Когда мы говорим правильно, всегда подразумевается, что есть какое-то правило. Вот правило: если поставить иначе ударение, то это уже ошибка. Как некая корректировка курса корабля, из-за которой уже не попасть в нужную нам спокойную гавань.
Как мы помним, главное житейское пристанище среди бушующего моря старостей жизни — это Христос. Об этом много поётся в песнопениях в храмовом богослужении.
Поэтому, конечно, когда мы отходим ко сну, это нам напоминает о нашей телесной немощи: мы не можем продержаться, даже если очень любим и цепляемся за земную жизнь, всё от неё отсчитываем и часто забываем о жизни вечной и небесной. Тем не менее, в лучшем случае треть жизни мы проводим во сне, а когда мы гордимся тем, что спим меньше, чем треть суток, это всё-таки сказывается на нашем здоровье и самочувствии. Как раз радости при бодрствовании нам не прибавляет, а наоборот добавляет какого-то, увы, раздражения.
Наша молитва при отходе ко сну очень важна не только для того, чтобы поблагодарить Господа за прошедший день. Благодарность — это очень важно. Завершить день с благодарностью — это необходимо. Не то что: «Ой, Господи, у меня накопились проблемы в течение дня, и я тебя попрошу: пока я буду спать, реши эти проблемы». На самом деле, о том тоже можно попросить, но прежде всего Господа надо поблагодарить.
Когда мы оглядываемся на прошедший день, всегда должны совершать некий минимум покаяния. Надо понимать, что покаяние — это не только исповедь. Исповедь — это такая вершина покаяния, к которой ты идёшь, осознавая свои грехи и начиная борьбу с ними. Засвидетельствовав своё покаяние в исповеди, ты берёшь и пытаешься исправиться, как бы спускаясь с этой вершины. Поэтому точно так же мы должны помолиться и о прощении своих грехов, попросить Господа о помощи в преодолении прежде всего своих внутренних проблем — не внешних материальных трудностей или трудностей со здоровьем, а проблем своей души.
Конечно, мы помним, что жизнь продолжается у нас во сне. Разум наш расслабленный, а наш враг лукавый, сила бесовская не дремлет. Поэтому и во сне мы всегда молимся, чтобы сон был без сновидений.
Люди суеверные, далёкие от веры, наоборот, надеются, что во сне что-то откроется, что какой-то святой придёт, чтобы глас Божий был. Но, увы, это чаще всего будут какие-то лукавые козни. Поэтому норма христианской просьбы — это сон без сновидений со святоотеческих времён, чтобы наш центральный узел нервной системы смог разгрузиться. Никакого лукавого мусора ночью туда не закидывали. И поэтому, проснувшись, мы уже можем с ясной головой решать ту или иную проблему.
Все эти темы для нашей вечерней молитвы, в принципе, уже есть как образец для подражания в сборнике молитв, написанных в разные века разными людьми. Чьё-то авторство известно, а чьё-то — неизвестно. Этот сборник, который в XVII веке дошёл до Руси, был переведён на церковнославянский язык и составляет у нас молитвы на сон грядущий, которые есть в любом православном молитвослове.
Существует проблема, с которой сталкиваются уже воцерковлённые люди, а именно то, что надо вычитать. Есть этот норматив молитвы на сон грядущий. Надо прочитать кровь из носу. Люди переживают не из-за того, что не пообщались с Богом, а на исповеди говорят: «Ой, батюшка, я не вычитал молитву».
Надо понимать, что это не обязательно. Богу не нужно вычитывание молитв. Текст в молитве на сон грядущий — это опора, на которую мы опираемся, чтобы в общении с Богом приблизиться. Опора, а не преграда. Когда у тебя есть стремянка, она не нужна, чтобы, когда ты бежишь по ровной дороге, забираться на неё, спотыкаться, падать, отряхиваться и бежать дальше. Стремянка нужна, чтобы перелезть через какое-то препятствие, а не чтобы быть этим самым препятствием. Точно так же и молитвословие — это нам в помощь, а не в помеху.
Поэтому, если ты берёшь и не читаешь все эти молитвы из молитвослова, это не проблема. Но при этом, особенно для людей, которые только начинают регулярно молиться вечером, имеет смысл заглянуть в молитвослов, чтобы помолиться не только о своих земных делах, но и о душе, о покаянии, поблагодарить Господа и найти для этого слова человека, который жил уже сотни лет назад. Они по-прежнему актуальны, и мы можем на эту молитву опираться.
Что ещё важно? Вечерние молитвы — это не обязательно молитвы, которые читаются прямо перед сном. Даже в обычном молитвословии можно увидеть, что курсивом написано: "Когда отходишь ко сну, остаётся буквально несколько молитв." То есть подразумевается, что основную часть молитвы ты молишься вечером, когда есть свободное время и силы.
Логично, что, когда ты пришёл с работы, ты взял, может, немного отдохнул и помолился, пока у тебя голова ещё ясная. А потом, когда сделали все домашние дела, когда ты уже отдохнул, посмотрел какие-нибудь подкасты и так далее, уже после этого ты взял несколько молитв, упал на подушку и заснул.
Если ты очень устал и у тебя было мало свободного времени, ничего страшного, если ты падаешь и засыпаешь, просто говоря: "Господи, благослови меня на наступающий сон."
Но надо быть честным. А вот если у тебя время на развлечения было целый вечер, а на молитву не достало, то это уже не совсем честно по отношению к Богу. Тут, конечно, надо ситуацию исправлять.
Текст основан на видео с канала «Духовный дневник». Подписывайтесь на наш канал в telegram👇