Найти в Дзене
Автор Светлана Гафурова

"Лебединое озеро", как некий символ и тайный код эпохи... Разбор стихотворения Бродского "Представление". Окончание...

Стихотворение Иосифа Бродского "Представление" очень сложно перевести на другой язык. На это пожаловался переводчик Томас Кэмпбелл. Здесь слишком много такого, чего никогда не было в других странах, причем, на уровне вкусов, запахов, названий учреждений, пропагандистских штампов, каких-то поговорок, сленговых словечек, которые понятны только тем, кто жил в Советском Союзе. Их в стихотворении Бродского очень много. Начиная с детской присказки: "точка, точка, запятая, вышла рожица кривая", с деформации которого начинается само стихотворение. И заканчивая присказкой: "У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил. И в землю закопал и надпись написал"... И снова все сначала. Мало кто из иностранцев поймет почему комсомол у Бродского ассоциируется с запахом одеколона "Шипр", а пионеры - с фанерной доской. Тут же масса цитат из различных стихотворений русских поэтов. Например, цитата из стихотворения Александра Пушкина "Утопленник" "Тятя, тятя, наши сети притащили мертве
Балет "Лебединое озеро"
Балет "Лебединое озеро"

Стихотворение Иосифа Бродского "Представление" очень сложно перевести на другой язык. На это пожаловался переводчик Томас Кэмпбелл. Здесь слишком много такого, чего никогда не было в других странах, причем, на уровне вкусов, запахов, названий учреждений, пропагандистских штампов, каких-то поговорок, сленговых словечек, которые понятны только тем, кто жил в Советском Союзе. Их в стихотворении Бродского очень много. Начиная с детской присказки: "точка, точка, запятая, вышла рожица кривая", с деформации которого начинается само стихотворение. И заканчивая присказкой: "У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил. И в землю закопал и надпись написал"... И снова все сначала.

Мало кто из иностранцев поймет почему комсомол у Бродского ассоциируется с запахом одеколона "Шипр", а пионеры - с фанерной доской. Тут же масса цитат из различных стихотворений русских поэтов. Например, цитата из стихотворения Александра Пушкина "Утопленник" "Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца". Здесь же трансформированная цитата из "Манифеста коммунистической партии: "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма". Да и все стихотворение напоминает пародию на поэму Александра Блока "Двенадцать". Бродский как бы говорит своему гениальному предшественнику: "Посмотри, Саша, во что все превратилось! Во что вылились твои романтические иллюзии!"

То есть, чтобы иностранцу понять это стихотворение, надо очень глубоко и надолго погрузиться в советскую жизнь, в ее быт, культуру, литературу, политику, социум. Потому-то "Представление" и считается до сих пор неким постмодерном, зачастую абсурдным и малопонятным массовому читателю, обывателю.

Мне же, как человеку, большую часть жизни прожившему в Советском Союзе, здесь понятно почти все.

Ну, например, вот эта кода звучит очень современно. Она будто про день сегодняшний. Она будто о том, о чем мы сегодня каждый день читаем на ленте новостей:

Входят Мысли О Грядущем, в гимнастерках
 цвета хаки.
 Вносят атомную бомбу с баллистическим снарядом.
  Они пляшут и танцуют: "Мы вояки-забияки!
   Русский с немцем лягут рядом; например,
   под Сталинградом".
   И, как вдовые Матрены, глухо воют циклотроны.
   В Министерстве Обороны громко каркают вороны.
   Входишь в спальню - вот те на:
   на подушке - ордена.

      "Где яйцо, там - сковородка".
      "Говорят, что скоро водка
      снова будет по рублю".
      "Мам, я папу не люблю".

Далее, в следующей коде Бродский обращается к православию в России и к современной философской мысли:

Входит некто православный, говорит: "Теперь я -
      главный.
      У меня в душе Жар-птица и тоска по государю.
      Скоро Игорь воротится насладиться Ярославной.
      Дайте мне перекреститься, а не то - в лицо ударю.
      Хуже порчи и лишая - мыслей западных зараза.
      Пой, гармошка, заглушая саксофон - исчадье
      джаза".
      И лобзают образа
      с плачем жертвы обреза...

      "Мне - бифштекс по-режиссерски".
      "Бурлаки в Североморске
      тянут крейсер бечевой,
      исхудав от лучевой".

Кто же это - некто православный, тоскующий по государю? И кто считает, что "мыслей западных зараза -хуже порчи и лишая?"

Мне почему-то сразу представляется образ кинорежиссера Никиты Михалкова, изгоняющего сегодня бесов с телевизионного экрана и тоскующего по государю. И - философ Александр Дугин, противопоставляющий либерализму, фашизму и коммунизму, а также западному глобализму некий особый путь России, с возвращением к традиционализму и к мифу, к мифическому сознанию времен князя Игоря и Ярославны.

Ну и в народной частушке, завершающей эту коду, есть некий намек: "Мне -бифштекс по-режиссерски".

