной глубины — и острой игры ума, пристрастия к интеллектуальному соперничеству, грустной проницательности — и беззаботного веселья. Любовь к творчеству Михаила Афанасьевича оте

"Общение с Асафьевым — крупным композитором и критиком, теоретиком и педагогом — было интересно и полезно для молодого дирижера, но особое очарование этой работе придало знакомство с автором либретто новой оперы Михаилом Булгаковым.

Правда, отец был знаком с ним и раньше: Булгаков часто бывал в Большом, особенно любил «Фауста» и «Аиду» — спектакли, которыми дирижировал Александр Шамильевич. А дома показывал,— говорят, очень смешно,— как «маэстро Мелик» прогуливается по улице Герцена, поигрывая ненужной тросточкой.

Но за время совместной работы это знакомство перешло в близкую дружбу. Часто, закончив спектакль, Александр Шамильевич надевал пальто поверх фрака и отправлялся, один или с женой, в гости к Булгаковым. В образе жизни, в личности Михаила Афанасьевича отца пленяло сочетание бедности — и щедрости, душевной глубины — и острой игры ума, пристрастия к интеллектуальному соперничеству, грустной проницательности — и беззаботного веселья.

Любовь к творчеству Михаила Афанасьевича отец сохранил на всю жизнь.

В нашем доме постоянно гостили еще неизданные рукописи Булгакова, звучала то дивная проза «Белой гвардии, то уморительные фельетоны, то выученные наизусть и почему-то всегда новые главы из «Мастера и Маргариты». Как-то, перечитывая сборник рассказов Булгакова, отец нашел место, где герой мысленно цитирует текст дуэта из «Севильского цирюльника»: «Что, синьор мой, вдохновенье мне дано? Как ваше мненье?» — «Последней фразы в опере нет, это он выдумал»,— заявил Александр Шамильевич. Потом задумался, раскрыл клавир и... нашел несуществующую фразу. «Значит, Булгаков смотрел клавир,— сказал он с изумлением.— Из зала это невозможно расслышать!»

Отец много раз говорил мне: «Как жалко, что тебе не пришлось встретиться с Михаилом Афанасьевичем! Вот с кем бы тебе было интересно! Вот кто мог бы много дать тебе!» Так он говорил только о двух людях; вторым был любимый брат Георгий Шамильевич".

А.А. Мелик-Пашаев, Звучание жизни. 2-е издание. Издательство "Музыка", Москва, 1989 г.

"А что касается М.А. Булгакова, то известно, что его любимыми операми были «Аида» и «Фауст». Вот именно на «Фаусте» в Большом театре и произошло знакомство. Инициатором знакомства стала Елена Сергеевна, обратившая внимание Михаила Афанасьевича на молодого, интересного, пластичного и талантливого дирижера. Впоследствии, когда они подружились, Булгаков передразнивал ее, показывая дружеский этюд, (это и отец видел), как ее (Елены Сергеевны) «Любимый Мелик» ходит с тросточкой по улице Герцена. Отец очень ценил дружбу Булгакова, и часто бывал у него с мамой, а иногда, даже после спектакля, надев пальто поверх фрака. Мне такой стиль жизни отца было уже трудно себе представить. Это объяснимо - ведь он был тогда на десять лет моложе. В пору знакомства с отцом, началась травля Булгакова. Доставалось ему серьезно. И несмотря на трудности жизни, они проводили время весело. Была беззаботность, наивные шутки, импровизации. Большой юмор был в цене, и здесь отец мог соперничать с Михаилом Афанасьевичем. Дружили они до самой смерти Булгакова, до 1940 года. Это была удивительная страница в жизни отца".

«Бескомпромиссный рыцарь искусства», к 100-летию великого русского дирижёра А. Ш. Мелик-Пашаева. Журнал «Музыкант-классик», октябрь-ноябрь 2005 года.

-2

Булгаков увлекался классической музыкой, предпочитал произведения Д. Верди, Ш. Гуно, П.И. Чайковского, играл на пианино и даже сочинил польку. Среди знакомых писателя в разное время были музыканты и композиторы – он общался с И.О. Дунаевским, Д.Д. Шостаковичем, Б.В. Асафьевым. В 1930-х годах одним из самых близких в булгаковском кругу был дирижер Большого театра Александр Шамильевич Мелик-Пашаев.

В центре внимания выставки – редкие экспонаты, полученные музеем в дар от Александра Александровича Мелик-Пашаева, сына дирижера: нотное издание «Щелкунчика» с шуточной дарственной надписью Булгакова, а также рисунок, изображающий Булгакова и Мелик-Пашаева за игрой в бильярд. Оба предмета хранились в домашней коллекции Мелик-Пашаевых и выставляются впервые.

Без звонка: Мелик-Пашаев в гостях у Булгаковых. Музыкальный Клондайк. https://www.muzklondike.ru/news/5420

Сценарист Сергей Ермолинский вспоминал, что ко второй половине 1930-х годов круг булгаковских знакомых сузился — «…гости стали его утомлять. Он предпочитал, чтобы приходили “свои”». В то время одним из самых ярких среди «своих» в булгаковском кругу был дирижер Большого театра Александр Шамильевич Мелик-Пашаев.

Экспонаты выставки на сайте Музей М.А. Булгакова https://bulgakov.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/3564778