Далее Бродский вводит в свою буффонаду нового героя - Мысли О Минувшем:

Входят Мысли О Минувшем, все одеты как попало,
      с предпочтеньем к чернобурым. На классической
      латыни
      и вполголоса по-русски произносят: "Все пропало,
      а) фокстрот под абажуром, черно-белые святыни;
      б) икра, севрюга, жито; в) красавицыны бели.
      Но - не хватит алфавита. И младенец в колыбели,
      слыша "баюшки-баю",
      отвечает: "мать твою!"".

      "Влез рукой в шахну, знакомясь".
      "Подмахну - и в Сочи". "Помесь
      лейкоцита с антрацитом
      называется Коцитом".

Беседуя с некоторыми современными писателями я ни раз и ни два встречала подобные мысли о минувшем: с тоской о фокстроте под абажуром, об икре и севрюге, которыми питалась знать в исчезнувшей царской России и с мечтами о возрожденной монархии. Но нынешние младенцы уже с колыбели отвечают на все это лишь "мать твою!"

Нынче не до пердимоноклей в наше грубое время! Знакомясь сразу влезают в шахну ( в просторечии - женский половой орган). А сама атмосфера советской жизни напоминает Бродскому Коцит, самый низкий круг ада в в"Божественной комедии" Данте Алигьери, где обитают предатели и люди, совершившие сложные мошенничества.

Далее Бродский добрался и до пионеров и до пенсионеров-стукачей:

Входят строем пионеры, кто - с моделью из фанеры,
      кто - с написанным вручную содержательным
      доносом.
      С того света, как химеры, палачи-пенсионеры
      одобрительно кивают им, задорным и курносым,
      что врубают "Русский бальный" и вбегают в избу
      к тяте
      выгнать тятю из двуспальной, где их сделали,
      кровати.
      Что попишешь? Молодежь.
      Не задушишь, не убьешь.

      "Харкнул в суп, чтоб скрыть досаду".
      "Я с ним рядом срать не сяду".
      "А моя, как та мадонна,
      не желает без гондона".

Здесь модель из фанеры, по всей видимости подразумевает модели планеров, которыми увлекались советские пионеры. Есть и намек на Павлика Морозова, предавшего отца, но канонизированного в пионеры-герои. Здесь и вечный конфликт поколений, когда дети изгоняют тятю из спальни из той кровати, на которой они были сделаны. И далее цитата из Гимна демократической молодежи Льва Ошанина: "Эту песню запевает молодежь. Эту песню не задушишь, не убьешь!" И снова грубая бытовая действительность жития в коммуналках, в которых обитало достаточно много советских людей до эпохи хрущевок, показанная в отрывочных фразах, подслушанных в толпе.

Но вот, пожалуй, самая интересная кода, которая стала узнаваемым, тайным кодом и нашего времени. Это намек на балет Петра Ильича Чайковского "Лебединое озеро". Именно этот балет транслировался почти целый день 19 августа 1991 года в день неудавшегося переворота ГКЧП, комитета, попытавшегося спасти и вернуть советскую власть. Многие и сегодня тоскуют о том дне и мечтают вновь увидеть затянувшийся балет на экранах своих телевизоров. Бродский, умерший в 1996 году, конечно же, был свидетелем данного события. Но он встал тогда на сторону Ельцина и поддержал именно его.

Здесь же в его стихотворении Лебедь из знаменитого балета и взвод берез, что "корчит рожи первой скрипке" ассоциируются с официальной советской культурой, где ее фасадом был ансамбль "Березка" и классическая музыка Чайковского. Это было повседневной и непререкаемой обыденностью того времени. Такой же обыденностью, как идущий дождь, лай собаки и дрянь, мучающая инвалида А где причина всего этого и где следствие -уже не разобрать, потому что они находятся в вечной склоке, как и сегодня мучающее всех нас некое событие., где причина и следствие снова вступили в неразрешимую склоку.


      Входит Лебедь с Отраженьем в круглом зеркале,
      в котором
      взвод берез идет вприсядку, первой скрипке корча
      рожи.
      Пылкий мэтр с воображеньем, распаленным
      гренадером,
      только робкого десятку, рвет когтями бархат ложи.
      Дождь идет. Собака лает. Свесясь с печки, дрянь косая
      с голым задом донимает инвалида, гвоздь кусая:
      "Инвалид, а инвалид.
      У меня внутри болит".

      "Ляжем в гроб, хоть час не пробил!"
      "Это - сука или кобель?"
      "Склока следствия с причиной
      прекращается с кончиной".

И снова поэт вспоминает о своих печальных контактах с силовыми структурами, которые не менее печальны и сегодня, в наши дни...


Входит Мусор с криком: "Хватит!" Прокурор скулу
      квадратит.
      Дверь в пещеру гражданина не нуждается в "сезаме".
      То ли правнук, то ли прадед в рудных недрах тачку
      катит,
      обливаясь щедрым недрам в масть кристальными
      слезами.
      И за смертною чертою, лунным блеском залитою,
      челюсть с фиксой золотою блещет вечной мерзлотою.
      Знать, надолго хватит жил
      тех, кто головы сложил.

      "Хата есть, да лень тащиться".
      "Я не блядь, а крановщица".
      "Жизнь возникла как привычка
      раньше куры и яичка".

Всем, кто жил в СССР, конечно же понятно, кто такой Мусор и даже объяснять не надо. Объяснять это надо лишь, наверное, иностранцу. Прокурор скулу квадратит - от этой строки веет извечным иррациональным страхом советского человека перед силовыми структурами. У меня, например, этот страх сидит глубоко в генах.

И в этой коде, наконец, появляется женщина -крановщица, а вовсе не б.... Кстати, женщин в этом стихотворении Бродского практически нет, кроме Лебеди, дряни и крановщицы, что навевает мысль о том, что тоталитаризм, по мнению автора -скорее всего изобретение мужчин, а не женщин. Ведь стихотворение это - выстрел в тоталитарную систему, попытка уничтожения всего советского, которое Бродскому кажется абсолютно отвратительным, в том числе и советская пропаганда, которую не смогли удержать надолго даже крепкие жилы тех, кто за нее головы сложил, то есть прадеды, катавшие тачки в рудниках.


И вот сцена представления вся заполнена. Бесформенная масса застыла неким холодцом, под именем "советский народ", который в представлении Бродского таков:
"Мы улавливаем существенные черты и качества советского гражданина: зашоренность, привычку жить по команде, готовность в каждом инакомыслящем видеть врага, вечную раздражительность и агрессивность".

И здесь у автора нет никаких иллюзий по поводу этой массы, которая хором совокупилась и вывела гибрида, у которого нет никакого будущего, кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе и реакции цепной, которой сегодня нас пугают буквально каждый день:


Мы заполнили всю сцену! Остается влезть на стену!
      Взвиться соколом под купол! Сократиться
      в аскарида!
      Либо всем, включая кукол, языком взбивая пену,
      хором вдруг совокупиться, чтобы вывести гибрида.
      Бо, пространство экономя, как отлиться в форму
      массе,
      кроме кладбища и кроме черной очереди к кассе?
      Эх, даешь простор степной
      без реакции цепной!

      "Дайте срок без приговора!"
      "Кто кричит: "Держите вора!"? "
      "Рисовала член в тетради".
      "Отпустите, Христа ради".

И тут, наконец-то, в своей последней коде появляется и сам автор и проявляются некоторые его эмоции. Но автор пытается исключить свое сердцебиение по поводу своего депрессивного представления о том, что все кончается смертью. И больше ничем., по его мнению.

Входит Вечер в Настоящем, дом у чорта на куличках.
      Скатерть спорит с занавеской в смысле внешнего
      убранства.
      Исключив сердцебиенье - этот лепет я в кавычках -
      ощущенье, будто вычтен Лобачевский
      из пространства.
      Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер.
      Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех,
      кто умер,
      кто пророс густой травой.
      Впрочем, это не впервой.

      "От любви бывают дети.
      Ты теперь один на свете.
      Помнишь песню, что, бывало,
      я в потемках напевала?

      Это - кошка, это - мышка.
      Это - лагерь, это - вышка.
      Это - время тихой сапой
      убивает маму с папой".

И в завершающей строфе стихотворения - предвидение конца и самой советской социальной системы, которую поэт вывел на свет и представил в виде грубой цирковой буффонады, где одномоментно вдруг встретились все: и гении прошлого, и тираны, и народ.

"Это -лагерь, это вышка". То есть соцлагерю придет конец, по мнению автора - -вышка, но сначала Запад поиграет с ним в кошки-мышки.

Здесь как бы перед входом в дантовский ад можно прочитать слова: "Оставь надежду всяк сюда входящий!" И автор тоже не оставляет своему читателю никаких надежд.

Собственно, так он и случилось на самом деле... Империя, просуществовавшая чуть более 70 лет ,вдруг рухнула в одночасье, как колос на глиняных ногах.

В заключительных двух строках " это время тихой сапой убивает маму с папой" - личное горе поэта, которому так и не дали увидеться с мамой и с папой, сколько он ни просил об этом, обращаясь десятки раз к руководству Советского Союза. Его родителей не выпустили к сыну. И поэту не дали проститься с умершими родителями.

Конечно, и эта личная трагедия наложила свой глубокий отпечаток на восприятие Бродским советской действительности...

Скажу сразу, что лично мое восприятие советской действительности во многом не совпадает с авторским. Я родилась и жила в менее кровожадные и в более спокойные советские времена, которые почему-то окрестили "застоем". И у меня сохранились очень теплые и хорошие воспоминания о том времени. Здесь же я просто попыталась разобрать довольно-таки сложное и мастерски сделанное литературное произведение поэта Бродского со своим взглядом на то время и со своим восприятием той действительности...

Дорогие читатели! Если вам интересно читать мои посты и статьи, буду вам очень благодарна за лайк и за любую сумму доната.

КАРТА YooMoney 4048025001767873 или по ссылке

https://dzen.ru/id/5c2f49657f172e00ac05f439?donate=true